Приходской листок Троицкого собора, 10 (1031) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии

Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе.

(Первое послание к Коринфянам, 8 глава ст.8 – 9 глава ст. 2)

Евангельское чтение на литургии

Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг и не одели меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

(Евангелие от Матфея, 25 глава ст. 31-46)

Святитель Лев, епископ Катанский

Память 20 февраля (5 марта)

            Святой Лев был епископом в городе Катане, в Сицилии. Он славился добротой и милосердием, христианской любовью к нищим и странникам. Господь удостоил его дара врачевания от различных болезней и чудотворений. Во времена епископства святого Льва в Катанах жил чародей Илиодор, который поражал народ ложными чудесами. Он прежде был христианином, но потом тайно отвергся Спасителя и сделался служителем диавола. Святитель Лев часто убеждал Илиодора отстать от злых дел и обратиться к Богу, но напрасно. Однажды Илиодор дошел до такой дерзости, что, войдя в храм, где епископ совершал Богослужение, своим волхвованием произвел там смятение и соблазн, пытаясь устроить бесчинства. Видя народ, беснующийся по колдовскому внушению, святой Лев понял, что время кротких увещеваний прошло. Он спокойно вышел из алтаря и, обвязав шею чародея своим омофором, вывел его из храма на площадь. Там он заставил Илиодора признаться во всех злодеяниях, приказал развести костер и без колебаний вступил вместе с чародеем в огонь, удерживая его омофором. Так они стояли в огне, пока Илиодор не сгорел, а святитель Лев, силой Божией, остался невредим. Это чудо еще при жизни прославило преподобного Льва. Когда преподобный скончался, при его гробе получила исцеление кровоточивая женщина. Тело святого было положено в храме святой мученицы Лукии, созданном им самим, а впоследствии мощи его были перенесены в церковь святителя Мартина Милостивого, епископа Турского (память 12 октября).

Слово в Неделю мясопустную, о Страшном суде

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Наша вера в Спасителя и Господа Иисуса Христа – то богатство, которое мы с вами имеем в своем сердце, – открывает для нас важнейший закон жизни, живя по которому мы можем быть с Богом. Мы читаем в сохраненном Святой Церковью Священном Писании, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» (см. 1 Ин. 4, 16). В этом же Писании мы читаем о том, что самая главная заповедь в Законе Божием – это «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею мыслию твоею, всею крепостью твоею» (см. Мф. 22, 37).

Существо Божие нам непостижимо. Но в жизни нашей мы можем постигать Бога, если будем иметь любовь между собою. Так прямо Сам Господь Иисус Христос и говорит: «По тому узнают вас, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (см. Ин. 13, 35). Вот какой простейший в изложении словесном закон. Казалось бы, проще всего: знаешь этот закон и живи по нему, и Бог будет с тобой, и ты с Богом.

Но странный другой закон наблюдаем мы в своей жизни – что доброе, о котором мы знаем, что оно доброе, того мы не совершаем; а злое, о котором мы тоже знаем, что оно злое, его совершаем (см. Рим. 7, 19–21).

Сегодня, за неделю до начала Святаго и Великого поста, Церковь Христова предлагает нам услышать евангельское повествование о завершении человеческой истории. Эта Неделя в богослужебном круге называется Неделей о Страшном Суде. Словосочетание само, если мы в него вслушаемся, может ужас навести: Неделя о Страшном Суде.

Что же вспоминается в эту Неделю? Второе пришествие в мир Господа нашего Иисуса Христа. Но как же так? Бог ведь есть любовь! И Сам Иисус Христос – это воплощенная любовь. Сам Христос ради любви к нам взошел на крест, чтобы взять наши грехи на Себя, и за нас умереть, и нас искупить Своею Честною Кровию. Почему же тогда нам страшно говорить о завершении истории мира? Почему нам страшно Второе пришествие Спасителя нашего? В чем страх?

В Евангелии мы не найдем, чтобы Сам Христос назвал Страшным судом то, как будет завершаться жизнь человечества. В Евангелии не найдем. Но найдем в своем сердце. Найдем в своем сердце, потому что когда мы внимательно выслушаем, как будет совершаться суд над нами, вот тогда нам станет страшно. Страшно, потому что мы ничем не сможем оправдаться. И это действительно так.

Простые слова о любви. И мы можем сколько угодно разговаривать о любви, иногда у нас это хорошо получается. Но реальная любовь воплощается в конкретном человеке, когда ты не вообще любишь Бога, а когда ты какого-то конкретного человека любишь. Когда ты не вообще просто так добрый, а когда ты кому-то делаешь доброе дело, на кого-то обращаешь внимание, к кому-то проявляешь милосердие. К конкретному человеку, а не просто так. И вот тогда, когда мы начинаем смотреть на свою жизнь и на свои дела, то, к нашему страху и к нашему ужасу, мы видим то, что констатировал апостол и евангелист Иоанн Богослов. Он говорил: «Как ты можешь говорить, что любишь Бога, Которого не видел, а брата своего, которого видишь, ненавидишь? Лицемер, научись прежде любить брата своего» (см. 1 Ин. 4, 20–21). Вот он в чем, страх для нас. Мы не умеем любить друг друга. Не умеем.

И в преддверии Великого поста Святая Церковь буквально уязвляет нашу совесть, бьет в нашу совесть, чтобы нам стало больно, чтобы нам стало страшно, чтобы мы ужаснулись своему духовному состоянию и решили как-то его изменить. А самостоятельно его мы изменить не сможем. Нам помощь нужна. И вот эту помощь во время Поста и оказывает нам Святая Церковь, ведя нас по пути спасения. Только нам нужно решиться, принять решение пойти за Господом, пересмотреть свою жизнь, покаяться в том смысле, что изменить образ своей жизни, а не просто записать грехи на бумажку и о них рассказать, и снова к ним же вернуться. Измениться нам надо, потому что… Потому что что же мы скажем, когда придет Господь в этот мир второй раз с Ангелами Своими? Мы же слышали, что будет.

Только что в Евангелии было об этом прочитано. Как одних Он поставит с правой стороны около Себя, а других с левой. Все народы, жившие в какое-либо время, предстанут перед Ним в мгновение ока. И обратится Он к тем, которые с правой стороны, и скажет им: «Приидите, благословенные, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира. Потому что Я был голоден, и вы накормили Меня. Я жаждал, и вы напоили Меня. Я был раздет, и вы одели Меня. Я был бездомным, и вы приютили Меня. Я лежал в больнице, и вы пришли ко Мне. Я сидел в тюрьме, и вы навестили Меня». И тогда люди эти спросят у Иисуса Христа: «Господи, когда же мы Тебя видели голодным, или жаждущим, или раздетым, или сидящим в тюрьме?» А Господь скажет им: «Все, что вы сделали для одного из малых сих, для Меня сделали» (см. Мф. 25, 31–40).

Видите, дорогие братья и сестры, любовь проявляется в конкретных делах, конкретных действиях конкретным людям. И когда мы делаем эти добрые дела, смотрите, мы Самому Господу Иисусу Христу эти добрые дела делаем.

И наоборот, обратившись к тем, кто будет стоять с левой стороны от Него, Господь скажет: «Отойдите от Меня, проклятые, в огонь, уготованный диаволу и ангелам его, потому что Я был голоден, и вы не накормили Меня. Я жаждал, и вы не напоили Меня. Я был раздет, и вы не одели Меня. Я был бездомным, и вы не приютили Меня. Я лежал в больнице, и вы не пришли ко Мне. Я сидел в тюрьме, и вы не посетили Меня». С ужасом скажут те люди, которые окажутся с левой стороны: «Господи, когда же мы Тебя видели или жаждущим, или голодным, или раздетым, или больным?» А Он скажет: «Все, чего вы не сделали для одного из малых сих, вы для Меня не сделали». А дальше ужасный итог (см. Мф. 25, 41–46). Вот чего мы страшимся. И идут те, кто слева, в муку вечную, а праведницы воссияют, как солнце, в Царстве Отца Небесного (см. Мф. 13, 42–43).

Святая Церковь дает нам время. Мы должны благодарить Бога, что Господь дает нам еще время нашей временной жизни, каждому свое. Не знаем сколько. Дает нам время нашей жизни, чтобы мы услышали это и чтобы мы достойно встретили Христа, пришедшего со славой. Чтобы мы оказались с правой стороны от Него.

Дорогие братья и сестры, в преддверии Великого поста будем просить у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы нам с вами вразумиться, чтобы услышать Его голос, чтобы приложить силы для исправления своей эгоистичной и самолюбивой жизни, чтобы нам научиться любить друг друга и делать друг другу дела любви и милосердия – чтобы когда пришел Спаситель, мы оказались с правой стороны от Него, Ему же слава во веки веков. Аминь.

6 марта 2016 года