Приходской листок Троицкого собора, 06 (1027) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

(Первое послание к Тимофею, 1 глава, ст. 15-17.)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

(Евангелие от Луки, 18 глава, ст. 35-43.)

Священномученик Иоанн Кочуров

Память 31 октября (13 ноября)

(Продолжение, начало в № 46-52 (2018 г.), 3,4 (2019 г.))

            Петроградский корреспондент воспроизвел ужасающую картину мученической гибели отца Иоанна и последовавших за ней событий с дополнительными подробностями. "Священники были схвачены и отправлены в помещение Совета Рабочих и Солдатских Депутатов. Священник отец Иоанн Кочуров воспротестовал и пытался разъяснить дело. Он получил несколько ударов по лицу. С гиканьем и улюлюканьем разъяренная толпа повела его к царскосельскому аэродрому. Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря. Выстрел, другой – взмахнув руками, священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной – его таскали за волосы, и кто-то предлагал кому-то "прикончить как собаку". Наутро тело священника было перенесено в бывший дворцовый госпиталь. Посетивший госпиталь председатель Думы вместе с одним из гласных, как сообщает "Дело народа", видел тело священника, но серебряного креста на груди уже не было".

            Последнее упомянутое корреспондентом трагическое обстоятельство, которое сопровождало мученическую смерть отца Иоанна, приобретает особый духовный смысл в связи с оказавшимися в каком-то смысле пророческими словами, произнесенными отцом Иоанном 12 лет до своей кончины в далекой Америке при вручении ему золотого наперсного креста во время чествования 10-летия его священнического служения. "Целую этот Святой Крест, дар вашей братской любви ко мне, – проникновенно говорил тогда отец Иоанн. – Пусть он будет поддержкой в трудные минуты. Не буду говорить громких фраз о том, что я не расстанусь с ним до могилы. Эта фраза громка, но не разумна. Не в могиле ему место. Пусть он останется здесь, на земле, для моих детей и потомков, как фамильная святыня и как ясное доказательство того, что братство и дружество – самые святые явления на земле".

            Так благодарил своих сослужителей и свою паству отец Иоанн, не подозревавший о том, что именно молитва о ниспослании "братства и дружества" русским православным людям в годину оскудения любви и милосердия в многострадальной России вызовет к нему беспощадную ненависть богоотступников, которые, лишив его земной жизни и сорвав с его бездыханного тела наперсный крест, не смогли лишить его нетленной славы православного мученичества.

            В начале 1917 года большевистская власть еще не сумела утвердить своего безраздельного господства даже в окрестностях Петрограда, а государственный террор еще не стал неотъемлемой частью жизни россиян. Поэтому наряду со всеобщим ужасом и возмущением в широких слоях населения Царского Села и Петрограда первое злодейское убийство русского православного священника побудило еще не разогнанные большевиками органы прежней власти образовать следственную комиссию, в которую вошли два представителя Петроградской городской Думы и которая вскоре была упразднена большевиками, так и не успев найти убийц отца Иоанна.

            Продолжение следует

Слово на евангельское чтение об исцелении слепца Иерихонского (Лк. XVIII, 35-43)

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Слышали мы сейчас с вами святое евангельское повествование о том, как Господь Иисус Христос исцелил слепого человека. Это случилось около города Иерихон, куда вошел Иисус Христос, а там, у городских стен, сидел человек, который просил милостыню, и он был слепой. Он услышал какой-то шум и стал спрашивать, что это значит. Ему сказали, что Иисус Назорей идет. И тогда он начал громко кричать и, обращаясь, звать Иисуса, и просил Его: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!» А люди, которые рядом шли, начали его унимать, но он только громче еще стал кричать и звать Иисуса Христа.

Так начинается сегодняшнее евангельское повествование. Дорогие братья и сестры! Слушая его, мы должны обратиться к своей собственной душе и увидеть, что это нам указание, как мы должны молиться.

Молитва – это главное в духовной жизни человека. Человек не может именовать себя верующим, если он не обращается к Богу с молитвой. Молитва – это духовная потребность души человека. Если хотите: то, что для тела человеческого значит дыхание, – если человек не будет дышать, то его тело умрет, – то для души человеческой означает молитва. Через молитву живет душа человека. Без молитвы душа человека умирает. Молитва – это обращение человеческой души к Богу, это разговор человеческой души с Богом.

Обратите внимание, что повествуется в сегодняшнем Евангелии о слепом человеке. Кроме того, что это описание чуда, которое сотворил Христос, но это еще и символическое описание наших с вами душ. Потому что, к сожалению, мы пребываем в духовной слепоте. Потому что, к сожалению, мы не видим собственных грехов и недостатков и поэтому духовно слепы. К сожалению, мы не видим приложения, где бы мы с вами могли сделать доброе дело, и очень часто бываем слепы к тому, чтобы увидеть, как мы можем сделать какое-либо доброе дело. К сожалению, мы бываем духовно слепы, когда не видим горя или страданий, или каких-то сложных ситуаций в жизни близких нам людей и равнодушно их не замечаем.

Итак, наша душа, можно сказать, духовно слепа. И вот сегодняшнее евангельское повествование указывает нам, что наша душа должна делать. Так же, как этот слепой по шуму, который создавал народ, шедший рядом с Христом, понял, что что-то необычное происходит, так наша душа узнает о присутствии Господа Иисуса Христа в мире, в жизни, о действии Бога в жизни через различные события. Действительно, так часто бывает, что промыслом Божиим через какие-то внешние события человек вспоминает и начинает думать о Боге. Для кого это бывает болезнь – его личная, для кого-то это бывает болезнь его близких, для кого-то это смерть близкого человека, для кого-то это какие-то несчастья, которые происходят в его жизни. Эти события заставляют человека задуматься о значении самой жизни и о том, что в жизни не все так просто, и в ней есть смысл. А для кого-то, наоборот, радостные, хорошие события направляют его мысли к Богу – такие как рождение ребенка, или заключение брака, и человек тогда вспоминает о Боге и ищет благословения Божия. Иными словами, через внешние события, которые происходят с нами в жизни, Господь дает нам, духовно слепым, промыслом Своим знать о Своем присутствии в этом мире.

И вот когда слепой услышал этот шум, он начал у всех спрашивать, что это значит. Так и человек, который ищет правды в жизни своей, начинает спрашивать, искать заповедей Божиих, искать правды Божией в этом мире. И Святая Церковь раскрывает перед человеком путь жизни, указывая ему на то, как ему прийти ко Христу. Через святые обряды церковные, через Таинства церковные наши слепые человеческие души приводятся ко Христу. Для чего они приводятся? Вот дальше из Святого Евангелия мы это с вами и узнаем.

Начинает громко кричать слепой человек и призывать к себе Христа. – Это образ, какой должна быть наша с вами молитва. Нам надо сейчас вспомнить и задуматься, как мы с вами молимся. Что происходит в нашей душе? Ведь часто бывает так, что человек молится механически: встает на молитву дома у себя, открывает молитвослов, начинает читать первые строки молитв и, не успел человек до третьей строки молитву дочитать, как язык у него говорит слова молитвы, а ум уже думает, что в сегодняшний день надо сделать, с кем встретиться, чего не забыть. И вот у него язык тараторит, тараторит быстро-быстро, все, молодец, 15 минут прошло – все прочитал, а успел ли он за это время помолиться? Или в храме Божием мы стоим; призывают нас на молитву: «Миром Господу помолимся». Сложили мы пальцы, перекрестились, началась Божественная литургия или другая какая-то служба, и вдруг мы замечаем, что кто-то не так свечку поставил, а кто-то пришел неправильно одетый, а потом начинаются разные воспоминания, что было вчера, да позавчера, да десять лет назад. И человек стоит телом своим в храме Божием, а душа его не молится. А без молитвы, дорогие братья и сестры, нет веры. Как уже я говорил, без молитвы душа человеческая не дышит. И если молитва – это разговор человека с Богом, а человек не молится, то, значит, он и к Богу не обращается. Смотрите, этот слепой не просто звал, а он вовсю кричал, – кричал, и ему даже запрещали и говорили: «Замолчи», – но он еще громче кричал и звал Иисуса Христа. А что если бы было так: он узнал, что Христос идет, ну, узнал, сказал бы: «Господи, подойди ко мне», – а потом бы начал прислушиваться и квалифицировать, какие шаги у людей, кто быстро скачет, кто медленно, кто ногами шаркает, а кто топает, и вот начал бы об этом задумываться, а потом вспомнил бы, как он жил, да какие у него случаи были в жизни, и сидел бы и молчал. Услышал ли бы его Христос? Подошел ли бы Он к нему? Стало бы описывать об этом Священное Писание, если бы было по-другому? – Нет! Священное Писание именно описывает то, что необыкновенно. Ведь не один слепец тогда был в Израиле, но о нем, об этом иерихонском слепце написано в Святом Евангелии. Почему? Да потому, что другие, может быть, и слышали, что Христос идет, но и не вздумали Его позвать к себе – мало ли кто ходит? Мало ли что в жизни бывает – у меня свои дела, мне надо подумать, как бы лучше денежку выпросить, как бы купить хлебушка покушать, когда мне звать этого Христа к себе? Так думали другие. И о них ничего в Евангелии не написано. А об этом слепце написано, потому что он не просто звал, а он изо всех своих человеческих сил кричал, взывая и обращаясь ко Господу: «Помилуй меня!» – несмотря на то, что другие мешали ему.

Дорогие братья и сестры! Это евангельский образ, как наша с вами душа должна молиться: изо всех сил. Несмотря на то, что многое мешает душе молиться. Так же, как этому слепому запрещали кричать, так и нашей душе постоянно что-то мешает, постоянно что-то отвлекает, постоянно кто-то как будто наш рот духовный закрывает, чтобы мы к Богу не обращались. Вот тут-то и надо приложить силы к молитве – это и есть духовная борьба. Есть даже такие мнения святых отцов, что лучше одну молитву прочитать, приложив к ней все свое усердие, чем десять. Причем советуют некоторые отцы даже так: что начинаешь читать любую молитву, даже «Отче наш», внимательно, вдумываясь в каждое слово и произнося каждое слово своей душой, но вдруг почувствовал, что мысль твоя ушла, и ты начал что-то там вспоминать или о чем-то мечтать, вернись снова – с того места, где начал мечтать. И слово за словом обращайся к Богу. Чтобы и язык, и тело, и, главное, душа твоя одновременно обращались к Богу. А почему это нужно? А вот дальше Евангелие нам объясняет.

И тут Христос услышал крик этого слепого. И Он подходит к нему и спрашивает его: «Что ты хочешь?» А он говорит Ему: «Господи, хочу прозреть». И Христос говорит ему: «Прозри! Вера твоя спасла тебя».

Вот, дорогие братья и сестры, что происходит в результате усиленной молитвы. В сердце человека возгревается вера, и эта вера спасает человека. И чудо совершается: слепой прозревает, и идет за Христом, и восхваляет Бога.

Дорогие братья и сестры! Это – образ истинно верующей души. Она по слову Божию духовно прозревает, начинает ходить во свете Христовом, славить Бога, и она спасается от греха и гибели. Вот что значит молитва, к которой мы с вами должны стремиться.

Дорогие братья и сестры! Сегодня, придя в храм Божий, мы услышали Святое Евангелие, которое повествует о значении молитвы в жизни человека, о том, что молитва приводит человека к спасающей вере и к духовному прозрению. Приложим свои силы к тому, чтобы учиться нам с вами молиться. Будем стремиться к внимательной, умной молитве, прилагая все свое сердце к совершению молитвы. Ни дня пусть не проходит у нас без молитвы, и утром и вечером будем обращаться к Господу Богу, несмотря на то, что жизненные обстоятельства порой мешают нам сие делать. Будем помнить, что взывая и обращаясь ко Господу, мы тем самым призываем Самого Господа к нам, и Он слышит тогда нас, и приходит к нам, и спасает нас, Ему же слава во веки веков. Аминь.

            10 февраля 2008 года