Приходской листок Троицкого собора, 18 (1039) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии в праздник Святой Пасхи

Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

(Деяния Апостолов, 1 глава, ст. 1-8)

Евангельское чтение на литургии в праздник Святой Пасхи

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

(Евангелие от Иоанна, 1 глава, ст. 1-17)

Слово в субботу Светлой седмицы

Прот. Александра Ганабы

            Христос Воскресе!

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Целую неделю мы с вами по благословению Церкви пребывали в радости духовной. Целую неделю Святая Церковь напитывала наши души спасительной вестью о том, что Христос Бог наш дал нам полное основание радоваться. И мы радуемся, потому что наших грехов нет – их Христос светом Своего Божества испепелил. И мы радуемся, что смерти нет – это временное явление в жизни человека, и мы воскреснем и будем жить с Богом. И мы радуемся, что всегда, когда ни обратимся только мы к Богу, Он с нами, потому что Он Сам сказал: «Я с вами во вся дни до скончания века» (см. Мф. 28, 20). И мы радуемся и прославляем Господа Воскресшего, хотя разум наш не понимает этого – что значит воскреснуть из мертвых, но сердце-то наше понимает. Воскреснуть из мертвых – это значит когда вместо ненависти в сердце человека будет любовь. То есть уже сейчас, еще во время нашей временной жизни нам можно воскреснуть из мертвых; от мертвости наших грехов, нашей злобы, нашей черствости, нашей каменности, нашего нежелания сочувствовать и сострадать друг другу можно, должно и нужно воскреснуть. И Христос Воскресший дает нам эти силы. Но не только, конечно, во временной жизни – и в вечной жизни, которую мы с вами не знаем и не понимаем, какая она; как апостол Павел говорит, что даже ни на разум человеческий, ни на сердце не может прийти, что Господь уготовал любящим Его (см. 1 Кор. 2, 9). Вот что уготовано нам Господом нашим Воскресшим – нам, любящим Его. Надеюсь, что мы все любим Его. Желаем мы этой любви и стремимся к ней, всю жизнь свою стремимся. Хоть отпадаем, хоть спотыкаемся, но стремимся.

И вот, прошла эта радостная неделя, когда нам Церковь только и возвещала о том, что нужно радоваться. Теперь Церковь немножко напомнит нам, что немного надо еще следить за собой, когда радуешься, глядеть под ноги и не спотыкаться. Уже наступило время немножко и о каких-то своих ошибках снова вспомнить. Поэтому теперь такая служба, какая была только что, будет только на отдание Пасхи – ну а кто доживет, то и через год. Однако это не значит, что мы оставляем пасхальную радость, и это не значит, что уже мы должны забыть, что Христос Воскрес. Этого мы никогда не должны забыть. И Церковь нам напоминает каждую неделю. Специальный день так и называется в календаре; любой даже безбожник, ненавистник Бога, открывает календарь – у него там написано: «Воскресение». А Кого воскресение-то? Даже не задумывается он, а просто: «О, воскресение – выходной. Как хорошо». А это Воскресение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, которое всех нас с вами ведет к воскресению.

В течение недели на крестных ходах несли всегда артос. Вот его уже унесли тут. Это артос, который был благословлен в первый день Пасхи. В переводе с греческого слово «артос» означает «хлеб». Это пасхальный хлеб. Эта традиция взялась вот откуда.

Когда апостолы после Воскресения Иисуса Христа собирались вместе, они не знали, их Господь не предупреждал, когда Он придет к ним. Он приходил и с закрытыми дверями. Они закрывались от страха, что их евреи арестуют. Господь Воскресший сквозь закрытые двери к ним заходил. Так вот они всегда на трапезе – у каждого свой кусок хлеба, а один кусок оставляли для Иисуса Христа. Вдруг Он придет, это для Него. Так и называлась: часть Господня. Господень хлеб – по-гречески «артос». А если Господь не приходил, они этот хлеб между собой разделяли и вкушали как благословение Господне.

Вот и в сегодняшний день все вы получите как благословение Воскресшего Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа артос, благословенный хлеб.

Иные не знают, что с ним делать. У меня вот случай такой был, да в общем, у каждого из батюшек. Подходит благочестивая старушечка и говорит: «Батюшка, что мне делать? У меня ведь артоса-то с 10 лет лежат под божницей. Так все уже отсырели, и уже мошки их съели. Чего с ними делать?» А вопрос: а ты зачем держала-то их, собирала, как будто коллекцию какую? Артос – это благословение Божие, которое надо вкушать, вкушать с благоговением. Может быть, по крошке, может быть, по небольшому кусочку. Утром помолился, со святой водой вкусил, благословение Господне положил. А что толку, что он у тебя 10 лет пролежал, заплесневел, и мошки его съели? Не надо его мошкам отдавать. Он для людей. Берите благословение Господне, вкушайте. Не можете прийти по какой-то причине на службу, вкусите вот артоса. Приболели немного, со святой водой вкусите артоса, благословение Господне. Но копить не надо, не следует его.

Ну и второе, тоже мы сталкиваемся: «Дайте мне 3, 4 кусочка, 5 – у меня столько родственников». Знаете, количество святыни не килограммами и не граммами исчисляется. Вот, можно взять кусочек, который мы вам дали, хотите, на 10 частей разделите, хотите, на 20. Все имеет равную силу, если имеешь веру. А если не имеешь веры, то хоть целый артос целиком этот огромный съешь, и никакой благодати тебе не будет, потому что все по вере дается человеку.

Будем же веровать в Воскресшего Спасителя Господа нашего Иисуса Христа. Радоваться будем радостью о Господе.

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе Христос! Аминь.

22 апреля 2017 года

Пасхальное послание
митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия

священнослужителям, монашествующим и всем верным чадам
Русской Православной Церкви Московской епархии

Возлюбленные о Господе служители Алтаря Господня,
всечестные иноки и инокини,
дорогие братья и сестры!

От всей души обращаю ко всем Вам жизнеутверждающее и исполненное ликования приветствие:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Через крестные муки Спасителя и Его восстание от Гроба пришла радость всему миру. Так глаголет пасхальная песнь, которую мы многократно воспеваем в дни этого торжества. Господь разрушил смерть! Это событие – судьбоносное для бытия мира. Людям, обремененным грехом праотца Адама, Христос, как Новый Адам, открыл путь к праведности и Царству Небесному. Там, по словам священномученика Иоанна Восторгова (+1918), верующие будут пребывать в блаженном общении с Богом, «Который в Царстве вечности будет нашим солнцем, покровом, источником разумения, блаженства и полноты духовной жизни»!

Мы совершали покаянное поприще Великого поста и молитвенно переживали страдания Христовы в благоговейном ожидании, что ниспошлет нам Господь «Свое благодатное пасхально-светоносное утешение, с которым не сравнятся все сокровища мира сего», - писал преподобноисповедник Рафаил (Шейченко, +1957). Тысячелетия, минувшие с евангельских времен, не препятствуют нам сегодня быть духовными соучастниками этих священных событий, касающихся непосредственно каждого из нас. Ведь Сын Божий уврачевал человеческие грехи и уничтожил зло мира, говорил священномученик Сергий (Лебедев, + 1938). Потому с благодарением, единым сердцем и едиными усты мы славим Христа Воскресшего, и на нас исполняются слова Спасителя: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).

Придя к опустевшему Святому Гробу, жены-мироносицы услышали повеление Ангела Божия: тецыте и миру проповедите, яко воста Господь! (ипакои Пасхи) Этот призыв обращен и ко всем нам: не только личным подвигом веры, но и делами любви, милосердия и благотворительности свидетельствовать о Воскресении Христовом!

Сердечно благодарю всех Вас за труды на ниве Церковной, наипаче же за участие в просвещении и воспитании подрастающего поколения. Радостно, что в нашей епархии во множестве строятся храмы там, где их раньше не было, а также предпринимаются усилия по возрождению порушенных святынь, которые являются нашим драгоценным духовным и культурным достоянием. Не ослабевайте, возлюбленные, в своем усердии, ибо на этом пути еще очень многое предстоит сделать!

Сердечно поздравляю Вас с мироспасительным праздником Святой Пасхи! Радость о торжестве вечной жизни и благословение Воскресшего Господа да пребывают со всеми Вами!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

+ Ювеналий,
митрополит Крутицкий и Коломенский

Пасха Христова
2019 г.
Москва

 

 

Расписание богослужений в Светлое Христово Воскресение и Светлую седмицу

28 апреля – вс. – Светлое Христово Воскресение. ПАСХА.

23.30 – Пасхальная Полунощница.

00.00 – Крестный ход. Пасхальная утреня. Божественная литургия.

6.30 – II-я Литургия.

9.30 – III-я Литургия.

17.00 – Золотая Пасхальная вечерня.

29 апреля – пн. – Понедельник Светлой седмицы.

8.00 – Пасхальная утреня. Божественная литургия и Крестный ход.

17.00 – Пасхальная вечерня и утреня.

30 апреля – вт. – Вторник Светлой седмицы.

Иверской иконы Божией Матери.

8.00 – Божественная литургия и Крестный ход.

17.00 – Пасхальная вечерня и утреня.

1 мая – ср. – Среда Светлой седмицы.

8.00 – Божественная литургия и Крестный ход.

17.00 – Пасхальная вечерня и утреня.

2 мая – чт. – Четверг Светлой седмицы.

Блж. Матроны Московской.

8.00 – Божественная литургия и Крестный ход.

17.00 – Пасхальная вечерня и утреня.

3 мая – пт. – Пятница Светлой седмицы.

Иконы Божией Матери "Живоносный Источник".

8.00 – Божественная литургия. Крестный ход. Малое освящение воды.

17.00 – Пасхальная вечерня и утреня.

4 мая – сб. – Суббота Светлой седмицы.

8.00 – Божественная литургия и Крестный ход.

После Крестного хода – раздача артоса.

17.00 – Всенощное бдение.