Приходской листок Троицкого собора, 16 (1037) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скинею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов, и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело: то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

(Послание к Евреям, 9 глава, ст. 11-14.)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав Двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам; и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн, и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

(Евангелие от Марка, 10 глава, ст. 32-45.)

Вс. 14 апреля – Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской.

Прп. Марии Египетской. Прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца. Прп. Варсонофия Оптинского (1913). Сщмч. Сергия пресвитера (1938). Мч. Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца. Прп. Геронтия канонарха, Печерского. Прп. Макария, игумена Пеликитской обители. Мчч. Геронтия и Василида. Прав. Ахаза.

Литургия св. Василия Великого.

Евр. 9, 11-14. Мк. 10, 32-45.

Прп.: Гал. 3, 23-29. Лк. 7, 36-50.

Пн.

15 апреля –

Прп. Тита чудотворца. Мчч. Амфиана и Едесия. Мч. Поликарпа.

Константинопольского.

На 6-м часе: Ис. 48, 17 – 49, 4. На веч.: Быт. 27, 1-41. Притч. 19, 16-25.

Вт.

16 апреля –

Прп. Никиты исп., игумена обители Мидикийской. Мц. Феодосии девы. Прп. Иллирика. Иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет».

На 6-м часе: Ис. 49, 6-10. На веч.: Быт. 31, 3-16. Притч. 21, 3-21.

Ср.

17 апреля –

Прп. Иосифа песнописца. Прп. Георгия, иже в Малеи. Прмчч. Вениамина и Никифора (1928); сщмч. Николая, еп. Вельского, прмц. Марии (1932); сщмч. Иоанна пресвитера (1933); мч. Иоанна (1943). Прп. Иосифа многоболезненного, Печерского. Прп. Зосимы Ворбозомского. Прп. Зосимы. Мцц. Фервуфы девы, сестры и рабыни ее.

Литургия Преждеосвященных Даров.

На 6-м часе: Ис. 58, 1-11. На веч.: Быт. 43, 26-31; 45, 1-16. Притч. 21, 23 – 22, 4.

В 17.00 – вечерняя Литургия Преждеосвященных Даров.

Чт.

18 апреля –

Перенесение мощей свт. Иова, Патриарха Московского и всея Руси. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними. Сщмч. Алексия пресвитера (1930); сщмч. Николая пресвитера (1931). Прп. Пуплия Египетского. Прпп. Феоны, Симеона и Форвина. Прп. Марка Афинского. Прп. Платона, исп. Студийского. Прп. Феодоры Солунской.

На 6-м часе: Ис. 65, 8-16. На веч.: Быт. 46, 1-7. Притч.23, 15 – 24, 5.

По окончании вечернего богослужения будет совершаться Таинство Елеосвящения (Соборование).

Пт.

19 апреля –

Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского. Мчч. Петра и Прохора (1918); сщмч. Иоанна пресвитера (1934); сщмч. Иакова пресвитера (1943); прп. Севастиана Карагандинского, исп. (1966). Свт. Мефодия, архиеп. Моравского. Прп. Платониды Сирской. Мчч. 120 Персидских. Мчч. Иеремия и Архилия иерея.

На 6-м часе: Ис. 66, 10-24. На веч.: Быт. 49, 33 – 50, 26. Притч. 31, 8-32.

Литургия Преждеосвященных Даров.

В 17.00 – вечерняя Литургия Преждеосвященных Даров.

Сб.

20 апреля –

Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря.

Прп. Георгия исп., митр. Митиленского. Сщмч. Аркадия пресвитера (1933); прмц. Евдокии (1939). Прп. Даниила Переяславского. Мч. Каллиопия. Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов. Прп. Серапиона монаха.

Евр. 12, 28 –13, 8. Ин. 11, 1-45.

Начало богослужений в будничные дни и субботу: утренних – 7.00, вечерних – 17.00.

В воскресенье: начало ранней литургии – 6.30, поздней – 9.30.

Слово в Неделю 5-ю Великого поста

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Путь Христов. Что значат эти слова? Мы с вами избрали для своей жизни путь Христов. Мы с вами приняли святую веру, и когда принимали Крещение, то шли вокруг купели с пением слов псалма: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Тем самым мы выразили желание в жизни своей идти за Христом. Но что это значит в реальности? Как нам в нашей повседневной жизни идти за Христом? И вообще, это каково? Это легкий путь или тяжелый? Как определить это и как понять? А понять очень важно, причем понять не только головой, но понять сердцем. Есть некоторые вещи, которые очень легко головой понимаются. Есть некоторые вещи, которые легко сердцем принимаются. Христа мы с вами должны принять и своим разумом, и своим сердцем. И тогда наша жизнь будет жизнью следования за Христом.

            Сейчас мы с вами слышали Евангелие. Иисус Христос говорит Своим ближайшим ученикам, которых Он Сам избрал, которые видели Его чудеса, слышали Его назидания, впитывали в свой разум и в свое сердце Его Божественное Учение. Ну, настолько, насколько смогли, наверное. И Он им говорит: «Сейчас мы с вами идем в Иерусалим», и рассказывает им, что будет в Иерусалиме. Он говорит о том, что Его арестуют, что Его обвинят, что Его унизят, Его оплюют, над Ним надсмеются. В конечном итоге Его убьют. А в третий день Он воскреснет (см. Мк. 10, 32–34). Христос рассказал им все, что будет с Ним. Он открыл им цель Своего прихода в этот мир. Ведь для чего все это будет в Иерусалиме? Зачем это Христу надо? А затем, что, проходя через эти страдания и даже саму смерть, Христос совершает искупление грехов всех людей. Он на Себя берет наши грехи. Он пришел в мир, чтобы нам с вами послужить. Бог нам служит. Не мы Богу кланяемся, получается, а, получается, Бог для нас все делает, Он нам кланяется. Он приглашает нас: «Вот, Я все для вас сделал. Идите к спасению».

            Вот и рассказывает им Христос о том, что будет в Иерусалиме. Они слушают. А дальше удивительная реакция. Вот иногда говорят – раньше часто говорили; сейчас, правда, уже такие глупости перестали говорить, но лет 40-50 тому назад это говорили и в школе учили: «Нет, никакого Христа не было. Это потом придумали, специально, чтоб народ обманывать». И я вот думаю: это как же надо было придумать такую вещь жизненную, которая совсем не соответствует ни статусу апостолов, ни тому, что происходит, а показывает обычную человеческую слабость. Если бы хотели придумать, наверное, так бы идеально все придумали, что была бы как какая-то красивая пасхальная картинка.

            Но мы видим совсем другое. Мы читаем Евангелие, сейчас слышали это. Христос им говорит, каким путем Он Сам пойдет, чтобы спасти всех людей, в том числе и их, апостолов, – а двое из них, Иоанн и Иаков, подходят к Нему наедине, обгоняя других своих товарищей-апостолов, и начинают Ему говорить: «Учитель, мы Тебя хотим попросить кое о чем». «Ну, о чем вы хотите Меня попросить?» «А вот чтобы когда Ты придешь в Свое Царство, нам сидеть – мне с правой стороны от Тебя, а моему брату с левой» (см. Мк. 10, 35–37).

            Вот задумаемся, это что они делают? Это они поняли, о чем им Христос говорил? Поняли, зачем Христос в Иерусалим входит? Или то, что Он им говорил, мимо их ушей, мимо их головы, мимо их сердца прошло? Он говорит, что Он будет страдать, и на Него плевать будут, унижать и мучить Его будут, а они говорят «справа, слева в Царстве сидеть». Как трудно человеку переменить свои понимания! Как трудно из плотского стать духовным. Как трудно понять, что самое главное на весах: духовное или материальное? Апостолам было трудно это принять. Они видели чудеса Иисуса Христа, видели, как Он повелевает стихиями, ходит по водам, воскрешает мертвых. Мессия пришел, Царь, Который установит Царство Израилю. И вот бы рядом с Ним быть!

            Быть рядом с Христом – в этом нет ничего плохого, это хорошо. В общем-то, это наша цель – быть рядом с Христом. Мы для этого вот и сейчас в храм пришли молиться. Зачем? Чтобы быть вместе с Христом. Это хорошо. Но что это значит – быть со Христом? Вот Иоанн и Иаков почему-то подумали, что быть со Христом – это сидеть рядом справа и слева на престолах. Он царствует – и они сидят, его ближайшие помощники, тоже царствуют, славу принимают, все, управляют, замечательно, все им кланяются… Прекрасная жизнь! Но они ошибаются. Такая слава, конечно, будет в Царстве Божием, но Христос нам, проходящим земную жизнь, такой славы никому не обещал. Он никому из нас не сказал: «Придите ко Мне, и вы не будете никогда болеть. Придите ко Мне, и про вас все будут говорить только хорошо. Придите ко Мне, и у вас будет много денег и успех в жизни. Придите ко Мне, и у вас все будет прекрасно, никаких проблем, в семье все будет замечательно». Никогда Христос нам такого не обещал. Другой вопрос, что нам этого хочется. Другой вопрос, что мы чаще всего в своей жизни, когда молимся, об этом только и просим. Земного здоровья телесного просим, какого-то достатка, какого-то лада в семье. Все это по-человечески понятно. Сам Господь говорит: «Отец ваш Небесный знает, что вы во всем этом нужду имеете» (см. Мф. 6, 32). Но это ли самое главное? До тех пор, пока мы не поймем, что самое главное в жизни человека, то с трудом нам можно будет говорить о себе, что мы идем Христовым путем.

            И вот Христос желает этим двум ученикам это показать и говорит образно. «Ну хорошо, – говорит, – а сможете ли вы пить чашу, которую Я буду пить, и креститься крещением, которым Я буду креститься?» Он говорил о чаше Своих страданий, нечеловеческих страданий за весь мир. Он говорил о крещении смертью, которую Он примет на Кресте. Что подумали ученики, Евангелие нам не объясняет. Они говорят: «Да, можем». Легко так – «Можем», не понимая, что говорят. И тогда Христос им говорит пророчески: «Да, будете пить чашу, которую Я пью. И будете креститься крещением, которым Я крещусь». Это Он пророчески предсказывает им, что они примут мученическую смерть за Него. Все апостолы – правда, кроме одного Иоанна Богослова, – закончили свою жизнь мученически. Некоторые из них были и распяты, как Господь. Некоторые замучены и обезглавлены. Разнообразные страдания они приняли.

            «Будете пить эту чашу, – говорит им Господь. – Но дать по правую сторону или по левую сидеть от Меня – это не от Меня зависит, – говорит Господь, – а кому уготовано» (см. Мк. 10, 38–40).

Что значат эти таинственные слова? А очень просто. Им отвечает Господь, что не от Него зависит, потому что они обращались к Нему не как к Искупителю и Спасителю, Который должен за них пострадать, а они думали, что перед ними земной царь, который будет владычествовать. Они видели в данный момент в Нем только Его человеческое, как им казалось, внешнее величие. И поэтому Господь очень четко показывает: если мы надеемся на внешнее торжество, то это не путь Христов.

            Ну а дальше мы слышали. Дальше – естественно, что в таких случаях происходит: когда одни выпрашивают себе каких-то привилегий, другие недовольны. Десять увидели: что-то там за беседа такая идет отдельная? Как только поняли, в чем дело, стали на них негодовать. Ну как же – а они-то чем хуже? И Петр, и Андрей, и Нафанаил, и Фома, и иные – они тоже хотят сидеть поближе. И была меж ними распря (см. Мк. 10, 41). Вот представляете, Господь идет на страдания, а они о чем думают?

            И Господь их ставит на место и говорит: «Нельзя так поступать, как поступают язычники. Они надмеваются друг над другом, и владеют, и обладают ими. А вы по-другому. Кто будет среди вас хотеть быть старшим, пусть будет как младший. А кто хочет всеми командовать, пусть будет как слуга» (см. Мк. 10, 42–44). А что это? Это непонятно. Это какое же будет тогда устройство жизни? Совсем ничего не будет, порядка не будет.

Нет, будет порядок – порядок Христов. И Христос объясняет, в чем он заключается. «Потому что и Сын Человеческий, – говорит Господь о Себе, – пришел не чтобы Ему послужили, но послужить спасению мира» (см. Мк. 10, 45).

            Вот, братья и сестры, и нам постное с вами размышление духовное. Каким путем мы в жизни идем? Что мы ищем? Зачем мы пришли ко Христу? Так ли, как Иоанн и Иаков, выпросить себе теплого местечка и чтобы нам жилось спокойно, хорошо? Или, может быть, мы желаем с Христом разделить тот тернистый путь страданий, который Он проходит?

            Дело-то в том, что нельзя нам обманываться. Действительно, никому из христиан, то есть пошедшим за Ним, Спаситель не обещал сытой, спокойной и сладкой жизни. Он, наоборот, сказал: «Будут вас ненавидеть. Будут вас гнать. Будут над вами смеяться. Будут вас унижать. А претерпевший до конца, вот он спасен будет» (см. Мф. 10, 22).

            Дорогие братья и сестры, в том счастье действительно быть рядом со Христом, и быть в Его Царстве, и сидеть рядом с Ним. Уж у Бога для всех найдется место рядом с Ним быть, только не в этом земном царстве и не в этих земных категориях, которые быстро меняются и заканчиваются, а в Царстве Божием, которое Он открыл для нас. Открыл, потому что пришел нам послужить. Открыл, потому что за нас пострадал. Открыл, потому что за нас умер на Кресте. Открыл, потому что Он воскрес.

            И вот перед нами теперь небо открытое. Да, да, хорошо желать быть вместе со Христом, и надо этого желать. Но не для того, чтобы наслаждаться и жить в комфорте в этой земной жизни, а для того, чтобы пребывать в неизъяснимой радости в Царствии Вечном, которое принес Спаситель мира Господь Иисус Христос сюда, к нам. И это Царство начинается уже сейчас, уже во время нашей земной жизни. Церковь Христова – это уже Царство Божие на земле. Так идем по земной жизни путем Христовым. Ведь Христос пришел другим послужить, да? И предлагает нам это сделать. А что это значит – другим послужить? А это значит, нам надо учиться любить друг друга, прощать друг другу, поддерживать друг друга, помогать друг другу. Как сказал апостол: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Вот что Господь нам предлагает. Вот Его путь.

            В жизни христианину приходится много потерпеть, но главное при этом – иметь любовь к ближним своим и веру в Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа и истинную любовь к Нему. Ведь не в том проявляется любовь ко Христу, чтобы в славе сидеть рядом с Ним на престоле, а любовь к Иисусу Христу проявляется в том, что само общение и единение с Богом – это и есть та самая радость, больше которой не существует ничего в мире. Ибо Бог – это и есть любовь. Бог – это и есть радость. Бог – это и есть счастье. Бог и есть жизнь вечная. И без Него ничего этого нет и быть не может.

            Восславим же Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, открывшего нам спасительный путь – путь служения ближним, путь, ведущий нас от земли на небо в Вечное Его Царство, Ему же слава во веки веков. Аминь.

            25 марта 2018 года