Приходской листок Троицкого собора, 26 (1047) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Пророки верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытывали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного: потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежащей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

(Послание к Евреям, 11 глава, 33 ст. – 12 глава, 2 ст.)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь того и Я пред Отцем Моим небесным... Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня... Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судит двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат, и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми.

(Евангелие от Матфея, 10 глава, ст. 32-33, 37-38; 19 глава, ст. 27-30.)

Слово в Неделю 1-ю по Пятидесятнице

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Человек создан по образу и подобию Божию. Мы знаем, что существо Бога неизъяснимо. Мы именуем Его Богом Троицей. Не тремя Богами, но единым Богом. Именуем Его Отцом и Сыном и Святым Духом, Троицей Единосущной и Нераздельной.

            Непостижима тайна существа Божия. Но и человек, созданный по образу и подобию Божию, тоже непостижим. Человек тоже имеет в себе три состава. Человек имеет тело, человек имеет душу и человек имеет дух. И какое счастье для человека, когда и дух, и душа, и тело находятся в нем в единстве, так, как едины Отец, Сын и Святой Дух! И какая беда для человека, когда одно из его составляющих полностью берет верх над другим. Особенно это происходит тогда, когда человек не живет в Боге. Когда человек живет с Богом, тогда он от Него и питается, от Него и растет, от Него и живет. Как дерево, которое когда имеет корни, укрепленные в земле, то оно твердо стоит. А если корни теряют связь с землей, это дерево гибнет. Так и человек, когда он един со своим Создателем Богом, он укреплен в своей жизни. А когда эта связь теряется, тогда для человека начинается беда.

            Такое единение с Богом называется на церковном языке святостью. И мы сегодня прославляем всех святых, которые от века просияли, ведомых и неведомых. И более того, Церковь напоминает нам, что все мы призваны к тому, чтобы быть святыми, то есть быть укорененными в Боге. Но, увы, мы часто не видим этой иерархии ценностей, то есть, сказать проще, не понимаем, что главное, а что второстепенное, без чего можно обойтись, а без чего никак нельзя обойтись.

            И вот сегодня мы слышали Евангелие, которое на первый взгляд может показаться страшным. Иисус Христос говорит такие слова: «Кто любит отца своего или матерь свою больше, чем Меня, тот недостоин Меня» (см. Мф. 10, 37). И для человека, если он совсем не укоренен или даже близко не приблизился к вере, эти слова станут совершенно непонятными.

            А вот вернемся теперь, братья и сестры, и подумаем вновь о своем человеческом существе. Да, мы имеем тело, и тело имеет свои потребности. Тело должно питаться. Его надо питать пищей, насыщать водой. Его надо одевать, оберегать от холода. Тело имеет много своих функций, и о нем надо заботиться.

            А теперь представьте себе, что человек заботится только о своем теле и больше ни о чем другом. Тогда человек перестает быть человеком, потому что существуют другие существа на земле, которые имеют только тела. Животные, – у них духа нет, у животных. Они к молитве не призваны. Перед ними не стоит выбор между добром или злом. Они поступают в соответствии со своим инстинктом. Когда хищное животное ловит свою добычу и загрызает ее, никакого греха это животное не совершает, и мы не говорим: «Какой грешный тигр – убийство совершил». Ничего подобного. Это естество его животное.

            А вот представьте себе, если человек будет жить только по телесным законам и подчиняться только желаниям своего тела, в кого он превращается? Да, конечно. Он превращается в животное. Это страшно.

            Но у человека еще есть и душа. И мы можем сказать: «А сколько есть людей неверующих, но добрых, душевных». И это правда. Душевная составляющая человека – это его высшая нервная система, это его психика. Его психика отличается от психики животных. Хотя у животных начало души тоже есть. Об этом и Священное Писание говорит. Говорит, что у животных в крови находится их душа (см. Быт. 9, 4).

            Но если человек «душевный», то, значит, хороший, добрый. Вот, сегодня душа у него добрая, и он, значит, всем улыбается. А завтра укололо что-то его психику, его обидели, обозвали, сказали о нем плохо, и он уже злой. Он уже ходит, видеть никого не хочет. Он уже на всех сам ругается. Ну что же, он считает, правильно так: «Меня обидели – я обижаю». Душевно он поступает? Конечно, душевно. На уровне человеческой психики это нормально.

Но представим себе, если человек будет руководствоваться только душевными своими порывами, что тогда будет? А будет следующее. Вот мне по душе, чтобы передо мной кланялись, меня хвалили, обо мне слагали песни, и вот я уже тиран. И мне уже поклоняются. А я доволен. И мне по душе устраивать репрессии, наказывать тех, кто со мной не согласен, если у меня есть власть. Мне по душе. Душа моя довольна этим. Но можно ли сказать в этом случае, что проявляются образ и подобие Божие в человеке, когда он является только душевным? Нет, нельзя. И вся история человечества показывает, что, конечно, бывают «души прекрасные порывы», а бывают жуткие порывы души и страшные. И в душе может находиться такая грязь и такая мерзость, которая совершенно несовместима с высочайшим званием образа и подобия Божия.

            Так что же определяет тогда, что в жизни главное? Если не тело главное, если не душа главная? А есть еще у человека дух. Дух – вот это и есть то самое главное, то самое важное в человеке, без которого не имеет смысла ни душа и ни тело. Дух – это и есть то, что соединяет человека с Богом, тот самый корень, которым мы укореняемся в Боге. Духом мы молимся. Духом мы живем по заповедям Божиим. Духом мы любим любовью божественной. Духом надежда в сердце нашем живет. Духом вера горит в сердцах наших. Ни одно животное, живущее телесным законом, не имеет веры. И даже если человек самый прекрасный и душевный, но не имеет веры, он неполноценный человек. Полноценность жизни дает единство духа, души и тела.

            И вот именно об этом мы слышали в Евангелии. Как объяснить человеку, буквально на пальцах, что важнее всего? И Господь указывает на сильнейшие человеческие душевные привязанности к своим родным и близким, но говорит им: «Не это самое главное. Если кто свои душевные привязанности и телесные привязанности ставит выше своей веры, то тогда этот человек недостоин быть христианином». Вот об этом и говорит Христос. Фактически Христос говорит: «Вера – это главное в этой жизни. Будете хранить веру, все остальное приложится. Потеряете веру, в конечном итоге расчеловечитесь. Не будете образом и подобием Божиим. Будете лишь жалким подобием того, кем бы вы могли бы быть».

            Вот о чем сегодняшнее, такое строгое, Евангелие. Ведь Господь говорит, что надо взять крест свой и идти за Ним (см. Мф. 10, 38). И мы все фактически взяли крест. Мы во Христа крестились, во Христа облеклись. Мы христиане. Мы пошли за Ним по этой жизни. Только нам никогда не надо забывать – никогда не надо забывать! – что самое главное в нашей жизни. Ведь сколько примеров, когда человеческая душа стремится к Богу, а окружение, или даже родные, близкие отговаривают: «Ну зачем тебе это нужно? Да что ты туда ходишь? Да будь как все. Да посмотри, на кого ты похож».

            Вот о чем Господь сказал: «Если тебе важнее твой отец или мать, если твои родные и близкие тебе препятствуют в духовной жизни…». В духовной жизни! Сложно, может быть, это понять рассудком. Может быть, даже сложно понять душевным, эмоциональным своим чувством. Но очень понятно на уровне духовном. Все, что препятствует нам жить с Богом, мы должны преодолевать.

            Ситуации жизненные разные бывают. Много сложностей в жизни. А никто и не сказал, что жизнь проста. Христос так и сказал, что нам придется идти в Царство Небесное тесным путем. Но нам не надо отчаиваться. Как раз сегодняшний день, день Всех святых, показывает нам, что можно и должно идти этим путем.

Потому что если кто-нибудь из нас скажет: «Ой, я мужчина, неудобно мне ходить. Будут надо мной мои друзья-мужики смеяться», значит, только женщины могут идти путем веры и святости? Но мы увидим сонмы мужчин, которые просияли в лике святых и показали свою мужественность и силу духа. А если другая скажет: «Ой, а я слабая женщина. Куда мне это? У меня столько забот, у меня семья. Когда мне ходить в церковь?», то у нас сонмы святых жен, женщин, которые просияли любовью к Богу и благодетелями. Если кто-то скажет: «А я уже старый. Куда мне жить духовно? Мне вот еле-еле бы свои деньки дожить», то у нас сонмы старцев, которые в престарелом возрасте горели огнем веры. А другой скажет: «А я молодой, мне еще погулять надо. Куда еще мне? Я и не понимаю всей этой церковной жизни», то у нас тысячи и тысячи детей и юных, которые и мученичеством своим явили силу веры, и любовью своею прославились.

            Среди святых есть и грамотные, и неграмотные, и богатые, и бедные. Никто из нас не может сказать: «Мне не подходит Церковь». Церковь подходит всем. Она для всех и создана здесь, на земле. Теперь все от нас зависит.

            А мы, скорее всего, скажем: «А мы такие ленивые, мы такие слабые. Мы живем больше телесной жизнью, чуть-чуть душевной. А какая такая духовная жизнь? Мы это вообще плохо понимаем». Ну, наверное, правду мы скажем. Скорее всего, так оно и есть. Но и это не повод для отчаяния. Потому что как раз те святые, о которых только что я сказал, и которые ныне предстоят на небесах и возносят свои молитвы о нас с вами, и являются нам помощниками. Они протягивают нам свои руки. Они ведут нас. Они буквально несут нас, как расслабленных, ко спасению. В этом наша надежда и упование. Сами не можем себя вымолить – святые о нас помолятся и помогут нам. Сами не знаем, что такое духовная жизнь – они это знают, они нас не оставят. Они не только ныне торжествуют на небесах, они заботятся о нас, ныне на земле живущих, чтобы и мы были сопричастны корню жизни, Господу нашему. Ведь именно в единстве с Богом и есть смысл жизни человека. Почему смысл? Потому что если нет единства, то и нет никакой жизни.

            Сегодня, прославляя всех святых, мы просим у них их заступления и их молитв, чтобы нам хранить святую веру в сердцах своих, чтобы нам воистину быть образом и подобием Божиим, чтобы мы жили не только телесной и не только душевной жизнью, но чтобы Дух Божий горел в сердцах наших. Аминь.

            3 июня 2018 года