Приходской листок Троицкого собора, 27 (1048) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, – потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут; ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, – в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.

(Послание к Римлянам, 2 глава, ст. 10-16)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы. И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он двух других братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их, и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

(Евангелие от Матфея, 4 глава, ст. 18-23)

Святой благоверный князь Глеб Владимирский

Память 20 июня (3 июля)

            Святой благоверный князь Глеб Владимирский, в святом Крещении Георгий, был младшим сыном святого благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 (17) июля). Под влиянием благочестивых родителей он вырос глубоко верующим и с двенадцатилетнего возраста проводил уединенную духовную жизнь. Родители не препятствовали сыну и даже содействовали ему в духовном возрастании. Святой князь особенно любил чтение святых книг, почитал священнослужителей и был милостив ко всем. Несмотря на юный возраст, он избрал для себя подвиг строгого поста и молитвенного бдения. Скончался благоверный князь Глеб в 1174 году, в девятнадцатилетнем возрасте.

            Его нетленные мощи сохранились и прославились чудесами. В 1238 году, во время нашествия Батыя на Русскую землю, татары подожгли собор во Владимире. В этом пожаре сгорели епископ Митрофан, великая княгиня Агафия, супруга великого князя Георгия Всеволодовича (+ 1238), и множество жителей Владимира, закрывшихся в соборном храме. Однако огонь даже не коснулся гробницы благоверного князя Глеба. В июле 1410 года на Владимир напали татары. Разграбив город, они стали расхищать церковные сокровища собора, убив соборного ключаря Патрикия. Полагая, что в гробнице спрятаны сокровища, они хотели разломать ее. Как только татары коснулись каменного гроба святого благоверного князя Глеба, из него вышло пламя, и татары в страхе покинули город.

            По молитвам святого князя был спасен город от нашествия польско-литовских захватчиков в 1613 году.

            Празднование благоверному князю Глебу установлено в 1702 году, в том же году была написана служба, несколько позже - житие. Мощи почивают в Успенском соборе во Владимире. В 1774 году южный придел собора был освящен в честь его имени. Благоверный князь Глеб почитается как особый покровитель и защитник города Владимира.

Слово в Неделю 2-ю по Пятидесятнице

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Сейчас мы с вами слышали повествование евангельское о том, как Иисус Христос призвал Своих первых учеников. Это были братья Петр и Андрей и Иоанн и Иаков. Лаконично, кратко, но очень емко евангелист повествует нам об этом (см. Мф. 4, 18–23). 

            Иисус Христос идет по берегу Галилейского моря, видит двух братьев-рыбаков и говорит им: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков». И эти братья тотчас идут за Ним. А дальше повторяется. Немного проходит Он еще, видит двух других братьев-рыбаков, Иоанна и Иакова, и их зовет за Собой. И они тоже тотчас оставляют свои дела и идут за Ним. По-славянски это звучит очень ярко и два раза повторяется: «абие оставиша свои лодки…». Абие – это в переводе «тотчас, в ту же минуту, в ту же секунду, не раздумывая».

            Что же Евангелие так обращает наше с вами внимание на это призвание учеников Господа Иисуса Христа? Для чего? Какой урок для себя мы можем вынести из этого краткого повествования?

            А урок очень важный мы должны сложить в своем сердце. Давайте посмотрим на наше отношение к Богу. Господь ведь так же, как Он призвал Своих первых учеников, призывает к Себе каждого из нас. Господь зовет нас к Себе голосом Церкви. Господь зовет нас к Себе голосом Священного Писания, Святого Евангелия, когда мы читаем его. Господь зовет нас за Собой жизненными обстоятельствами, которые у нас бывают различные: или встречей с людьми верующими; или, наоборот, посещением каких-то несчастных, горестных событий; или утратой родных или близких; или нахождением в болезнях; или, наоборот, каким-то радостным событием. Своим промыслом Господь постоянно, постоянно зовет нас вот так, как звал этих апостолов: «Идите за Мной». «Я стою у двери и стучу, – говорит Господь. – Кто Мне откроет, к тому войду» (см. Откр. 3, 20). Господь постоянно стучится в наши сердца.

            А вот теперь посмотрим на нашу реакцию на этот призыв. Апостолы «абие» – тотчас – откликнулись. А мы как откликаемся? «Ну да, надо помолиться. Но сейчас вот – нет. Я попозже помолюсь. Сейчас нет времени, попозже, не сейчас. Сейчас более важные дела». А потом приходят еще так называемые более важные дела. А потом придет усталость: «Ну, тогда на следующий день уже помолюсь». «Ах да, надо бы Евангелие почитать. Ну вот, мысль пришла, но ведь есть еще другие занятия, не успеваю. Ну ладно, потом». Вот мы видим человека, который нуждается в нашей помощи. Ему бы надо по-христиански помочь. «Да нет, сейчас я сам нуждаюсь в помощи. Когда мне ему помогать…»

            Где наш отклик на постоянный призыв Иисуса Христа? Нас просят о прощении – мы не прощаем. Нас призывают быть честными, нелицемерными, но мы думаем: «Ну ладно, мы потом будем хорошими. Но вот сейчас такая ситуация, ну никак нельзя. Вот сейчас еще я пару раз навру, налицемерю, а потом буду хорошим».

            Обратите внимание, как отличается наша с вами реакция на призыв Христа от реакции апостолов. Вот в этом наша и беда. Так бы апостолы задумались и сказали: «О, а куда девать улов? Его надо продать. Что ж рыба пропадать будет? А чего с сетями делать? Они дорогие. Их тоже можно куда-то пристроить или кому-то подарить. А как мы тут отца бросим одного вот здесь с этой лодкой разбираться, вытаскивать?» Сколько причин, чтобы сказать: «Ну да, Господи, мы пойдем. Ты иди, мы потом Тебя догоним». А «потом» бы и не наступило, и не догнали бы, потому что нашлась бы тысяча, как кажется, важных причин.

            Дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь, предлагая нам к слышанию евангельское повествование о призвании первых учеников Господа Иисуса Христа, напоминает нам с вами, что и нас Господь зовет. Будем благоразумными. Попросим у Господа сил, чтоб нам абие, тотчас последовать за Господом, сейчас принять решение, не откладывать на потом. Да кто и знает, будет ли это «потом». Кто из нас знает, сколько нам жизни положено. Потом, потом… А потом уже будет поздно. Потом уже придем на суд Божий и скажем: «Господи, мы ведь хотели! Хотели! Но вот хотели, но ничего не сделали». Тогда помните, как в Евангелии Господь таким хотельщикам отвечал? «Я никогда не знал вас. Отойдите от Меня, делающие беззаконие» (см. Мф. 7, 23).

            Да не будет этого с нами! Святая Церковь зовет нас в жизни своей идти за Спасителем и Господом Иисусом Христом. Последуем за Ним жизнию своею, делами своими, чувствами своими, мыслями своими, всем сердцем нашим. Будем следовать по жизни за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

            10 июня 2018 года