Приходской листок Троицкого собора, 25 (1046) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

(Деяния святых апостолов, 2 глава, ст. 1-11.)

Евангельское чтение на литургии

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак, произошла о Нем распря в народе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Итак, служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как этот Человек. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк… Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

(Евангелие от Иоанна, 7 глава, ст. 37-52; 8 глава, ст. 12.)

Слово в День Святой Троицы

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Этими словами мы начинаем свои молитвы. С этими словами мы были крещены в жизнь вечную, ибо трижды погружены в воду с призыванием имени Божия: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

            Бог, создавший нас с вами по Своему образу и подобию, все сделал для того, чтобы мы получили удивительную, блаженную, радостную, святую и вечную жизнь. И сегодня мы воздаем благодарение Богу за все то промыслительное домостроительство, которое Он совершил для нас с вами. Он совершил сие смотрение о нас потому, что мы фактически вынудили Его, Бога, о нас позаботиться, да позаботиться так, что фактически взять на Себя всю ответственность за нас.

            Чем это мы вынудили Бога? Да тем, что мы отпали от Бога. Тем, что мы согрешили. Тем, что мы попытались выбрать путь жизни без Бога, ушли от Него. Это описывается на первых страницах Священного Писания. Но это происходит и в нашей жизни, когда мы постоянно уходим от праведного, правильного пути и уклоняемся на пути неправды.

            Так вот, чтобы мы в этих путях неправды, в этой тьме не заблудились и не погубили свою бессмертную душу, Бог все сделал для нашего спасения. И ныне – день полноты благодати, исполнившейся в Церкви Христовой. А в чем эта полнота? Мы сегодня вспоминаем все величайшие деяния Божии ради нашего спасения.

            Во-первых, Бог приходит в этот мир, воплощается и становится Человеком. И проживает жизнь человеческую, начиная от момента зачатия во чреве Пречистой Девы даже до смерти. Приходит Бог к нам в мир для того, чтобы помочь нам. Он становится Человеком, но Он не просто проживает нашу с вами жизнь. Он, соединяясь с человеческой природой, тем самым нашу с вами человеческую природу обожает, то есть делает нас с вами сопричастниками Божества.

            Но это ведь еще не все. Бог восходит на Крест и на Кресте принимает мучительную смерть. И делает Он это для того, чтобы быть сопричастным нашим страданиям, чтобы мы в своих скорбях, болезнях и несчастьях не были одиноки.

            Но и это не все. Не только наши страдания физические воспринимает Господь на Кресте. На Кресте Он страдает за наши грехи. То есть то страдание вечное, которое мы должны были бы получить за свои грехи, Господь принимает на Себя и искупает наши грехи Своими страданиями.

            Но и это еще не все. Господь умирает, и Его полагают во гроб. И Он сходит во ад душою Своею. И ад не выдерживает блистания Божества. Господь взрывает ад и силу адову и изводит из ада души людей праведных. И отныне ад не имеет власти над человеком, если, конечно, только сам человек добровольно не будет противиться Богу и не устремится к этой жизни без Бога.

            Итак, Господь, умирая, побеждает власть ада над душами людей. И это еще не все. Господь Иисус Христос воскресает и этим воскресением открывает дорогу для всех нас, чтобы мы тоже воскресли, воскресли телом своим. Не образно, не символически, не в памяти людей или не каким-то другим способом, как говорят иногда, «в делах или в поступках», нет. Реально, в телах наших – только телах обновленных, освященных и просветленных – мы воскреснем вместе со Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом.

            И это еще не все. Воскресший Господь Иисус Христос, основав на земле земную часть Церкви Своей, возносится от земли на небо, открывая для нас с вами путь от земли на небо. И это вознесение тоже не символ, не призрак. Это реальное вознесение с плотью Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа в иную реальность, которая нам непостижима, которая на церковном языке называется «небо», которую видел апостол Павел и даже не мог передать человеческим языком. Спаситель наш Господь Иисус Христос возносится на небо, чтобы и мы вслед за Ним тоже взошли с плотью своею, телесно, в эту небесную и вечную жизнь.

            Но и это еще не все. Вознесшийся Господь Иисус Христос исполняет Свое обещание и посылает вместо Себя на землю иного Утешителя. Он посылает Духа Святаго от Отца Небесного. И Дух Святой оживотворяет земную часть Церкви Христовой таким образом, что сердца людей зажигаются святой верой. Христос исполняет Свое обещание, и апостолы, которые ранее были и боязливы, и маловерны, и не понимали, о чем говорит им их Божественный Учитель, наполняются Духа как огня – огня вещественного и духовного.

            Сегодня мы слышали чтение Деяний святых апостол, как это происходило. Как святые апостолы находились в молитве в сионской горнице, и как раздался шум, как будто шум ветра, и как огненные языки над головою каждого из апостолов зажглись. И как они исполнились силы, крепости, и как они стали проповедовать так, что люди стали обращаться ко Христу. И как они обратили ко Господу великое множество народу в один момент. Да так проповедовали, что люди разных национальностей, говорящие на разных языках, слышали проповедь каждый на своем языке, ибо сила Духа рождала Церковь Христову (см. Деян. 2, 1–11).

И Сей Дух Святой пребывает в Церкви Христовой до сегодняшнего дня. И этим Духом мы с вами живем. И благодаря действию Духа Святаго вера в сердцах наших есть. Благодаря действию Духа Святаго мы живем надеждою. Благодаря действию Духа Святаго любовь пламенеет в сердцах наших. Все совершил Господь для нашего спасения. Нам остается только воздавать славу Ему. Нам остается открывать сердце свое для Него. «Огонь принес Я на землю, – говорит Господь о вере, – и как хотел бы Я, чтобы он возгорелся в сердцах наших» (см. Лк. 12, 49). И вот наши сердца нам следует открыть для Божественной благодати Духа Святаго.

            Сегодня, в день Пятидесятницы, в день сошествия Святаго Духа, когда мы прославляем Бога Единого, но Троичного в Лицах, Отца и Сына и Святаго Духа, мы усердно молимся о благодати Духа Святаго, которая сошла на нас. Мы получили печать дара Духа Святаго после Святаго Крещения. Но нам надо использовать ту потенциальную возможность, которая дана нам этой печатью дара Духа Святаго.

            И вот сегодня мы будем молиться за Божественной литургией, и многие из нас удостоятся принятия Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых. Потом мы будем совершать вечерню, и станем на колени, и будем коленопреклонно молиться, чтобы благодать Духа Святаго освятила нас.

            Братья и сестры, нет большей радости, чем быть членами Святой Церкви Христовой, ее сыновьями и дочерьми. Откроем свои сердца для благодати Духа Святаго. Пусть Божественный огонь благодати Божией, сошедший на святых апостолов, коснется ныне и наших душ.

            Прииди, Утешителю, Душе Святый, и вселися в ны! Аминь.

            27 мая 2018 года