Приходской листок Троицкого собора, 28 (1049) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим, и хвалимся надеждою славы Божией, и не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорбей происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Своею любовью к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

(Послание к Римлянам, 5 глава, ст. 1-10.)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут? Ни трудятся, ни прядут, но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как каждая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что нам пить?» или: «во что нам одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш небесный знает, что вы имеет нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

(Евангелие от Матфея, 6 глава, ст. 22-33)



 

Слово в праздник Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Прот. Александра Ганабы

​Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

​Сегодня Святая Церковь вспоминает и торжествует Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Каждый церковный праздник исполнен высокого духовного смысла. И в содержании каждого праздника человек должен найти для своей души духовную пищу, то есть какой-то хотя бы небольшой урок, небольшое назидание для себя извлечь, с тем чтобы после службы, выйдя из храма, приобрести в своем сердце какое-то полезное для себя сокровище, которое должно помочь ему в его жизни. Какой духовный урок дает сегодняшний праздник?

Только что мы слышали Евангелие (Лк. 1, 1–25, 57–68, 76, 80), в котором рассказывается об обстоятельствах рождения Иоанна Крестителя. И это очень важные обстоятельства, которые должны наше понимание самой жизни поставить на место. Ведь что такое жизнь? Что такое жизнь? Одни родители не желают детей. Безумие у них такое: не желают детей. А дети вопреки их родительской воле появляются. Другие родители страстно желают, всю жизнь свою кладут на то, обходят всех врачей, ищут этой возможности, чтобы родить ребенка, а у них ничего не выходит. Почему так?

Потому так, дорогие братья и сестры, что вся наша жизнь, по большому счету, не принадлежит ни нашим родителям, ни нам самим, потому что от нас ведь не зависело родиться в этот мир. Наша жизнь – это дар Божий, это то, что нам Бог дал. Вот это, в первую очередь, мы должны извлечь из сегодняшнего праздника и осознать, что наша жизнь – дар Божий. А как мы это поймем?

Повествовалось сегодня, только что мы слышали, о ветхозаветном священнике Захарии, который вместе со своей супругой Елисаветой дожили уже до преклонного возраста. Детородный возраст у них давно закончился, а детей у них не было. Захария, по принятому у ветхозаветных священников обычаю, заходит в ветхозаветном храме кадить, совершить каждение алтаря. И вдруг, совершенно неожиданно, он видит там Ангела. Человек прожил всю свою жизнь, и вдруг такое видение! Что бы это значило? Он испуган. Ему Ангел говорит: «Не бойся, Захария. Ты обрел благодать перед Богом. И вы с Елисаветой родите сына, и он будет велик среди людей и наречется пророком Вышнего» (см. Лк. 1, 5–17).

Удивительное дело, Захария не ждал и не понимал сам, что это. Да более того, он дерзнул и начал спорить с Ангелом. Не поверил Ангелу. Говорит: «Да как так может быть? Я старый, и жена у меня в преклонных годах». Тогда ему Ангел говорит: «За то, что ты не поверил, останешься немым, не будешь разговаривать до тех пор, пока не увидишь исполнения этого» (см. Лк. 1, 18–20).

Вот, дорогие братья и сестры, даже уже из этого диалога, смотрите, мы узнаем, что жизнь человеческая – это промысел Божий, и Бог дает жизнь человеку. А мы порой не верим в это, считаем, что жизнь – это что-то другое. Вот и Захария не поверил, и тут же был наказан: наказан Ангелом немотой.

Вот и мы порой несем на себе наказание Божие за то, что не верим промыслу Божию.

А дальше – дальше все произошло так, как Ангел и сказал. Захария закончил свое служение в храме, вернулся в свой дом, и престарелая Елисавета зачала и родила сына в свое время. И далее, промыслом Божиим опять, совершается наречение имени этому чудесному ребенку. Хотели его назвать по обычаю в честь отца Захарией. Мать говорит: «Нет, будем называть Иоанном». Тогда недоумевают, что происходит, все окружающие. Дают немому этому Захарии табличку, и он тоже пишет: «Иоанн имя ему». И когда он это написал, совершилось чудо: он стал снова говорить, вернулась к нему речь (см. Лк. 1, 21–25; 57–64).

Таковы были обстоятельства рождения Иоанна Предтечи. Дорогие братья и сестры, а какой мы должны сделать вывод из того, что жизнь – это дар Божий? Ведь если это дар Божий, значит, от нас должно зависеть, как мы этот дар используем, как мы проведем свою жизнь. Если нам Бог дал эту жизнь, то как мы должны ее провести? А вот как раз об этом говорил Иоанн Предтеча. Он говорил о том, как человек должен приготовить себя к пришествию Иисуса Христа.

Почему Его называют Предтеча? Предтеча в переводе со славянского – это тот, который идет впереди. Впереди кого? Впереди Иисуса Христа пришел Пророк Иоанн. Его задача какая была? Подготовить сердца людей к принятию Иисуса Христа. Так вот, и наша задача какая? Подготовить свое сердце, чтобы в нем обитал Бог, чтобы нам жить с Богом. А Иоанн Предтеча проповедовал и говорил о том, как надо подготовить себя. И образно говорил. Говорил: «Сделайте прямыми пути для Господа. Пусть кривизна вся исправится, и пусть всякий холм унизится, а всякий дол наполнится» (см. Ис. 40, 3–5; Лк. 3, 2–6).

Смотрите, это же Иоанн Предтеча о нашей жизни говорит. Чтоб мы не ходили кривыми путями, не уклонялись от пути Божия, праведного, правильного, прямого пути, не искушались.

А что значит: холм должен унизиться? А это наша гордыня, когда мы так нос задираем, так о себе высоко думаем, такие эгоисты – прям гора самолюбия у нас. Вот эту гору надо свернуть, срыть ее, убрать свою гордыню.

А что такое вот эти долы, ямы? Это когда мы падаем. Это наши грехи, в которые мы впадаем. Их надо наполнить. Чем наполнить? Покаянием. Вот тогда мы откроем путь для Господа к своему сердцу.

Вот какой второй урок из сегодняшнего праздника. Первый – это то, что жизнь наша – это дар Божий. А вторая – что мы этот дар Божий должны использовать для того, чтобы Христос пришел к нам и жил с нами, а мы жили с Богом. А зачем нам нужно, чтобы Христос жил с нами? Для чего это? Да потому что наша-то жизнь эта, этот дар наш, который дан нам, временная. Это очень короткое явление. Быстро все закончится. А впереди жизнь вечная. И вот от того, как мы проведем эту короткую жизнь, маленькую, быстротечную, зависит, какая будет у нас с вами вечная жизнь. А надо, чтобы у нас вечная жизнь была со Спасителем Господом Иисусом Христом. Там будет Царство любви, веры и надежды. Там не будет ни болезней, ни печалей, ни воздыханий. Там будет радость бесконечная. Мы даже представить себе не можем, нам на ум не может прийти, что такое Царство Божие.

Дорогие братья и сестры! Придя ныне в храм Божий и празднуя Рождество Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, попросим Его молитв за нас, чтобы нам услышать призыв церковный и дарованную нам Господом жизнь направить на путь спасения и жить со Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

7 июля 2018 года

Слово в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла

Прот. Александра Ганабы

​Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

​Создав на земле Свою Святую Церковь, Господь Иисус Христос изволил нас, людей, сделать соработниками вместе с Собой, с Богом, в деле спасения всего человечества.

​Ведь что Господь совершил? Он привлек к Себе Своих учеников, для того чтобы те распространяли Его учение.

​Давайте задумаемся. А что, Бог не мог бы к каждому из нас явиться и каждому из нас открыть истину о спасении? А что, разве Бесконечный и Всемогущий Господь не может обратиться к каждому из нас без каких-либо посредников – напрямую, прямо в наше сердце? Несомненно, может. Кто может ограничить силу Божию и возможности Божии? Так что же происходит? Почему Иисус Христос основывает на земле Церковь, которая фактически является внешне, со стороны тех людей, которые наблюдают за ней, какой-то особенной организацией, в которой люди используют те таланты, которые у них есть, для того, чтобы открывать величие Божие, и для того, чтобы свидетельствовать о вечной жизни, и для того, чтобы вести человека ко спасению?

​В Церкви, которая состоит из нас, верующих в Господа людей, все находят применение своим талантам, если, конечно, желают свою человеческую волю соединить с волей Божией. Смотрите, все гармонично. Мы слышали недавно, в прошедшее воскресение, апостольское чтение на эту тему: кто имеет от Господа дар учительства, тот учительствует; кто имеет дар служения, тот служит; кто имеет дар трудов, тот трудится (см. Рим. 12, 6–8). Давайте дальше то, что апостол сказал, распространим. Кто имеет дар пения, тот поет. Кто имеет дар писания, составляет богословские труды. Кто имеет дар архитектурный, строит прекрасные храмы. Кто имеет дар живописный, пишет прекрасные иконы. И все это к одному главному и важному – к устроению Царства Божия, которое начинается здесь, на земле, а завершается на небе. Собственно говоря, Церковь, которую Господь Иисус Христос основал здесь, на земле, – это и есть небо на земле. И мы, входящие в Церковь, таким образом, уже сейчас входим в то Царство, которое принес в мир Господь Иисус Христос. Важно что? Важно только следовать за Господом, и не по своему человеческому желанию, своим страстям, настроениям, своим человеческим подходам и разумениям совершать это служение, а сообразовывать свою волю с волей Божией.

​Да, получается, так сказать, идеальная картина. Но ведь на самом деле мы знаем: это далеко не так. Мы входим все в Церковь Божию. Все мы христиане. Но мы видим: разве мы все свои таланты, все свои силы возлагаем на алтарь служения Богу? Разве не большую часть времени мы уделяем служению самим себе и своим желаниям? Конечно же, это так. А разве мы не грешим? Разве мы не отступаем от Бога? Разве мы не предаем Господа своею жизнью? И это так. Так что же тогда получается? На словах о Церкви одно, а в жизни другое?

​А вот сегодняшний праздник как раз показывает нам, что замысел Господень о человеке гораздо шире. И для того Господь нас, человеков, и привлекает к совместному с Собою служению, чтобы мы прошли через все испытания, и через все искушения, и даже через падения, чтобы потом было покаяние, возрождение и исправление. И очень ярко это видно в сегодняшней памяти святых апостолов Петра и Павла, которым Церковь усвоила даже наименование первоверховных, то есть – выше некуда, самых главных апостолов. А вот у этих главных апостолов, если мы разберемся в их жизни, – что у них было в жизни? Какие ярчайшие события, о которых Церковь помнит, да и люди помнят?

​Начнем говорить об апостоле Петре, и сразу вспомним, что он из-за страха трижды отрекся от Иисуса Христа, трижды, как ему и предсказывал Господь, хотя до того он хвалился: «Все от Тебя отступят, я – никогда». Вот и цена словам, вот и цена клятвам. Казалось бы, все – падение. А Церковь называет его первоверховным. Что это такое?

​А другой апостол чем прославился? Он вообще не видел Христа при земной Его жизни, когда Христос проповедовал. А когда Его последователи – христиане стали говорить о Христе, он возненавидел их, и был в числе гонителей, и считал это страшной ересью христианской, и участвовал даже в избиении камнями первомученика архидиакона Стефана. И вот этот гонитель Церкви, ненавистник христиан является первоверховным апостолом. Потому что он настолько переродился и настолько изменился, что его послания буквально как огненным мечом пронзают душу человека, благовествуя о Господе Иисусе Христе.

​Так почему же Церковь именно таких людей и именует первоверховными? Потому, что то ценно, что проходит испытания, и тот человек, который сам пережил и смог преодолеть в себе свои греховные наклонности, свои слабости, свои страсти, сумел признать свои ошибки, сумел покаяться, а главное, понял, Кто в его жизни самый главный, – не он сам; который понял, что Христос основа жизни, и Ему, Христу, надо служить, о Нем надо благовествовать.

​Понял это апостол Петр, который в дальнейшем проповедовал о Христе без всякого страха. Только вот страшил его крик петуха. Каждый раз, когда пел петух, и он слышал этот звук, он плакал, потому что вспоминал, как он предал Господа. Он бесстрашно проповедовал и создал великую христианскую церковь в Риме. А когда дошло время до его казни, он сказал: «Я недостоин». Его хотели распять, как Иисуса Христа. Думали, что это будет позор для него. А он говорит: «Да я недостоин. Распните меня вниз головой». Что и сделали.

​Вот, дорогие братья и сестры. Апостол Павел, который сам был гонителем христиан, в результате тоже подвергся казни: был усечен мечом. Но при этом он проповедовал достоинство человека, достоинство христианина, и научил нас главному, о чем говорил Господь, – вере. Вере, благодаря которой живы мы, благодаря которой грехи наши исчезают, недостатки наши испаряются. Вере, которая ведет нас от земли на небо.

​Сегодняшний день – день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, раскрывает нам величайший замысел Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа о нашем спасении и вечной жизни. Господь желает, чтобы мы шли за Ним и отдавали Ему те дары и таланты, которые нам даны, у каждого они свои. Господь желает, чтобы когда мы оступились, или споткнулись, или даже отреклись своими поступками от Господа, тотчас плакали, каялись и вновь к Нему возвращались. Господь желает, чтобы мы осознали, что нет другой жизни, кроме жизни с Ним, Спасителем и Господом нашим.

​Воззрим на жизни святых первоверховных апостолов. Я взял просто два ярких примера из житий этих двух великих людей, но их жизни сами по себе неистощаемый кладезь веры, неистощаемый кладезь примеров, которыми, конечно, мы должны назидаться. И в сегодняшний день этого прекрасного праздника обратимся к святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, чтобы они научили нас следовать в жизни за Господом, каяться в своих грехах, осознавать свои ошибки и вновь и вновь все свои таланты, и всю свою волю, и всю жизнь свою предавать Христу Богу, Ему же слава во веки веков. Аминь.

​11 июля 2018 года