Приходской листок Троицкого собора, 11 (1032) 2019 г.

 

 

Апостольское чтение на литургии в Неделю сыропустную

Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружие света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти. Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен; ибо силен Бог восставить его.

(Послание к Римлянам 13 глава, ст. 13 - 14 глава, ст. 4)

Евангельское чтение на литургии в Неделю сыропустную

Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

(Евангелие от Матфея 6 глава, ст. 14-21)

Слово в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье).

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Завтра начинается Святой и Великий пост. И в сегодняшний день Церковь Христова указывает нам с вами на необходимость поста и указывает нам с вами на то, как мы должны с вами проводить этот пост.

            Сегодняшний день в церковном календаре именуется Воспоминанием Адамова изгнания. Это воспоминание начала истории человечества, которое описывается в Книге Бытия, первой книге Священного Писания.

            Человек, созданный Богом по Своему образу и подобию, жил в раю. Это прекрасный сад был. Но не в том было счастье первых людей, Адама и Евы, что это замечательное и хорошее место было, красивое, удобное для жизни. Нет, не в этом было главное счастье человека. Главное счастье было – что человек все время общался с Богом. Человек находился в постоянном богообщении. Бог – источник жизни, Бог есть любовь. Значит, человек пребывал фактически в вечной жизни. Смерти не было тогда в раю. Она потом появилась, когда грех появился. И как следствие греха появились и смерть, и страдание.

            А что же такое грех? Как он появился? Что произошло в раю, какая трагедия? А трагедия следующая. Человек, пребывая в раю, имел одну-единственную заповедь запрещающую, которую должен был выполнять: ему было запрещено есть от одного-единственного дерева в этом прекрасном саду. Откуда угодно все можно было есть, только от одного дерева нельзя было. Всего-то одна заповедь простая – воздержание. Да ее легко было исполнить! Но это был как будто бы ключик. Вот чтобы не подумал человек, что он заперт в раю, как в золотой клетке, и обязан в этом раю быть, как привязанный. Нет, человек создан по образу и подобию Божию. В нем есть свободная воля, такая же, как у Бога. И Бог тогда предупреждает человека: «Вот если ты съешь от этого дерева, умрешь смертью» (см. Быт. 2, 16–17). То есть смерти нет в раю, но есть одно дерево, которое открывает дорогу к жизни без Бога.

            И что происходит? Враг рода человеческого пытается нарушить эту гармонию. Диавол, обращаясь к Еве, говорит: «Правду ли вам сказал Бог?» (см. Быт. 3, 1) Вот послушайте, что диавол-то говорит, с чего он начинает свое искушение: «Правду ли сказал Бог?» Значит, по его мнению, по мнению врага рода человеческого, Бог может говорить неправду. Он пытается вселить в сердце человека вместо веры неверие. «Правду ли сказал Бог, что если вы вкусите от этого дерева, то умрете? Нет, – говорит диавол, – вы не умрете. Вы сами будете, как боги» (см. Быт. 3, 4–5).

Видите, что происходит? Вот она, диавольская мысль, которая испортила всю жизнь человечеству, которая нам с вами постоянно портит жизнь: правду ли нам говорит Бог, что мы должны жить по Его заповедям? Правду ли говорит Бог, что мы должны любить друг друга и прощать друг другу? Правду ли говорит Бог, что нам необходимо молиться? Правду ли говорит Бог, что Он для нас открыл вечную жизнь? Вот они, постоянные сомнения нашего неверия. Да нет, мы же умнее. Мы знаем, как надо. Знаем, как отомстить, знаем, как наврать, знаем, как украсть, знаем, как напакостить, – все это мы знаем. И говорим: «Да так все живут. Это жизнь такая». Да ничего подобного! Это мы с вами делаем жизнь такой, потому что не верим истинно Богу.

            И что дальше происходит? А после того, как эти слова услышала Ева, она взяла и нарушила заповедь Божию. И Адам вслед за ней нарушил заповедь Божию. Но и тут Бог желает, чтобы человек остался вместе с Ним, и взывает к нему, к совести людей, и говорит Адаму: «Не нарушил ли ты заповедь, которую Я тебе дал?» Вот тут бы Адаму надо было бы покаяться, обратиться к Богу, сказать: «Да, я согрешил. Я виноват. Прости меня!» Ничего подобного Адам не делает. Он не кается, он не просит у Бога прощения. Он показывает на свою жену и говорит: «Жена, которую Ты мне дал, она мне дала плод, и я ел». Вот так вот: Бог, значит, виноват, что дал ему жену. А он не виноват и не думает у Бога просить прощения.

            Опять Господь ищет, ищет пути к покаянию и спрашивает у Евы: «Зачем ты это сделала?» Вот тут бы Еве-то покаяться, вот бы заплакать и попросить у Бога прощения, и Бог простил бы тут же. А Ева ничуть не признает себя виноватой. «Диавол, – говорит, – сказал мне это, и я ела» (см. Быт. 3, 6–13). Все, она не виновата, диавол виноват.

            Вот в этой истории о первых людях, которые потеряли рай, нарушив одну-единственную заповедь, не узнаем ли мы самих себя? Вот если бы мы всегда были верными Богу, если бы мы всегда каялись после того, как согрешаем, и просили бы у Бога прощения, не искали бы себе оправдания, не обвиняли бы жизненные ситуации, не винили бы других в своих собственных грехах! Вот если бы нам не повторять ошибки Адама и Евы! А мы ее повторяем.

            Вот для этого-то нам пост и дается, чтобы мы научились исполнять заповедь Божию, научились воздержанию. От невоздержания человек погиб. От неимения покаяния человек пребывает в грехах. Значит, чему пост должен нас научить? В первую очередь, воздержанию. Во вторую очередь, подлинному покаянию, чтобы мы у Бога просили прощения за свои грехи.

            Вот, Церковь указывает нам на задачи поста. А Сам Господь указывает, как надо поститься. Он говорит: «Не поститесь напоказ, не будьте, как лицемеры. Поститесь Отцу вашему втайне, и Он, видя тайное, воздаст вам явно» (см. Мф. 6, 16–18). Сам Иисус Христос указывает нам, как надо поститься. Говорит: «В первую очередь простите друг другу прегрешения, тогда и Бог вам простит» (см. Мф. 6, 14). Вот, путь нам указан, что мы должны, значит, сделать постом: друг у друга испросить прощения, и не просто попросить прощения, а исправить те жизненные ситуации, из-за которых мы находимся с кем-то в ссоре, или в злобе, или в каких-то неправильных отношениях. Мы должны научиться этому и просить у Бога прощения за свои грехи. Наше воздержание должно быть нелицемерным.

            Завтра начнется Святой и Великий пост. Сегодня евангельское чтение закончилось словами: «Где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (см. Мф. 6, 21). Наше сокровище – наша святая вера. Пусть наше сердце прилепится к Богу. Пойдемте путем исправления и покаяния. Пойдемте путем воздержания. А Святая Церковь благословит нас, укрепит нас, даст нам силы на этом праведном пути жить по благим заповедям Господа нашего. Аминь.

            18 февраля 2018 года

Слово в Среду 1-й седмицы Великого поста о Литургии Преждеосвященных Даров.

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Сейчас мы с вами совершим первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров. И я хочу вам напомнить о ее духовном значении и о некоторых молитвенных правилах за этой Литургией.

            Во дни Великого поста Святая Церковь наше основное внимание привлекает к тому, чтобы мы осознали свои грехи перед Богом, увидели свое недостоинство, изменились, покаялись, исправились.

            Божественная литургия, Святая Евхаристия – это великое торжество и празднество. Сам Господь Иисус Христос, установивший это Таинство, являет нам Себя для нашего спасения и призывает нас к радостному благодарению.

            Во дни Великого поста таково наше внутреннее ощущение, что нам особо нечего радоваться, взирая на свое поведение и на свою жизнь, а есть о чем проливать слезы. И поэтому в дни Великого поста Божественная литургия, полная Евхаристия, совершается только в субботу – литургия Иоанна Златоуста – и в воскресение – литургия Василия Великого. Еще бывает в праздник Благовещения. В другие дни Литургия не совершается. Но чтобы не оставить нас, верующих, без Божественной силы, чтобы дать нам подкрепление – а кто может дать нам подкрепление, кроме Самого Господа нашего Иисуса Христа? – установлено Уставом церковным среди недели совершать Литургии Преждеосвященных Даров. Это бывает чаще всего в среду и пятницу. Литургия называется Преждеосвященной, потому что те Дары – Пречистое Тело и Животворящая Кровь Господа нашего Иисуса Христа, – которые преподаются верующим, и которыми верующие причащаются, и поклоняются им, они освящены не сегодня. Они были освящены раньше, прежде – в воскресный день. В воскресный день на дискосе не один Агнец был, а три. И Дух Святой сошел на эти три Агнца, преложив их в Пречистое Тело и Животворящую Кровь Господа нашего Иисуса Христа. И вот на этом Преждеосвященном Агнце мы сейчас и будем совершать Литургию Преждеосвященных Даров.

            Поскольку это литургия покаяния, за ней совершаются земные поклоны. Таких уставных поклонов несколько. Во-первых, совершается земное поклонение тогда, когда в алтаре Святой Агнец, Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, переносится с престола из дарохранительницы на жертвенник. Нам, верующим, которые молятся в храме, этого не видно. Это происходит при закрытых Царских вратах. Но в этот момент читается третья Слава кафизмы восемнадцатой. И тогда, чтобы мы поклонились Телу и Крови Господа Иисуса Христа, мы услышим из алтаря звон маленького колокольчика. Когда мы услышим этот звон, нам надо встать на колени и голову приклонить до самой земли. А потом второй раз услышим этот же звон. Это значит – уже Дары перенесли, и мы встанем снова на ноги и продолжим молиться. Это имеет символическое значение: когда мы кланяемся вот так глубоко до самой земли, мы осознаем пред Богом, что мы упали в своих грехах, низко пали. А потом мы встаем на ноги и молимся – мы веруем, что Господь нас от этого греховного падения восставит, чтобы мы шли в жизни своей по заповедям Божиим.

            Второй раз такое же глубокое земное поклонение совершается между чтениями из Ветхого Завета. Сначала будет читаться из Книги Бытия, а потом из Книги Притчей Соломоновых. И вот в промежуток между этими чтениями священник, держа в руке свечу и кадило – свеча означает нашу веру, которая должна гореть в сердце, а кадило – нашу молитву, – осеняет народ молящийся и говорит: «Свет Христов просвещает всех». И также знаком к поклонению будет звон колокольчика. Мы встанем на колени, поклонимся. Потом еще раз услышим этот колоколец. И встанем и продолжим дальше молитву.

            И, наконец, третье глубокое такое поклонение совершается, когда Святые Дары переносятся с жертвенника на престол. Тогда хор поет: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се Жертва тайная совершена дориносится». В этот момент тоже все молящиеся становятся на колени, голову поклоняют вниз до земли, пока Святые Дары переносят с жертвенника на престол. И опять же знаком к поклонению будет звон колокольчика.

            Ну и кроме того совершается во время Литургии Преждеосвященных Даров молитва преподобного Ефрема Сирина. И вы знаете, мы уже сегодня много раз ее совершали, также во время нее совершаем земные поклоны.

            Мы сейчас с вами помолимся за первой Литургией Преждеосвященных Даров. Испросим у Господа, чтобы Он дал нам дух истинного покаяния, чтоб нам раскаяться в своих грехах, исправиться и жить праведно по заповедям Христовым. Аминь.

            21 февраля 2018 года