Приходской листок Троицкого собора, 31 (1052) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещаватель ли, увещавай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

(Послание к Римлянам, 12 глава, ст. 6-14)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно, и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: "прощаются тебе грехи", или сказать: "встань и ходи"? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному; встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

(Евангелие о Матфея, 9 глава, ст. 1-8)

Слово в праздник равноапостольного великого князя Владимира

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Мы с вами встречаем 1030-летие Крещения Руси. Одну тысячу тридцать лет назад князь Владимир познал истину Христову, уверовал в Спасителя и Господа Иисуса Христа. И поскольку он был не частное лицо, а великий князь, и осознавал ответственность за весь свой народ, он призвал весь подведомственный ему народ ко Крещению. Народ любил князя Владимира и шел за ним. И Крещение состоялось буквально, если можно сказать современным языком, на энтузиазме людей, которые поверили своему руководителю – великому князю, и приняли святую веру православную. Такое событие произошло в 988 году.

Но у каждого из нас было подобное личное событие – это когда каждый из нас принял Святое Крещение. Кто-то из нас не помнит, как это было, потому что его держали на руках крестные, а он был маленьким младенцем, еще ничего не понимающим. А кто-то уже, может быть, в подростковом возрасте принял Крещение. А кто-то сознательно принял Крещение. Но, так или иначе, все мы, здесь стоящие, прошли через эту купель – купель, которая именуется Церковью вторым рождением. Это первое Таинство в Церкви. И мы говорим о том, что если человек рождается телом своим в рождении от матери, то душою своею человек рождается от матери-Церкви в Таинстве Святого Крещения. И празднование ныне этого юбилея, к которому нас призывает Святейший Патриарх и вся наша Святая Русская Церковь, должно быть осознанным, и вот в чем: мы должны подумать – а что для нас для каждого значит наше крещение? Что значит для нас, что мы крещеные люди? Ведь это очень важно – осознавать свое крещение, потому что если мы не будем его осознавать, значит, мы тот дар, который мы получили в этом величайшем Таинстве, просто-напросто бросаем и не используем.

            Крещение не значит автоматическое спасение. Крещение не значит, что вот, если я крещен, то уже я гражданин Царства Небесного. Ничего подобного. Крещение – это дверь, которая перед нами открывается. В Крещении перед нами открывается дверь – дверь в Царство Божие, и Христос из этой двери протягивает нам руку и говорит: «Иди за Мной». Так вот, если дверь перед нами открылась, а мы будем стоять, и на эту дверь смотреть, и не двигаться, или плюнем на эту дверь, отвернемся и пойдем куда-нибудь еще, или ляжем на пороге и будем лежать и ничего не делать, или вообще отвернемся и скажем: «А зачем нам эта дверь? Мы поищем какие-то другие двери», которыми мы войдем в Царство Божие?

            И вот человек крещеный, но это крещение ему тогда ничего не дает. В каком случае дает ему что-то крещение? Когда он переступает порог этой двери и идет, идет, идет. За кем идет? За Господом Иисусом Христом. Потому что в крещении-то, смотрите, после того как младенца или взрослого человека от купели крещения подняли, что потом он делает? Он за священником трижды идет вокруг купели. Идет. Священник несет в руке крест – знак нашей веры. И поем: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». То есть крещеный человек должен идти в своей жизни путем Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа.

            И вот нынешнее празднование великого юбилея 1030-летия Крещения Руси должно каждому из нас напомнить: это хорошо, что когда-то Русь крестилась, но вот ты-то как крестился? Ты те дары и потенциальные возможности, которые тебе даны, использовал или нет? Ты пошел за Христом? Ты в Христа крестился – ты в Христа облекся? В тебе такие же чувствования, как и во Христе Иисусе? Ты того же хочешь в жизни, чего хочет Христос, или по-другому мыслишь свою жизнь?

            Увы, у нас иногда дичайшее непонимание. Мы думаем: «Вот, крестился человек. Потом жил, как хотел. Потом его покойником принесли в храм, отпели. Все в порядке. Батюшка ему в руку молитву дал, венчик, и все в порядке. Жизнь христианская закончилась, он в рай попал». Ничего подобного, братья и сестры. Не обманывайтесь. Если мы с вами в жизни своей не будем следовать за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, если в своем сердце не будем держать Его святых заповедей, ничего у нас с вами не будет. И поэтому сие празднование Крещения Руси должно навести нас на размышление, какие мы христиане, как мы живем, как мы поступаем, куда мы в жизни идем. И обратиться к сегодняшнему святому, чью память мы прославляем, – князю Владимиру. Вот он очень резко и сразу все понял.

            Он был язычником, можно сказать – нечестивым. Вел себя, можно сказать, совершенно неправильно. Но, когда уверовал в Христа, стал образцом христианской жизни. Понимаете, не просто, что он был такой правитель – велел всем креститься, и все крестились. Он, конечно, велел, и все, конечно, крестились. Но он показал всем пример, прекрасный пример изменения своей жизни – он стал христианином. И нам житие его рассказывает о том, как он своим примером доброй жизни – доброй, святой, христианской – после своего крещения привел людей ко спасению.

            Помолимся святому равноапостольному великому князю Владимиру. Мы имеем счастье – частица его мощей есть здесь у нас, вот, в ковчеге почивает. Попросим у него молитв, чтобы и нам быть с вами христианами не по названию только, не по тому, что у нас есть справка, что нас когда-то кто-то крестил. А попросим у него, чтобы нам быть христианами по жизни, и чтобы мы действительно в жизни своей шли за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Ему же слава во веки веков. Аминь.

            27 июля 2018 года

Слово в Неделю 6-ю по Пятидесятнице.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Наша жизнь сравнивается очень часто с путем, по которому мы с вами идем. Так и говорится: жизненный путь. Этот жизненный путь мы с вами преодолеваем от нашего рождения до того момента, как наша душа разлучится от тела. На этом жизненном пути каждого из нас подстерегают различные неожиданности и опасности. Мы бываем на перепутьях дорог, когда нам нужно сделать выбор, как поступить, что сделать, каким путем пойти. Собственно говоря, этот выбор мы делаем постоянно, чуть ли не каждый день, потому что мы постоянно выбираем между плохими поступками и добрыми поступками, между праведной жизнью и неправедной жизнью. И этот выбор мы делаем и в мыслях своих, и в словах своих, и в действиях своих. И так складывается наш жизненный путь. На этом жизненном пути мы спотыкаемся о наши грехи и пороки. На этом жизненном пути мы падаем и валяемся. Потом, слава Богу, если находим в себе силы, встаем и идем дальше.

            О праведниках, людях святых, в Священном Писании говорится: «Они ходили пред Богом» (см. напр. Быт. 5, 24; 6, 9 и др.). Вот какое выражение – «ходили пред Богом». Это что значит? А это значит: они жили так, что понимали каждую минуту, что Бог их видит, что знает их мысли, и чувства, и дела. И они ходили пред Ним, шли вместе с Ним, то есть постоянно избирали жизнь с Богом, а не жизнь по своему желанию, по своему хотению, по своим грехам. Праведники ходили пред Богом. Ходили пред Богом мученики, когда не отрекались от Христа и свидетельствовали даже до временной смерти свою верность Господу. Ходили пред Богом преподобные, которые молитвами своими день и ночь прославляли Бога и молили Его за весь мир. Ходили пред Богом все святые, которые Христа в своем сердце имеют.

Мы с вами ведь тоже призваны ходить пред Богом. Когда нас крестили, после того, как мы были погружены в купель крещения, в Христа крестились, в Христа облеклись, умерли для греха, родились для жизни вечной, то трижды, – если мы взрослые были, сами шли за священником вокруг купели или, если мы были младенцами, нас несли крестные, – трижды шли за крестом, который нес священник, изображая тем самым, что отныне мы пойдем по пути Христову. Но, увы, не то наблюдаем мы в своей жизни. И не ходим мы пред Богом. И не помним мы каждую минуту, что Бог нас видит. И не всегда мы избираем добро. И не всегда мы отворачиваемся от греха. Все это происходит с нами в нашей жизни, и из-за наших с вами отступлений и грехов наша душа буквально сковывается этими грехами, сковывается так, что мы становимся неспособными по жизни своей идти за Христом, потому что грех мешает нам. А как он мешает? А вот, например, болезнь такая человеческая – паралич: мозг не может дать членам тела, руке или ноге, приказ двигаться, потому что уже нервы поражены и не выполняют свою функцию, не передают этого приказа. И человек лежит и двинуться не может. За ним только ухаживают люди, переворачивают его, а сам он ничего не может. Все, нервы отказали, связи между мозгом и членами тела нет. То же самое разрушительное действие производит в нас грех. Душа, может быть, хочет делать что-то доброе, но этот приказ души нам не передается, потому что все забито грехом, все испорчено. Все те каналы, по которым бы душа должна нам передать, что мы должны жить по совести, что мы должны жить по заповедям Божиим, что мы не должны делать никогда другому того, чего мы не желаем, чтобы нам сделали, забиты, – все, эти приказы не передаются. И наша жизнь духовная становится парализованной так, как об этом говорил апостол Павел: «О, бедный я человек!.. Доброго, которого я хочу, я не делаю. А злое, которого не хочу, то делаю» (см. Рим. 7, 19, 24).

Дорогие братья и сестры, Спаситель мира Господь наш Иисус Христос для того и пришел к нам, чтобы нас исцелить от наших духовных болезней, чтобы нас избавить от этого духовного паралича, чтобы мы с вами в жизни своей реально шли за Ним, чтобы шли ко спасению, и чтобы наш жизненный путь никогда не привел нас в тупик, а наоборот, чтобы наш жизненный путь привел нас в Царство Небесное.

Сегодня только что мы слышали Святое Евангелие, как Господь Иисус Христос исцелил человека парализованного, по-славянски – «расслабленного» (см. Мф. 9, 1–8). Он сначала сказал ему: «Прощаются тебе грехи твои», то есть указал на причину его болезни. Ибо причина всех наших болезней: духовных, душевных и телесных – это наши грехи. А люди не понимали и стали роптать, говоря: «Кто Он такой, что Он прощает грехи? Прощать может только Бог». А мы знаем, что Иисус Христос истинный Бог наш и истинный человек. И правильно, Он может прощать грехи. И тогда, чтобы не только Божественное мы осознали, но и человеческое, Иисус Христос говорит этому расслабленному, которого принесли на носилках, который сам не мог двигать ни рукой и ни ногой, говорит ему: «Встань и ходи». И совершается чудо: этот парализованный встает и начинает ходить.

Эти слова Иисус Христос произносит, как указывает нам Священное Писание, «видя веру их» (см. Мф. 9, 2) – то есть тех, кто принес этого расслабленного к Нему. Иисус Христос видит веру святых Своей Церкви, видит веру праведников, которые ходили и ходят пред Богом, видит веру всех нас, объединенных в Его единое Тело, небо на земле – Церковь Христову (см. Еф. 1, 22–23). И ныне Он говорит через слово Божие и нам с вами, каждому из нас, омраченному и парализованному грехом, каждому из нас Он говорит: «Встань и ходи!»

Вознесем молитвы ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он, простив нам наши согрешения, дал нам силы в нашей жизни всегда ходить за Ним и никогда не отступать от Него. Ему же слава во веки веков! Аминь.

31 июля 2016 года