Приходской листок Троицкого собора, 22 (1043) 2019 г.

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: "дай Мне пить", то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок: откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа своего и приходи сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это ты справедливо сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таковых поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорит с тобою. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: "чего Ты требуешь?" или "о чем говоришь с нею?" Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут. Ибо в этом случае справедливо изречение: "один сеет, а другой жнет". Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала и потому, когда пришли к нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем; ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

(Евангелие от Иоанна, 4 глава, ст. 5-42)

Слово в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

Прот. Александра Ганабы

            Христос воскресе!

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Очень трудно передать словами, описать словами основы духовной жизни. Практически невозможно объяснить неверующему человеку, что такое вера. И каждый из нас, так или иначе, в жизни сталкивался с этим, когда мы пытались беседовать с людьми неверующими и объяснить им, почему мы веруем. Всегда упиралось в то, что то, что для нас ясно, для другого человека совершенно непонятно. Мы и слов нужных не находим, чтобы объяснить, что в нашем верующем сердце совершается.

            Однако Господь Иисус Христос во время Своего общественного служения, Своей проповеди дал нам целый ряд определенных примеров, как можно объяснять суть веры: когда Он для объяснения вещей духовных приводил в пример вещи совершенно материальные.

            Вот и сегодня мы с вами услышали сейчас в Евангелии (Ин. 4, 5–42) беседу Иисуса Христа с самарянской женщиной. В этой беседе очень много затронуто духовных смыслов, и поэтому сейчас истолковывать по строчке каждое слово этой беседы, если бы мы себе поставили такую задачу, нам бы с вами и часа не хватило. Поэтому я хочу обратить ваше внимание на то, с чем сравнил Иисус Христос нашу веру.

            Беседа происходила у колодца. К колодцу пришла женщина набрать воды. Собственно говоря, для человека вода – основа жизни. Мы и сами на 90% из воды состоим, наши тела. Человек без воды не сможет прожить и несколько суток. Начинается обезвоживание организма, и человек умирает, отравленный собственными ядами. Если человек не будет себя приводить в порядок, свое тело, при помощи воды, омывать свое тело, он покроется буквально грязной коростой. К нему страшно будет подойти, к такому немытому человеку.

            Итак, вода для человеческого тела является важнейшей основой. Без нее человеческое тело жить не может. Поэтому и люди всегда селились там, где были источники, поближе к воде. С водой очень много связано в жизни человека и человечества. Иисус Христос сравнивает веру с водой, и прямо говорит об этом в беседе с самарянкой. Говорит о вере как о воде, но воде особой – живой, которая нужна для души человека (см. Ин. 4, 10). Как тело не может жить без материальной воды, будет отравлено, точно так же и душа без веры отравляется собственными грехами, сама задыхается в своей грязи и нечистоте. Если человек не пьет духовную воду, то есть не верит, душа у него погибает. Точно так же если человек не омывает свою душу водами веры, она становится грязной. Эта душа распространяет страшные духовные миазмы, зловоние. Ну, когда тело у человека чересчур неприятные запахи испускает, можно нос заткнуть, чтобы не слышать. А что делать, если душа человеческая извне распространяет страшную духовную вонь: ненависть, ложь, злобу, двоеличие, – если вот эти вот духовные выделения мерзкие все вокруг отравляют, что тогда нам делать? Как тогда защищаться?

            Вот вода духовная – это наша вера. Христос сказал о том, что если человек познает истинную веру, то он уже никогда не будет жаждать. О чем это говорит? Вера утоляет главную потребность души человека, потому что вера соединяет человека с Богом. С верой человек впитывает в себя чистоту. Где же нам взять эту чистую воду веры? Вот и женщина так спрашивала у Христа, как Он может дать ей воду живую. А Он сказал о Самом Себе, что Он для того и пришел в мир, чтобы дать людям эту живую воду (см. Ин. 4, 11–14, 25–26). То есть веру дает нам Спаситель мира Господь Иисус Христос. Он напоит нашу жаждущую душу. Он омоет ее Своею чистотой. Он дарует нам жизнь, Сам Христос. А где нам найти Христа? Как нам Его найти?

            Иисус Христос основал на земле Свою Церковь, которая является тем самым колодцем, из которого можно черпать и пить духовную воду, тем самым колодцем, из которого бьет источник живой воды. Здесь, в Церкви Христовой, мы можем приникнуть к этому источнику и утолить свою духовную жажду. Но как ее утолить? Так ли это просто? Оказывается, к этому нужно еще и внутренне подготовиться.

            Иногда мы беремся рассуждать о вопросах веры; о жизни, о заповедях, о Христе, о Церкви, о духовенстве судим, рассуждаем смело на высочайшие духовные темы. А имеем ли мы право на эти темы рассуждать?

            В беседе с самарянкой Иисус Христос очень тонко и одновременно зримо показал нам, что для того, чтобы нам воспринимать высокие духовные вопросы, надо навести порядок в нашей жизни, научиться сначала исполнять простейшие элементарные законы Божии.

            Когда самарянка стала задавать Ему вопрос о воде живой, то есть о вере, Он ей говорит: «Пойди, позови твоего мужа». Она Ему говорит: «У меня нет мужа». А ей Господь говорит: «Ну, правильно ты сказала – у тебя нет мужа. У тебя было пять мужей. И тот, с которым ты сейчас живешь, не муж тебе» (см. Ин. 4, 15–18). Вот она поразилась, осознала, Кто перед ней, что видит насквозь ее и жизнь ее сердца, – Сам Господь перед ней.

            И перед нами Господь. И каждого из нас Господь знает. И жизнь нашу знает. Так вот, чтобы нам с вами иметь духовное дерзновение рассуждать о высоких истинах веры, начнем сначала с самого простого, начнем упорядочивать свою повседневную жизнь. Научимся любить друг друга. Научимся прощать друг другу. Так ведь сложно это бывает – простить. Научимся исполнять закон Христов. А как его исполнять? «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). И вот тогда не только мы насытим свою душу водою, но, как говорит Писание, «из чрева реки воды у нас потекут» (см. Ин. 7, 38). Но для этого нам надо постараться, потрудиться жить по слову Божию, по святым заповедям, которые Иисус Христос изложил в виде единственной заповеди, потому что все заповеди в конечном итоге приводят к ней. «Заповедь новую даю вам, – сказал Господь, – да любите друг друга» (Ин. 13, 34).

            Дорогие братья и сестры! Мы с вами счастливы приникнуть к источнику веры, к источнику жизни. Сам Господь Иисус Христос ныне благословляет нас и предлагает нам пить от этого святого источника, насыщать душу свою верой. Приложим усилия и в повседневной жизни быть хорошими христианами и стремиться исполнять закон Христов. И тогда душа наша не будет жаждать. Она будет напоена живою водою. Она будет омыта святой верою. Она будет сиять. И тогда тем, кто с нами живут, тоже радостно будет и счастливо, ибо от нас от самих будет исходить свет Христов.

            Возблагодарим же Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Который назидает нас и ведет нас ко спасению, Который поит нас водою живою святой веры.

            Христос воскресе!

            Воистину воскресе Христос! Аминь.

            6 мая 2018 года