Приходской листок Троицкого собора, 07 (1028) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Слово сие верно и всякого принятия достойно. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Проповедуй сие и учи. Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

(1-е Послание к Тимофею, 4 глава, ст. 9-15)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он; но не мог за народом, потому что мал был ростом. И, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его; потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее; ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел, и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку. Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

(Евангелие от Луки, 19 глава, ст. 1-10)

Священномученик Иоанн Кочуров

Память 31 октября (13 ноября)

(Продолжение, начало в № 46-52 (2018 г.), 3,4,6 (2019 г.))

            В начале 1917 года большевистская власть еще не сумела утвердить своего безраздельного господства даже в окрестностях Петрограда, а государственный террор еще не стал неотъемлемой частью жизни россиян. Поэтому наряду со всеобщим ужасом и возмущением в широких слоях населения Царского Села и Петрограда первое злодейское убийство русского православного священника побудило еще не разогнанные большевиками органы прежней власти образовать следственную комиссию, в которую вошли два представителя Петроградской городской Думы и которая вскоре была упразднена большевиками, так и не успев найти убийц отца Иоанна.

            Однако для русской церковной жизни гораздо большее значение имел тот глубокий духовный отклик, который вызвала в сердцах многих русских православных людей и священноначалия Русской Православной Церкви первая в XX веке мученическая кончина русского православного пастыря. Через несколько дней после отпевания и погребения отца Иоанна в усыпальнице Екатерининского собора Царского Села, совершенного потрясенным царскосельским духовенством в атмосфере духовной печали и тревоги, руководство Петроградской епархии по благословению находившегося тогда в Москве на Поместном Соборе Высокопреосвященного Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, будущего священномученика, опубликовало в газете "Всероссийский Церковно-Общественный Вестник" следующее сообщение: "В среду, 8 сего ноября, в 9-й день по кончине протоиерея Иоанна Кочурова, убиенного в Царском Селе 31 октября, будет совершена в Казанском соборе в 3 часа дня архиерейским богослужением панихида по протоиерею Иоанне и всем православным христианам, в междоусобной брани убиенным. Приходское духовенство, свободное от служебных обязанностей по приходу, приглашается на панихиду. Ризы белые".

            Вскоре после этой архиерейской панихиды, совершенной в Казанском соборе, Епархиальный Совет Петроградской епархии принял обращение "К духовенству и приходским Советам Петроградской Епархии", которое не только явилось первым официально провозглашенным от имени Церкви признанием мученического характера кончины отца Иоанна, но и стало первым церковным документом, указавшим конкретные пути вспомоществования семьям всех священнослужителей, гонимых и убивавшихся богоборцами в России. Этот выдающийся церковно-исторический документ выразительно показывал, с каким глубоким смирением перед надвигающимися на Церковь гонениями и с каким подлинным состраданием к обездоленной семье отца Иоанна руководство Петроградской епархии отреагировало на смерть первого священномученика епархии. "Дорогие братья! – говорилось в обращении Петроградского Епархиального Совета – 31 октября с. г. в городе Царском Селе мученически погиб один из добрых пастырей Петроградской епархии, протоиерей местного собора Иоанн Александрович Кочуров. Без всякой вины и повода он был схвачен из своей квартиры, выведен за город и там, на чистом поле, расстрелян обезумевшей толпой.

            С чувством глубокой скорби узнал эту печальную новость Петроградский Церковно-Епархиальный Совет. И скорбь эта еще более увеличивается от сознания того, что после покойного протоиерея осталась большая семья – шесть человек, без крова и пропитания и без всяких средств к жизни.

            Бог судья коварным злодеям, насильнически прекратившим молодую еще жизнь. Если они уйдут безнаказанными от суда людского, то не скроются от суда Божиего. Наша же теперь обязанность не только молиться об упокоении души невинного страдальца, но и своею искреннею любовью постараться залечить глубокую и неисцелимую рану, которая нанесена в самое сердце бедных сирот. Прямой долг епархии и епархиального духовенства обеспечить осиротелую семью пастыря-мученика, дать возможность безбедно просуществовать ей и получить детям должное образование.

            И Церковно-Епархиальный Совет, движимый самыми искренними и возвышенными стремлениями, обращается теперь к духовенству, приходским советам и ко всем православным людям Петроградской епархии с горячим призывом и усерднейше просит, во имя Христовой любви, протянуть руку братской помощи и своей посильной лептой поддержать бедную семью. Эта помощь нужна, и нужна безотлагательно!

            Его мученическая смерть – это суровое напоминание, грозное предостережение для всех нас. Надо, следовательно, заранее быть готовыми ко всему. И чтобы не оставаться в таком беспомощном положении, как сейчас, надо заранее иметь готовый, определенный фонд на помощь в таких и им подобных случаях, дабы беззащитное духовенство, гонимое и терзаемое, в трудную минуту своей жизни могло иметь материальную поддержку от присных своих.

            В каждый приход и в каждую Церковь епархии через отцов благочинных будут доставлены особые подписные листы для записи в них добровольных пожертвований и отчислений из церковных сумм как на помощь семье покойного отца протоиерея И.А.Кочурова, так равно и на образование особого, специального фонда для оказания из него помощи духовенству во всех подобных случаях.

            Большая задача требует и больших средств. Но Церковно-Епархиальный Совет надеется, что при помощи Божией средства эти найдутся. И посильная лепта епархии и духовенства, лепта добровольная и возлагаемая на христианскую помощь каждого, даст возможность отереть слезы несчастных сирот и положить начало тому доброму делу братской помощи, которая так нужна духовенству теперь... "Гром грянул – пора перекреститься!"

            Продолжение следует

Слово в Неделю о Закхее

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Через неделю начнутся подготовительные седмицы к Святому и Великому посту. Но уже сегодня мы, согласно церковному уставу, слышим Святое Евангелие, которое объясняет для нас с вами необходимость нашего духовного роста. То есть каждый из нас, внимательно понаблюдав за собой, увидит, на каком низком уровне на самом деле находится наша духовная жизнь, как мало внимания мы уделяем своей душе и ее духовным запросам. Пост, который начнется вот уже через четыре недели, предназначен для того, чтобы поднять нас духовно. Но мы с вами должны осознать эту необходимость нашего духовного подъема, необходимость возрастания нашей духовной жизни.

            И сейчас мы слышали Святое Евангелие, которое указывает нам пути этого духовного возрастания. Мы слышали, как Христос пришел в город Иерихон. В этом городе жил человек, которого звали Закхей, он был начальником мытарей, то есть начальником налоговой полиции, если сказать по-современному. Он собирал налоги. Его не любили, не только за то, что он налоги собирал, но и за то, что он служил римским властям, – ведь налоги собирались в пользу римлян, которые были чужеземцами и которые оккупировали народ Божий. И вот Иисус Христос, пришедший в город Иерихон, оказался в гостях у этого Закхея. Почему? Как Он к нему пришел?

            А дело в том, что Закхей совершил необычный поступок. Он так хотел увидеть Иисуса Христа, а роста он был маленького, и толпы людей заслоняли от него Христа, и он из-за их спин не мог Его увидеть. И что он тогда делает? Он бежит вперед, по направлению шествия Иисуса Христа, и залазит на дерево, чтобы увидеть Его. (см. Лк. 19, 3–4).

            Подумайте сами: почтенный человек, начальник городской налоговой полиции, залазит на дерево, как маленький мальчишка, и ради чего? Ради того, чтобы увидеть Иисуса Христа. Причем ему уже не страшно, что будут смеяться над ним люди, он уже не боится их осуждения, он имеет одно-единственное желание – увидеть Иисуса Христа.

            Дорогие братья и сестры! Это духовный образ для нас с вами. Чтобы Христос пришел к нам, чтобы Он был в нашей жизни, нам необходимо огромное внутреннее желание Его увидеть. И это желание наше должно выражаться в каких-то дйствиях. Что сделал этот человек? Он влез на дерево. На какое дерево может влезть наша с вами душа, чтобы увидеть? Такое дерево насаждено, и оно существует. Сие древо – Святая Церковь Христова. Живя жизнью Церкви, подымаясь по древу церковному, или, как сейчас говорят, воцерковляясь, то есть все более и более следуя тем установлениям, которые дает нам Святая Церковь, мы в это время духовно поднимаемся, с тем чтобы увидеть Иисуса Христа. Без этого будут заслонять нам спины чужие лик Иисуса Христа. Это спины повседневной нашей суеты, нашей расслабленности, неумения сосредоточиться, когда второстепенное нам почему-то кажется главным и важным, – все это заслоняет от нас лик Христов. Только живя жизнью церковной, мы можем подняться над обыденностью и суетой и увидеть Иисуса Христа.

            Но увидеть – это мало. Иисус Христос говорит Закхею: «Я хочу быть у тебя в доме» (см. Лк. 19, 5). Иисус Христос почувствовал, как Закхей желал увидеть Его, и Он приходит к нему в дом. В чей дом? В дом несомненного грешника, человека, который, находясь на должности, и взятки брал, и людей притеснял. Он явный был грешник, люди знали об этом и недоумевали между собой, зачем это Христос пришел в дом такого закоренелого грешника. А Христос пришел к нему в дом, чтобы его спасти.

            Вот так и с нами: если мы будем иметь стремление к Иисусу Христу, Христос придет и в дом нашей души, для того чтобы нас с вами спасти. И тогда с нами должно произойти то, что произошло с Закхеем. В ответ на милость и любовь Иисуса Христа, осознавая свои грехи, Закхей встает перед всеми и говорит: «Господи! Я сегодня пол своего имения раздам нищим, а если я кого чем обидел, тому возмещу вчетверо». – И тут Господь говорит: «Вот спасение пришло этому дому, и этот человек стал сыном Авраама» (см. Лк. 19, 8–9). Значит, чтобы нам с вами жить со Христом, в ответ на Его любовь к нам и на Его милость к нам, что Он приходит к нам, грешникам, и нас благословляет и освящает, нам надо исправить свои греховные поступки конкретными делами. Тем, кому мы причинили обиду, надо исправить эту обиду, с кем мы находились во вражде, надо примириться, о ком думали плохо, тому надо научиться помогать и думать о нем, что он достоин такого же спасения, как и я. То есть покаяние наше, учит сегодняшнее Евангелие, должно проявляться в конкретных делах, особенно в делах милосердия.

            Итак, почему же Святая Церковь именно это Евангелие предлагает услышать перед тем, как мы начнем готовиться к Святому и Великому посту? Потому что оно показывает нам путь духовного роста и конкретного исправления своих грехов деятельными поступками. То есть именно этим мы с вами и будем заниматься в Святом и Великом посту, вновь и вновь учась молиться ко Господу нашему, вновь и вновь стремясь к покаянию и очищению своей души, вновь и вновь делами показывая плоды своего покаяния.

            Да укрепит нас Господь в желании исправить свою жизнь. Да поможет нам Господь, подобно Закхею, совершать дела милосердия и вместо дел зла творить дела добра. Аминь.

            29 января 2012 года