Приходской листок Троицкого собора, 05 (1026) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

(Послание к Колоссянам, глава 3, ст. 12-16.)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

(Евангелие от Луки, глава 18, ст. 18-27.)

Слово на евангельское чтение о богатстве и Царствии Божием (Лк. XVIII, 18-27) 

Прот. Александра Ганабы

​Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами верующие люди, христиане. Следовательно, наша жизнь – это жизнь со Христом. Но в чем цель нашей жизни и в чем смысл нашей жизни? Что делаем мы в этой жизни со Христом? Мы идем за Христом. А куда нас Христос ведет? Христос ведет нас по жизни за Собой из этой временной жизни, которая имеет очень краткий период, в жизнь вечную. А жизнь вечная – это то, что мы сейчас с вами до конца осознать не можем, но то, что снимет все наши несчастья и скорби, все наши болезни, все наши неудовольствия. Жизнь вечная – это то, что даст нам необыкновенное счастье, блаженство. Жизнь вечная – это то, что на ум наш ограниченный даже прийти не может. Мы представить себе не можем, как говорит апостол Павел, «что Бог уготовал любящим Его» (см. 1 Кор. 2, 9).

Но встает вопрос, что нам делать, как нам жить, что значит идти за Христом, чтобы наследовать эту вечную жизнь? Какие поступки мы должны совершать? Есть ли список такой дел, совершая которые, ты можешь быть уверен, что ты на пути к вечной жизни? 

Священникам очень часто приходится сталкиваться с такими вопросами, когда люди спрашивают, что нужно делать верующему человеку. Потому что нам хочется, чтобы нам выдали простую инструкцию, где по пунктам мы бы одно выполнили, второе, третье, четвертое – и все в порядке, мы все сделали. Некоторые так и думают. Говорят, ну вот, чтобы быть христианином, что нужно делать: утренние молитвы читать, вечерние, среду-пятницу соблюдать, посты, в воскресный день приходить в храм Божий и придерживаться заповедей Господних. Ну, действительно, хороший рецепт, правильный. Правильный.

Но что дальше происходит с этим же человеком? Приходит, к примеру, этот человек на исповедь, и он не знает, в чем ему каяться. Он говорит: да я, в общем-то,особо не грешен, все делаю, что нужно.

Так есть ли такой список дел и поступков христианских? Оставил ли Христос такой перечень, исполнив который, мы можем гарантированно попасть в Царство Божие? Об этом сегодня как раз и рассказывает нам Святое Евангелие (Лк. 18, 18–27). Вслушаемся в него еще раз, и вдумаемся, и приложим к своей жизни, чтобы нам было понятно, чем отличается путь христианской жизни от любых других вероучений.

Подходит к Иисусу Христу один юноша и говорит: «Учитель благой, что мне делать, чтобы получить вечную жизнь?» Ему Господь говорит: «Что ты Меня называешь благим? Благ один Бог!» 

Он так ему сказал потому, что этот юноша подошел к Нему, видя в Нем просто учителя праведности. А сам Иисус Христос был истинный Бог и истинный человек. И указывает этому юноше Он на то, что надо идти не по пути человеческому, а по пути Божьему. И далее говорит ему: «Знаешь заповеди? Исполняй их», – и перечисляет известные заповеди Моисея. Не все, а некоторые: не убей, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, чти отца и мать своих. А дальше удивительно самонадеянный ответ Иисус Христос слышит от юноши. Юноша уверенно говорит о себе: «Все это я сохранил от юности своея». То есть он все заповеди исполняет (см. Лк. 18, 18–21).

Понимаете, в чем ошибка этого юноши? Сколько мы знаем святых подвижников, которые буквально дни и ночи проводили в молитве, совершали множество святых дел, чудеса совершали даже! И о себе говорили: «Мы – грешники, не знающие воли Божией». Представляете, святые люди смотрят на себя и говорят, что они грешники. Почему? Потому, что у них открыто духовное зрение. И они видят величие Божие и ограниченность человеческую. А тут человек говорит, юноша еще, а уже о себе говорит: «Я все исполнил от юности своей».

Вот так и нам кажется иногда, когда мы на исповедь приходим, – все исполнили: и постились, и молились, и правила читали, и ничего плохого не делали. Это мы так о себе думаем. А Господь Иисус Христос говорит, что даже гневающийся на брата своего напрасно и осуждающий его как бы убивает его в сердце своем и подлежит суду и даже «геенне огненной» (см. Мф. 5, 22).

Представляете, какое требование к внутреннему миру человека, что если даже кто воззрит на другого с вожделением, уже прелюбодействует в сердце своем(см. Мф. 5, 28)! Какой чистоты должен быть внутренний мир! Как это нам увидеть? 

Итак, этот юноша не видит своих грехов и говорит, что он праведный. Тогда Господь ему говорит: «Ну, раз ты праведный, тебе очень малого недостает. Иди, продай свое имение, раздай нищим и иди за Мной, и будешь иметь Царство Небесное». И юноша тотчас опечалился. Опечалился и отошел от Иисуса Христа(см. Лк. 18, 22–23; Мк. 10, 21–22). Как легко исчезло все его благочестие! Потому что его сердце было гораздо больше привязано к тому богатству, которое он имел, нежели к правде Божией. Сам Господь был перед ним и говорит: «Иди за Мной», а он опечалился и ушел. 

Вот, дорогие братья и сестры, как легко проверяется и наше с вами благочестие. Очень легко. У каждого из нас. Ведь о чем говорит этот вопрос? Христос указывает ему на иерархию ценностей, на то, что важнее: что первостепенное в этой жизни, а что второстепенное. А оказывается, что заповеди Божии и благочестие для этого юноши были второстепенными. А богатство – первостепенным. Он не смог с ним расстаться. Сердце его было привязано к этому богатству.

Себя проверим. В свою душу посмотрим. Что для нас самое важное в жизни, а что второстепенное? Всегда ли для нас правда Божия и заповеди Божии первостепенны? 

И вот потом Христос говорит с сожалением: «Как трудно и неудобно войти богатому в Царство Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь Игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (см. Лк. 18, 24–25).

Многие из вас уже знают, потому что слышали этот рассказ не раз или читали в объяснениях евангельских, что Игольными ушами назывались узкие ворота в городе Иерусалиме. И когда караван путников с верблюдами приходил к этим воротам, то с верблюда надо было, во-первых, снять всю поклажу, все снять, – потому что они мало того, что узкие были, эти ворота, еще и низкие, – а потом обученный и дрессированный верблюд становился на колени и проползал в эти ворота. 

Вот такой образ вхождения в Царство Божие предлагает нам Иисус Христос: снять с себя поклажу своих грехов, своих пристрастий, своих страстей; встать на колени в покаянии и осознании своего недостоинства, – и только таким образом возможно войти в Царство Небесное. 

Апостолы услышали это и ужаснулись. Они говорят: «Господи, кто же тогда может спастись?» (см. Лк. 18, 26; Мк. 10, 24) Представляете, апостолы, которые все оставили! У них тоже было, можно сказать, относительное богатство. Для рыбака его сети – это богатство; хорошие сети – это орудие его труда, его пропитание. Лодка хорошая – это то, что необходимо ему для жизни. А они оставили свои лодки, свои сети и тот небольшой домашний скарб, который у них был. Ведь само понятие богатства относительное. У других и сетей не было, а у апостолов были. И сети и лодки. Они все это оставили и пошли за Христом. Но они и то ужаснулись, зная свою привязанность к каким-то вещам, и говорят: «Господи, кто же тогда может спастись?»

Вот, действительно, братья и сестры, вопрос: кто же может спастись? Потому что если мы посмотрим в свои сердца, то увидим свою привязанность и к вещам мира сего, и к суетным нашим привычкам, и комногому другому, что невозможно отнести к высокой духовной жизни. Поэтому, когда мы вновь задумаемся, как же войти в Царство Божие, какой список добрых дел? Есть ли он такой? Можно ли его выполнить?

Ну, действительно, если вот, скажем, молиться утром и вечером – это хорошо. А что, почему? А вдруг можно еще больше молиться? Не только вечерние и утренние молитвы, а можно еще и каноны и акафисты читать. Этого достаточно? А кто-то еще скажет: так и этого мало, а еще можно Псалтирь почитать. А третий скажет: так читать-то ты читаешь глазами и языком, а душа-то твоя где, когда ты читаешь? И тогда скажут: а вот некоторые святые говорили, что как только увидишь, что твоя мысль ушла от какого-то слова – вернись назад. Но тогда получится так, что мы, может быть, дальше «Отче наш…» и не пройдем, потому что наши мысли и на минуту не могут сосредоточиться.

Конечно же, дорогие братья и сестры, нет и не может быть исчерпывающего списка дел и поступков для христианина, которые бы он совершил и сказал: «Все! Теперь я гарантированно получил место в Царстве Божием». Сколько ты ни будешь делать, все равно будет всегда мало. Потому что Бог беспределен.Любовь Божия беспредельна. И сколько бы мы ни делали, и сколько бы мы ни шли за Господом, все равно мы всегда от Него отстаем. 

Так что же мы тогда, не спасемся? А вот и нет! Христос говорит удивительные слова, которые должны всех нас с вами ободрить и вселить в нас надежду: «Что невозможно человеку, – говорит Господь, – то возможно Богу» (см. Лк. 18, 27). Мы спастись сами не можем. Господь и Спаситель наш Иисус Христос для того и пришел в мир, чтобы никто из верующих в Него не погиб, но имел бы жизнь вечную. Он пришел нас спасти. И нам следует стремиться изо всех сил идти за Ним, идти по этой жизни. И что бы мы ни сделали, никогда не ставить себе в заслугу и не говорить, что вот, мы уже что-то исполнили. И сколько бы мы ни достигали каких-то успехов в своей духовной жизни, никогда этим не хвалиться, потому что мы должны понимать, что подымаешься на одну гору, а вслед еще другая, более высокая гора. Идти, и идти, и идти всю жизнь за Спасителем Господом нашим Иисусом Христом, всю земную жизнь. Будем идти за Христом –войдем и в жизнь вечную!

Так что же мы должны делать, чтобы войти в жизнь вечную? Идти за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

31 января 2016 года