Приходской листок Троицкого собора, 19 (1040) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии

Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все. Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

(Деяния Апостолов, 5 глава, ст. 12-20)

Евангельское чтение на литургии

В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

(Евангелие от Иоанна, 20 глава ст. 19-31)

Слово в Неделю 2-ю по Пасхе

Прот. Александра Ганабы

            Христос Воскресе!

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            В сегодняшний воскресный день Святая Церковь призывает нас вспомнить, как воскресший Спаситель Господь наш Иисус Христос явился апостолу Фоме. Мы только что слышали Святое Евангелие, в котором описывается это событие (Ин. 20, 19–31). Иисус Христос явился однажды Своим ученикам, когда они были закрыты за запертыми дверями, по-славянски «дверем затворенным», то есть они находились в доме, который был заперт. И, явившись Своим ученикам, Господь посылает им Свою благодать.

Обратим внимание на очень важный момент: в чем заключалась и заключается эта благодать, которую посылает Господь Иисус Христос? Помните, как многообразно в Евангелии, когда Господь исцелял больных, Он чаще всего, прежде чем исцелить, говорил: «Чадо, отпускаются тебе грехи твои!» (см. Мф. 9, 2; Лк. 5, 20; Ин. 5, 14; др.) И многие негодовали и говорили: «Кто может отпускать грехи? Их может отпускать только Бог!» По сути, правильно говорили. Они просто не знали, что Иисус Христос и есть истинный Бог и истинный Человек, и поэтому Он, Христос, имеет власть отпускать людям грехи.

А теперь Спаситель передает эту власть Своим ученикам – Божественную власть прощать людям грехи. Как это важно! Дело в том, что Церковь, к которой мы с вами принадлежим, которую основал Господь наш Иисус Христос, имеет в себе эту благодать Божию. Мы ею, собственно говоря, и живем – иначе мы были бы раздавлены своими грехами. А Церковь имеет эту власть: она освобождает наши души, и наши души снова становятся чистыми. И мы в этом неоднократно убеждались на своем опыте.

Как мерзко бывает, когда чувствуешь, что ты запачкан грехом, как тебе самому на себя противно, как обидно, что ты совершил этот грех, как хотелось бы стереть это из памяти, и вообще чтобы этого никогда не было, – но не в силах человеческих изменить течение времени. А Бог может. И эту власть Он дал Церкви. И Церковь наши души очищает – и мы вновь вздыхаем и становимся чистыми. Это удивительно! Но это радостно! И многие, многие из нас это пережили. А если бы не пережили мы с вами этой благодати Божией, то вряд ли от раза к разу мы приходили бы в храм Божий. Мы ведь не по обязанности сюда приходим, нас же никто не заставляет. Нас ведет сюда наше верующее сердце, мы же сюда приходим потому, что мы здесь получаем утешение, укрепление для своей жизни. Мы здесь успокаиваемся, мы здесь очищаемся, мы здесь назидаемся. Наше сердце прилепилось, уверовало в воскресшего Спасителя и Господа Иисуса Христа. Это мы убедились сами! Конечно, хорошо, когда кто-то другой говорит нам о Господе. Но как важно, когда ты уже сам убедился, сам почувствовал, на своем опыте пережил. Тогда уже никакая подсказка тебе не нужна. Ты сам ищешь этой молитвы, ищешь этой благодати, ищешь помощи Божией, раскрываешь Евангелие – ищешь указания, как тебе поступить, и поступаешь по словам Христовым, потому что сам убеждаешься, что это единственный правильный путь в этой жизни.

Вот какой дар дал Господь Иисус Христос Своим ученикам. Дунул и сказал: «Примите Дух Свят! Имже отпустите грехи, отпустятся им, а имже держите, держатся» (см. Ин. 20, 21–23).

Но при этом явлении не было одного из учеников – апостола Фомы. И когда, по прошествии времени, собратия Фомы начали ему рассказывать, что они видели Господа, Фома им не поверил и сказал: «Пока сам не прикоснусь своим пальцем к Его ранам на руках и ногах, и не прикоснусь своею рукой к ране на Его ребре, не поверю, что это Он!» (см. Ин. 20, 24–25). Он хотел убедиться – и в этом было его благословенное право. Потому что, благодаря этому неверию Фомы, которое мы называем в Церкви устами песнопений и молитвословий «блаженным неверием», Церковь получила твердое, основанное на опыте, убеждение в телесном воскресении Господа Иисуса Христа.

В следующий раз, когда так же в этой закрытой комнате были ученики, им снова явился воскресший Господь, и с ними уже был Фома, и Господь сразу же обращается к Фоме и предлагает, чтобы Фома прикоснулся к Его рукам и ногам, своей рукой прикоснулся к Его ребрам прободенным. Фома исповедует Иисуса Христа своим Господом, говоря: «Господь мой и Бог мой!» (см. Ин. 20, 26–28) Вот он уже убедился на своем собственном опыте.

Видите, Господь благословляет, чтобы мы на собственном опыте, каждый лично, убедились в истинности Его воскресения в своей жизни. Не только по рассказам других, не только из проповедей священников, не только из книжек чтобы мы знали, что воистину Господь Спаситель наш воскрес, но чтобы мы на своей личной жизни ощутили эту помощь воскресшего Господа – вот что хочет Господь.

Фома ведь не поверил не потому, что он такой жестокий сердцем или холодный сердцем. Это ведь именно тот Фома, который, когда собирались идти в Иерусалим, и Господу Иисусу Христу другие ученики говорили: «Господи, Ты недавно уже там был, и Тебя хотели убить; и что же – Ты снова туда идешь?» (см. Ин. 11, 7–8) – тогда сказал: «Пойдем и мы умрем с Ним!» (см. Ин. 11, 16) Значит, веру Фома имел в Господа! Но почему же он не поверил сразу в воскресение Христово?

Он не хотел быть обманутым в своей вере. Он не был легковерен, его вера была проверенной. И он получил ответ на это его пытливое желание удостовериться в Божественных явлениях: специально для него Христос явился, чтобы его уверить.

Нам тоже не надо быть легковерными. Потому что мы иногда истинную твердую веру – которая есть камень, на котором основана наша Церковь и наша жизнь, – меняем и, как ни странно, легко верим каким-то слухам, суевериям, идем к каким-то бабкам, шептуньям, гадалкам, заговорщикам. Какие-то принимаем обычаи, совершенно не церковные, и легко их принимаем, и этому верим! Верим каким-то приметам, верим каким-то гороскопам. Да как этому всему можно верить? Верить нужно во единого Господа Иисуса Христа воскресшего – Он основа нашей жизни! Фома в этом уверился, и мы с вами должны в этом увериться.

Собственно говоря, наша религиозная жизнь – это и есть постоянное наше с вами уверение в истинности пути, который открыл нам воскресший Господь. Да, мы на этом пути соблазняемся часто, часто падаем. Но какое счастье, что есть Церковь, которая укрепит нас и утешит! Какое счастье, что Сам Господь протягивает нам Свои руки и говорит нам: «Прикоснитесь – и убедитесь, что Я воскрес».

Как мы прикасаемся к Нему? Во-первых, в молитве; во-вторых, в Таинствах Церковных, и в самом главном Таинстве Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя, где мы не просто прикасаемся – где мы причащаемся, соединяемся с Господом. Вот уверение нашей души!

Дорогие братья и сестры! В сии святые Пасхальные дни испросим у Господа той благодати, которой Он сподобил Фому, апостола Своего, чтобы Он – наш Спаситель – укреплял в нас веру, поддерживал нас в нашей жизни, вел нас по этой жизни, а мы будем стараться и приложим силы идти за Ним ко спасению и жизни вечной.

Христос воскресе!

Воистину воскресе Христос! Аминь.

19 апреля 2015 года

Слово на Радоницу

Прот. Александра Ганабы

            Христос воскресе!

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Сегодня Святая Церковь по Церковному Уставу впервые совершает гласное поминовение усопших. Этот день в народе называется Радоницей, потому что мы приносим пасхальную радость тем нашим братьям и сестрам, для которых земная жизнь уже завершилась. Почему мы приносим им эту пасхальную радость? Что, они, перейдя через черту земной жизни, не знают, что действительно Спаситель мира воскрес и победил смерть? Они знают. И, может быть, гораздо лучше нас знают. Но они сталкиваются и со страшной реальностью содержания своей собственной души. Вот они-то знают, что за грехи придется отвечать, знают гораздо лучше нас. Мы знаем это понаслышке: потому что услышали это в церкви или прочитали в книге. А они знают это на своем опыте, потому что их уже начинают терзать те самые грехи, в которых они не раскаялись, те самые пороки, от которых они не отказались. Это уже сейчас их начинает терзать, и поэтому они прекрасно знают новую реальность, и знают, что надо было жить по-другому – вот что они знают. Надо было жить эту краткую земную жизнь, радуясь непрестанно о Господе, живя с Богом, живя с Его заповедями, живя в молитве, живя в Таинствах Церковных. Вот тогда, когда будет закончена земная жизнь, не будет ни скорби и ни печали, а будет только радость о Господе. Вот они это знают.

            Так почему же мы – все-таки мы – несем им радость о воскресшем Господе? Да потому, что им сейчас могут помочь только наши с вами молитвы. Только молитвы Церкви могут изменить их состояние души. Только молитвы Церкви могут открыть для них ту радость, которая закрывается для них их собственными грехами.

            И поэтому мы ныне несем в молитвах Святой Церкви радость усопшим о воскресшем Спасителе и Господе нашем Иисусе Христе. И они радуются о том, что мы их не забываем, они радуются о том, что мы за них молимся, они радуются о том, что мы за них совершаем дела милосердия, что мы постоянно поминаем их. Они радуются, когда мы стараемся за них делать какие-то добрые поступки, в их славу. Они радуются, когда видят, что мы не повторяем их ошибок и избегаем грехов.

            Дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь предлагает нам усердно помолиться о всех прежде почивших православных, попросить у Господа Бога, чтобы Господь избавил их от тех мучений, которые они сами на себя собрали своими грехами, чтобы Господь солнцем Своей благодати, сиянием Своей любви простил им вся их прегрешения, вольная и невольная, чтобы Он милосердием Своим даровал им вечную радость вечной и святой жизни с Ним, со Спасителем, с Господом нашим Иисусом Христом.

            Воистину именно сегодня тот день, когда и следует идти на кладбище, сегодня тот день, с которого начинается усиленное и повседневное поминовение усопших, согласно Уставу Святой Церкви. Доставим же радость нашим родным и близким, которые уже завершили жизненный путь.

            Доставим радость и тем, за кого некому помолиться, и о них помолимся, чтобы благодать Божия на всех воссияла. Доставим радость и тем, кто по неверию своему в своей жизни не хотел знать Христа, и о них будем молиться, чтобы им Господь простил их согрешения, всем: и кто в озлоблении был, и в отступлении, – будем просить у Господа, Спасителя нашего. Ведь как мы слышали сегодня с вами в Евангелии? «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы никто из верующих в Него не погиб». Слышите, что говорит Святое Писание? «Чтобы никто из верующих в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (см. Ин. 3, 16).

            Ну а в чем заключается суд? Сегодня мы в Евангелии слышим: «Суд заключается в том, что свет пришел в мир, – то есть Кто свет? Иисус Христос. – Но люди возлюбили больше тьму, нежели свет, и не пошли к свету» (см. Ин. 3, 19–20). Ведь это правда. Не только так было когда-то, при жизни Господа Иисуса Христа, а это и сейчас так происходит. Да не будет с нами этого! Помолимся, чтобы мы возлюбили свет всем сердцем своим.

            Помолимся и о тех, кто завершил жизнь, дабы свет Христов сиял им и за гробом. Совершим пасхальное поминовение всех от века почивших православных.

            Христос воскресе!

            Воистину воскресе Христос! Аминь.

            24 апреля 2012 года