Приходской листок Троицкого собора, 21 (1042) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии

Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые тотчас и обратились к Господу. В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали пред ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее; и, призвав святых и вдовиц, поставил ее пред ними живою. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

(Деяния святых апостолов, 9 глава, ст. 32-42)

Евангельское чтение на литургии

После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-Еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды. Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду; и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: "возьми постель твою и ходи". Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: "возьми постель твою и ходи"? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус скрылся встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.

(Евангелие от Иоанна, 5 глава, ст. 1-15)

Слово в праздник святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских

Прот. Александра Ганабы

Христос Воскресе!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Святая Русская Православная Церковь чтит великого святого – святителя и чудотворца Николая, вспоминая перенесение его честных мощей из Мир Ликийских в город Бари.

Почитание святых мощей в Православной Церкви является одним из догматов. То есть это одна из вероучительных основ, которую люди, не хранящие православную веру, отрицают, потому что не понимают силы Божией.

На чем же основано почитание святых мощей? Оно основано на том, что Спаситель и Господь наш Иисус Христос воплотился и стал человеком. Не где-то издалека Бог с нами разговаривал – Он пришел и стал одним из нас. И через это Боговоплощение Спаситель мира Господь Иисус Христос освятил человеческую плоть, которая, подобно и человеческому духу, осквернена грехами. Однако Господь сказал: «Кто Мне служит, тот Мне и последствует. Где Я, там и слуга Мой будет» (см. Ин. 12, 26). Сам Спаситель мира воскрес в третий день после Своей смерти. А потом на сороковой день после Своего Воскресения с плотию Своею вознесся на небо.

Люди, которые благочестиво живут на земле, по естественному закону умирают. Однако те люди, которые всю свою жизнь посвятили Христу и которых Церковь называет святыми, имеют от Бога особую благодать. И эта особая благодать проявляется в том, что исполняются слова Господни, когда Господь сказал, что «вы не только то, что Я сделал, сделаете; еще больше сего сделаете» (см. Ин. 14, 12).

И поэтому с самых первых времен, когда христиан гнали и убивали, когда их мучили, распинали и сжигали, их останки почитались. Сожгли святых мучеников на костре – казалось бы, ничего от них не осталось. Благочестивые христиане пепел и косточки собирали, а потом благоговейно это вместе все складывали и над этими святыми останками совершали Божественную литургию. С тех пор в каждом храме в престоле, на котором совершается Божественная литургия, обязательно есть маленькая частичка, может быть микроскопическая, святых мощей святых мучеников. А для чего это? А для того, что этим мы свидетельствуем ту веру нашу в Господа Иисуса Христа, Который воплотился и стал человеком, что и нас, человеков, Иисус Христос освящает. И мы воскреснем и будем жить вместе с Богом. Воскреснем не только духовно, но обязательно воскреснем и телесно. А тех людей, которые уже при жизни были святыми, – их тела тоже становятся святыми. И мощи, которые мы почитаем, – это останки святых людей.

Может быть, вот так в случае, как я говорил, мучеников: например, сорок мучеников сожгли, там косточки какие-то остались только лишь. А есть мощи нетленные, когда полностью святой человек сохраняется, а есть – частично. И не важно, полностью ли человек в своем теле остался, или это может быть микроскопическая частица, сила Божия происходит от этих останков святых людей. Отсюда и название: мощи. Слышите, слово какое славянское – мощи. То есть сила. А чья же это сила? Это сила Божия.

И вот сегодня мы почитаем святителя Николая и радуемся о том, что в нашем соборе есть маленькая частица с древних времен, еще с построения нашего собора она здесь находится. А как она сюда пришла, история нам не говорит, потому что этот древний мощевик, который здесь находится, он гораздо раньше устроен, нежели собор был построен. Еще, может быть, за 200 лет до этого. Значит, благочестивые наши предки хранили эти частички святых мощей и передавали их.

В эти дни, вот именно сейчас, страна наша Российская радуется о принесении мощей святителя и чудотворца Николая из города Бари в град Москву. Там небольшая часть мощей, а именно девятое ребро святителя Николая, которое находится у человека у самого его сердца, вот примерно такого размера. Помещено в ковчег. Это, естественно, не все мощи. И привезено уже в храм Христа Спасителя сейчас. И там перед этим ковчегом совершается молитва.

А встает иногда вопрос: а как же, вот и в нашем храме, и в других храмах есть частицы мощей, а как же так говорят, что впервые? Да, впервые – из той гробницы, куда из Мир Ликийских в Бари были принесены мощи, и потом была положена плита, одна, и замурована, и сделано небольшое отверстие, через которое раз в год собирают миро, которое накапливается от мощей святителя Николая. Да, оттуда впервые вот эта вот часть мощей, именно ребро, принесено к нам в Россию. Но из Мир Ликийских не все мощи были принесены в Бари. Частицы их потом, часть большая определенная, была принесена еще в Венецию. А впоследствии уже из Венеции она разошлась буквально по всему миру. И много храмов есть в нашей Русской Православной Церкви и в других Церквах, где хранятся микроскопические мельчайшие частицы мощей святителя и чудотворца Николая.

Но дело ведь не в размере святыни, а дело в нашей с вами вере. Вот если люди не верят и не ценят, то потеряют, что имеют. Вот как эти жители Мир Ликийских. У них полностью были мощи. Не микроскопическая частица, а все мощи были. И чудеса от них происходили. Но они уже настолько к этому привыкли, уже были абсолютно неблагоговейны. Вроде так и надо. И поэтому легко поддались на уговоры итальянских представителей, послов, которые, проще говоря, практически подкупили этих нечестивых хранителей мощей и увезли часть от них в город Бари.

Видите, что происходит? Все мощи были, а душа была далеко. Значит, дело не в объеме мощей, а дело в объеме нашей веры в Господа Иисуса Христа, а дело в объеме нашей преданности Церкви Христовой и благоговения к святыне, которая нам вверена. Каждому из нас вверена святыня. Эта святыня – наша жизнь. Эта святыня – наш дух. Эта святыня – наше тело. Нам апостол прямо говорит. Страшные слова, если вслушаться. Он говорит нам: «Вы святы!» (см. 1 Пет. 2, 9; 1 Кор. 6, 19; Еф. 2, 19) – Представляете? А действительно это так. Ведь в Крещении мы с вами все помазаны миром святым, Дух Святой на нас почивает. Как же мы должны беречь святыню своей жизни! Как мы должны свято держать себя и стремиться жить по благим заповедям Божиим! Но сами мы этого делать, увы, не умеем. И благодарим Господа, что Он посылает нам таких молитвенников, предстателей и чудотворцев, как святитель и чудотворец Николай.

И ныне, предстоя в святом храме перед иконой святителя и чудотворца Николая и частицей его святых мощей, будем молиться этому великому угоднику Божию, чтобы нам хранить свою святыню, быть благоговейными к тому дару Божию, который дан каждому из нас, хранить святую веру православную.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе Христос! Аминь.

21 мая 2017 года

Слово в Неделю 4-ю по Пасхе

Прот. Александра Ганабы

            Христос воскресе!

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Сегодня Святая Церковь предлагает нам духовно обратить свое внимание на то чудо, которое совершил Господь Иисус Христос. Он исцелил парализованного человека – расслабленного. Этот человек вместе с другими людьми ожидал чуда. Он находился у купели, куда чудесным образом сходил Ангел, и вода начинала бурлить, и если кто успевал опуститься в эту бурлящую воду, он исцелялся от той болезни, которой он болел. Больной расслабленный 38 лет находился у этой купели, ожидая исцеления. Исцеление не приходило к нему, потому что он не успевал спускаться в эту купель. И когда Христос спросил у него: «Хочешь ли быть исцеленным?» «Конечно, хочу! – отвечал этот человек. – Но нет у меня того, кто мог бы меня погрузить в купель, все время кто-нибудь раньше меня сходит в нее» (см. Ин. 5, 6–7). И тогда Господь Иисус Христос совершает чудо, Он просто говорит этому человеку: «Тогда встань, возьми твою постель, – вот эти носилки, на которых его туда принесли, – и ходи». Больной парализованный расслабленный встал и начал ходить и прославлять Господа.

            Это евангельское повествование о чуде, совершенном Господом нашим Иисусом Христом, имеет отношение к нашей духовной жизни – потому что наша душа тоже бывает больна духовным расслаблением. Кто такой расслабленный, кто такой парализованный? Тот, кто сам не может двигаться, тот, кто сам не может себя обслуживать, тот, кто сам не может себе помочь. Ему помощь нужна. Как и нашим с вами душам нужна помощь. Мы это духовное расслабление за собой знаем. Мы чувствуем это духовное расслабление, когда нам трудно собраться на молитву. Мы чувствуем его, когда нам трудно заставить себя совершать какие-либо добрые дела. Мы чувствуем его тогда, когда наша решимость, которая бывает поначалу у каждого человека, жить по заповедям Божиим, все ослабевает и ослабевает, и мы живем по законам мира сего, забывая о том, как следует жить христианину: не понуждаем себя на дела милосердия, не учимся любить друг друга, не учимся прощать друг другу. Вот в таком расслаблении находятся наши с вами души.

            Кто же поможет нам? Кто может нам помочь?

Вот этот больной, парализованный, – у него не было такого друга, который бы помог ему и опустил бы его в воду. Как часто и мы с вами не знаем, откуда нам ждать помощи – духовной помощи. Ищем порой и не находим. А помощь духовная преподается нам в Церкви Христовой. Здесь, в Церкви Христовой, мы получаем от Господа Бога благодать. Здесь нас, духовно расслабленных, возрождает Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Так же, как одним Своим словом Он исцелил этого больного у Овчей купели, у которой он был, так словом Божиим и наши с вами души исцеляются. Наши с вами беспомощные расслабленные сердца получают силы на то, чтобы учиться жить духовной жизнью, учиться творить добрые дела. Мы здесь, в храме Божием, можем получить от Господа такое же чудо, ибо Господь словом Своим возрождает наши с вами души. Для этого-то мы и пришли сегодня в храм Божий. Для этого мы всегда приходим в храм Божий. Нам нужно подкрепление от Господа. Нам нужно, чтобы Господь восставил нас от одра нашего расслабления.

            Когда расслабленный был исцелен, ему Христос повелел ходить и носить свои носилки, – с тем самым, чтобы люди видели дело Божие, чудо исцеления. Это ведь труд определенный – ходить и носить свой одр. Так вот каждого из нас Господь Иисус Христос тоже призывает ходить во славу Божию. Каждому из нас, по жизни идя, следует свидетельствовать о нашей вере какими-либо делами. Какими же это делами? Это дела милосердия, которые заповедует нам совершать Святая Церковь.

            Дорогие братья и сестры! Ожидание Божией помощи необходимо для верующего человека. И мы с вами надеемся, что наше с вами ожидание тоже не будет постыжено, что Господь благодатию Своею ныне тоже коснется наших с вами душ, что Господь даст нам силы идти по жизни за Ним и свидетельствовать о Нем. Помолимся Спасителю воскресшему, чтобы Он Своею чудесною силою возродил наши души ко спасению, чтобы нам шествовать по жизни за Ним, Спасителем и Господом нашим, Ему же слава во веки веков.

            Христос воскресе!

            Воистину воскресе Христос! Аминь.

            25 апреля 2010 года