Приходской листок Троицкого собора, 15 (1036) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,  говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.  И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

(Послание к Евреям, 6 глава, ст. 13-20)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

(Евангелие от Марка, 9 глава, ст. 17-31)

Слово в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне мы с вами духовно торжествуем, ибо в сегодняшний день вспоминаем начало нашего спасения. Открывается как в книге жизни главизна. Мы слышим в тропаре это слово: «Днесь спасения нашего главизна». Главизна – это по-славянски первая глава какой-либо книги.

Речь идет, дорогие братья и сестры, о книге нашей с вами жизни. Мы с вами пришли в этот мир. Бог дал нам величайший дар – дар нашей жизни. У нас с вами бессмертная богоподобная душа. Мы с вами имеем свободную волю, волю избирать в своей жизни, избирать между добром и злом.

И ныне мы торжествуем о том, что лучшая и единственная представительница рода человеческого – Пречистая и Преблагословенная Дева Мария Богородица сделала такой выбор, благодаря которому мы все с вами получаем спасение и вечную жизнь.

Архангел Гавриил, посланный Богом, приходит к Деве Марии, Чистой Отроковице, и возвещает Ей удивительную весть о том, что Она станет Матерью Спасителя рода человеческого, о том, что Она родит Сына, Которому наречет имя Иисус, что в переводе означает Спаситель. «Как будет это, – спрашивает Пречистая Дева, – если Я мужа не знаю?» «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя», – говорит Ей Архангел. Непостижимо человеческому разуму, что это такое. Но Дева Мария предает Себя в волю Божию – всем сердцем Своим, всем существом Своим, всею волею Своею. Отвечает Архангелу: «Се, Раба Господня. Да будет Мне по слову твоему» (см. Лк. 1, 26–38).

Мы прославляем ныне Пречистую Деву. Прославляем Ее за то, что Она совершила для нашего спасения. Она для нас – недосягаемый пример целомудрия. Слово «дева» – это синоним целомудрия. А целомудрие – это такое состояние человека, когда в нем все целостно и едино. И разум, и воля, и сердце, и желания, и слова, и поступки – все подчинено единому целому. Для нас идеал целомудрия практически недостижим, потому что мы думаем об одном, стремимся к другому, говорим третье, поступаем по-четвертому. Разбита наша личность. Мы сами себе противоречим. Доброго, которое хотели бы делать, не делаем, а злое, которому противится наша душа, совершаем.

Не так было и есть в личности Пречистой Девы. Она всецело едина с волей Бога, нашего Отца Небесного. А воля Отца нашего Небесного заключается в том, чтобы мы с вами не погибли, а имели вечную жизнь. Погибнуть мы когда можем? Если мы свою волю грешную противопоставим воле Божией. Спастись мы когда можем? Если мы свою волю предадим в волю Божию. Пречистая Дева Мария предала Свою волю человеческую в волю Божию, и чудо совершилось: благодаря Ее преданности Богу, благодаря Ее целомудрию в мир родился Богочеловек, Господь Иисус Христос.

Вот ведь что важно: соединилось то, что было разрушено. Человек ушел от Бога из рая. Первый Адам потерял рай. В личности Иисуса Христа соединилось то, что было разъединено. Бог и человек стали единым целым. Христос – истинный Бог, и Христос – истинный Человек. От Духа Святаго принята Божественная сущность во чреве Девы Марии, от человеческих пречистых кровей Ее соткался плод в Ее чреве – Человек Иисус Христос. Девять месяцев Она носит под Своим сердцем Богочеловека, Спасителя мира, для того чтобы потом родить Его в мир, дабы мы с вами получили спасение.

Вот эту благую весть мы ныне с вами и торжественно празднуем. Благую весть о том, что мы не погибнем, что у нас есть Спаситель. Благую весть о том, что Пречистая Дева Мария, наша Ходатаица, наша Молитвенница, наша Покровительница, послужила делу спасения не только в момент благовещения, но и ныне предстоит пред Сыном Своим и Богом нашим, молясь за весь мир.

Восхваляя Пречистую Деву, попросим у Нее сил на то, чтобы и нам с вами стремиться к целомудрию, чтобы мысли наши были чисты, слова наши правдивы, дела наши добры, сердце наше чтобы было предано Богу, и воля наша человеческая была бы соединена с волей Божией. В этом и есть замысел нашего спасения.

Восхвалим Преблагословенную! Вместе с Архангелом воспоем Ей:

Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Аминь.

7 апреля 2017 года

Слово в Неделю 4-ю Великого поста

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Сегодня, в воскресный день, Святая Церковь, сообразуясь со временем Великого поста, обращает наше внимание на духовную борьбу, которую должен вести каждый христианин. Эта духовная борьба, по описанию Святой нашей Церкви Православной преподобного Иоанна Лествичника, должна вестись со страстями, которые есть в душе человека. Эти страсти иссушают и губят душу человека.

            Эти страсти имеют своих родоначальников, потому что духовная борьба подразумевает под собой, что человек постоянно делает выбор между добром и злом. Путь добра, и любви, и жизни с Богом предложен человеку изначально, с момента его сотворения. Это путь жизни. Но существует еще и путь смерти. И враг рода человеческого, реально существующие духовные силы – злые силы – искушают человека и приглашают его сойти с пути спасения и повернуть на путь погибельный.

            Почему человек так часто и так легко поддается на искушение? Почему мы с вами не боремся со своими страстями, а чаще всего поддаемся им и, более того, служа этим страстям, даже не замечаем, что мы это делаем?

            Дело в том, дорогие братья и сестры, что силы зла искусно маскируются. И если бы нам сразу была раскрыта конечная цель того, что нам предлагают силы зла, никто бы из нас не согрешил. Если бы нам сразу показали бы мрак, и отчаяние, и страшные муки, и как невозможно их избегнуть, и тот ужас адский, который существует, когда душа человеческая от Бога уходит, и ту мерзость, и ту грязь, – никто бы из нас, естественно, на это не пошел. Каждый раз грех обманывает нас, маскируется, чтобы мы не увидели, какова его конечная цель.

            Поэтому и родоначальник греха так и называется – диавол, то есть обманщик. Он обманывает нас. Обманывает тем, что якобы, если мы отвечаем злом за зло, это справедливо. Обманывает тем, что если мы кого-то обманем, и нам будет внешняя польза, то это нормально. Обманывает тем, что если мы украдем, и никто не знает, то это ничего. Обманывает тем, что если мы кого-то ненавидим, то так ему и надо, конечно же, он не достоин любви – он ненависти нашей достоин. И так каждый раз грех обманывает нас. И мы не видим его сути. И поэтому поддаемся и не боремся со страстями, и страсти живут в нашем сердце, как жуткие сорняки, окутав корнями своими всю душу нашу и высасывая из нее все наши живительные соки.

            Вот если б мы видели лицо греха настоящее! Вот мы тогда бы ужаснулись! Святая Церковь, особенно во время Великого поста, и предлагает нам увидеть страшный лик греха, ужаснуться от этого и стремиться избавиться.

            Вот, сегодня мы слышали евангельское повествование, где был явлен страшный вид, когда силы зла человека настолько обуяли, что это проявилось во внешнем образе. К Иисусу Христу отец приводит своего бесноватого мальчика (см. Мк. 9, 17). С ним страшные вещи происходят: он падает на землю, его всего корчит, лицо его искажается, изо рта течет пена. И так у него происходит с самого детства. Он падает и в огонь и в воду, и ничего ему не делается, и только страшные страдания корчат его.

            Дорогие братья и сестры! Читая об этом мальчике, мы можем увидеть там свою душу. Это образ нашей души. Как поется в песнопении, которое мы часто слышим на всенощном бдении: «От юности моея мнози борют мя страсти». То огонь страстей, палительный для души, то холод равнодушия, черствости, пустоты и отчаяния. То же с нами, с нашими душами происходит.

            И вот отец приводит своего больного бесноватого мальчика, на котором въяве виден страшный лик тех врагов рода человеческого, которые хотят погубить нашу душу, чтобы наши души вечно корчились, чтобы наши души вечно мучились, чтобы вечно были опаляемы огнем, чтобы вечно холод отчаяния был в наших душах – вот что они хотят, чтобы было с нами. Чтобы мы потеряли образ Божий, чтобы мы перестали быть детьми Божьими – вот что они хотят сделать с нашими душами. Этого мальчика приводят к Иисусу Христу. И отец говорит: «Я привел к Твоим ученикам, а они ничего не смогли сделать. Может быть, Ты сможешь хоть что-нибудь для него сделать?» (см. Мк. 9, 17–22) Он приходит с надеждой. Приходит к Господу Иисусу Христу. В его сердце возникает желание обратиться к Господу.

            Дорогие братья и сестры! Это указание нам с вами, что нужно делать нам, чтоб исцелиться. Этого больного бесноватого мальчика отец привел к Иисусу Христу. А кто приведет наши души к Иисусу Христу, наши мучающиеся грехами и страстями души?

            Святая Церковь приводит нас ко Спасителю и Господу Иисусу Христу, чтобы мы получили от Него, Исцелителя и Спасителя нашего, чудо – чудо очищения наших душ.

            Отец взывает к Иисусу Христу. А что говорит Христос этому отцу? Христос говорит ему: «Если ты можешь веровать, то все возможно верующему» (см. Мк. 9, 23). Видите, какая сила веры? «Все возможно верующему»! Какое большое значение имеет вера в жизни человека! И когда услышал отец эти слова, он глубоко огорчился и расстроился. Он увидел свою собственную душу. Он увидел, что нет там горящей веры. Он увидел свою слабость, осознал ее. И что же? Осознав свою слабость, он повернулся и ушел от Иисуса Христа? Сказал: «Нет, я не могу сказать, что я верующий»? Нет, он так не поступил. Он не ушел от Иисуса Христа. Он, увидев пустоту своей души, не имея подлинной веры, воззвал ко Христу и сказал: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (см. Мк. 9, 24).

            Вот исповедание веры подлинное! Не горделиво: «Да, я верую!» Не горделиво сказал о себе: «Я верующий, и все возможно верующему!» Нет: «Помоги моему неверию», – воззвал этот отец к Иисусу Христу.

            И нам, братья и сестры, надо так же взывать к Господу нашему. Посмотрим в свои души. Разве мы можем горделиво сказать, что мы верующие? Мы посмотрим на свою жизнь, на свои поступки – где наша вера? Вера без дел мертва (см. Иак. 2, 20)! Посмотрим на свои дела и увидим, как далеко мы от того, какими должны быть верующие христиане. И что же нам, смириться с этим? Развернуться и уйти? Сказать: «Ну пусть, мы плохие верующие, ничего не можем, грехи наши нас победят; все грешные, и мы будем грешные». Нет! Так не будет с нами. Мы воззовем к Иисусу Христу так же, как воззвал этот отец: «Верую, Господи! Помоги моему неверию».

            И тогда Иисус Христос, увидев это желание веры отца, повелевает и говорит: «Душе немой и глухой нечистый, выйди из отрока сего!» (см. Мк. 9, 25) И чудо совершается. Последний раз содрогнувшись в судорогах, этот ребенок падает и становится как будто мертвый. Дух зла вышел из него. Но он-то лежит и не двигается. И все подумали, что он мертв. И тогда что делает Христос? Он берет его за руку, и ребенок встает – здоровый и освобожденный от своего недуга (см. Мк. 9, 26–27).

            Так и душа наша, дорогие братья и сестры. Если мы с вами обратимся к Иисусу Христу, Господь исцелит нас от наших грехов. В Таинстве Покаяния Он очищает нашу душу, избавляет нас от нашей скверны и нечистоты. Но для того, чтобы нам дальше жить, нам надо держаться за руку Спасителя. Так же, как Иисус Христос взял этого ребенка за руку, и он ожил и стал жить, и мы с вами оживем, и души наши будут живыми – только если мы будем постоянно держаться за руку Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Где мы найдем эту руку, как нам прикоснуться к руке Спасителя? Опять же через Церковь Святую. Мы получаем не просто указание, как нам идти, не просто рассказ, чего нам нужно делать, а чего не нужно, – нет, в Церкви здесь с нами Сам Господь. И мы не то что к руке Его прикасаемся – мы причащаемся Его Пречистого Тела и Животворящей Крови и соединяемся с Ним так, что уже Он в нас живет, а мы вместе с Ним. Вот наше спасение. Вот путь нашей жизни.

            Дорогие братья и сестры! Сегодня, услышав об этом великом чуде, которое совершил Господь Иисус Христос с этим бесноватым мальчиком, будем просить у Него, чтобы Он и с нашей душой совершил это чудо. Но важно обратить внимание еще и на следующий разговор, который произошел у Иисуса Христа с учениками после этого чуда. Ученики подошли к Иисусу Христу и стали спрашивать Его: «А почему мы не смогли этого сделать?» И тогда Иисус Христос сказал важнейшие слова: «Сей род, – сказал Он, говоря о силе зла, – изгоняется только молитвой и постом» (см. Мк. 9, 28–29).

            Вот, дорогие братья и сестры, путь нам к тому, чтобы мы получили благодатное исцеление от Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, – молитва и пост, к которым призывает нас сугубо ныне Святая Церковь. Испросим же благословения Господа на спасительное поприще поста и молитвы. Будем взывать к Нему, осознавая свое недостоинство, но веря, и надеясь, и уповая на Него, что Он не оставит нашу грешную душу. Воззовем вновь и вновь из глубины души: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». Аминь.

            30 марта 2014 года