Приходской листок Троицкого собора, 32 (1053) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но как написано: "злословия злословящих Тебя пали на Меня". А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

(Послание к Римлянам, 15 глава, ст. 1-7)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их. И Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И, когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

(Евангелие от Матфея, 9 глава, ст. 27-35)

Святая равноапостольная Мария Магдалина

Память 22 июля (4 августа)

            Святая равноапостольная Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Господа Иисуса Христа. Родилась она в местечке Магдалы в Галилее. Жители Галилеи отличались непосредственностью, пылкостью нрава и самоотверженностью. Эти качества были присущи и святой Марии Магдалине. С юности она страдала тяжким недугом — беснованием (Лк. 8, 2). Перед Пришествием в мир Христа Спасителя бесноватых было особенно много: враг рода человеческого, предвидя свое близкое посрамление, восставал на людей со свирепой силой. Через болезнь Марии Магдалины явилась слава Божия, сама же она обрела великую добродетель всецелого упования на волю Божию и ничем неколеблемую преданность Господу Иисусу Христу. Когда Господь изгнал из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним.

            Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами, исцеленными Господом, проявляя трогательную заботу о Нем. Она не оставила Господа после взятия Его иудеями, когда начала колебаться вера в Него ближайших учеников. Страх, побудивший к отречению апостола Петра, в душе Марии Магдалины был побежден любовью. Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном, переживая страдания Божественного Учителя и приобщаясь великому горю Богоматери. Святая Мария Магдалина сопровождала Пречистое Тело Господа Иисуса Христа при перенесении Его ко гробу в саду праведного Иосифа Аримафейского, была при Его погребении (Мф. 27, 61; Мк. 15, 47). Служа Господу во время Его земной жизни, она желала послужить Ему и после смерти, воздав последние почести Его Телу, умастив его, по обычаю евреев, миром и ароматами (Лк. 23, 56). Воскресший Христос послал святую Марию с вестью от Него к ученикам, и блаженная жена, ликуя, возвестила апостолам о виденном — «Христос воскрес!» Как первая благовестница Христова воскресения, святая Мария Магдалина признана Церковью равноапостольной. В этом благовестии главное событие ее жизни, начало ее апостольского служения.

            По преданию, она благовествовала не только в Иерусалиме. Святая Мария Магдалина отправилась в Рим и видела императора Тиверия (14-37). Известный своим жестокосердием император выслушал святую Марию, которая рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Затем она поднесла ему красное яйцо со словами «Христос воскрес!». С этим поступком святой Марии Магдалины связывают пасхальный обычай дарить друг Другу красные яйца (яйцо, символ таинственной жизни, выражает веру в грядущее общее Воскресение).

Затем святая Мария отправилась в Ефес (Малая Азия). Здесь она помогала святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в его проповеди. Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена. В IX веке при императоре Льве VI Философе (886-912) нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Ефеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были увезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского. Папа Римский Гонорий III (1216-1227) освятил этот храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже близ Марселя, где также воздвигнут храм, посвященный святой Марии Магдалине. Части святых мощей равноапостольной Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. Многочисленные паломники Русской Церкви, посещающие эти святые места, благоговейно поклоняются ее святым мощам.

Слово в Неделю 7-ю по Пятидесятнице

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            При совершении Божественной литургии – главного богослужения в Святой Православной Церкви – читается Священное Писание, Слово Божие. Это Слово Божие обращено к нашим душам. И оно, во-первых, назидает нас, учит тому, как мы должны поступать. Во-вторых, Слово Божие открывает нам тайны Царствия Божия. И, наконец, Слово Божие утешает нас, подкрепляет нас и является для нас духовной пищей.

            Вот и сегодня мы слышали Слово Божие. Сначала мы слышали послание святаго апостола Павла, в котором говорятся такие слова, что, в общем-то, и объяснять не надо. Апостол Павел, обращаясь к христианам, говорит им – то есть нам с вами: «Вы должны не себе угождать, а друг другу угождать. И пусть каждый из вас угождает своему ближнему, а не себе. И таким образом вы исполните слово Божие» (см. Рим. 15, 1–7).

            Дорогие братья и сестры, о чем еще говорить и что еще толковать? Вот если бы мы так в жизни поступали! Но ведь мы, увы, не так поступаем. Мы вообще об этом не думаем, не задумываемся. Мы, в первую очередь, конечно же, делаем, как нам удобно. Конечно же, себе угождаем, ищем для себя комфортного, для себя приятного. Конечно же. И доказываем потом и самому себе, и окружающим, что мы правы, а другой человек неправ. А ведь как апостол нас уговаривает и говорит нам, как должны христиане поступать: не себе угождать, но друг другу!

            Вот когда услышишь такие слова Божии, то невольно подумаешь после этого: «Какой же я христианин? Как же я соответствую?» И поймешь, что никак не соответствуешь. Впору и в уныние впасть и сказать: «Вот такой я грешный и негодный». Ну, может быть, и можно так сказать, но дальше-то что? Выход какой? Ну, увидел, что ты грешный. Ну, увидел, что негодный. Ну, увидел, что ты не знаешь, не понимаешь Слово Божие. Можно сказать, духовно слепой. Так каждый о себе может засвидетельствовать: не видим правды Божией, не видим, как угодить ближнему, не видим, как послужить ближнему. Слепые мы на это дело.

            И вот сегодня после апостольского чтения читалось Евангелие, которое нас должно утешить. Потому что в Евангелии рассказывалось о чуде, которое сотворил Господь Иисус Христос. Два слепых человека кричали: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас!» Он к ним подходит, спрашивает у них: «Чего вы хотите?» А они говорят: «Хотим прозреть», то есть видеть. А Он у них спрашивает: «Веруете ли, что Я могу это совершить?» (Мф. 9, 27–28).

            Вот вдумаемся, что спрашивает Господь у этих слепых людей. «Веруете ли, что Я могу это совершить?» Они говорят: «Да, веруем». И тогда Господь говорит им прекрасные слова, которые важно и нам с вами сегодня услышать. Господь говорит им: «По вере вашей да будет вам». И они тотчас прозрели. Вот, значит, у них какая вера-то была. «По вере вашей да будет вам», – сказал Господь, и совершилось чудо (Мф. 9, 28–30).

            Мы тоже часто обращаемся к Господу и просим у Него. И молимся Ему, и просим: то здоровья себе просим, то мира себе просим. То – кто уже духовно такой продвинутый, видя свою нечистоту и скверну, видя как раз то, о чем апостол Павел говорил: надо совершать, а мы не совершаем, видя, что мы эгоисты, – просим у Господа, чтобы Он вразумил нас, исправил. А результата как бы часто не видим. В чем же дело? И начинаем думать: «Ну как же так? Бог всемогущий. Мы молимся Ему, а Он молитвы наши, что ли, не слышит?» Да нет, слышит, слышит. И задает нам с вами вопрос: «Веруешь ли ты, что Я могу это совершить?» И если мы говорим, что веруем, то Он говорит нам: «По вере вашей да будет вам».

            Вот вам и ключик, почему часто наши молитвы остаются как бы без ответа. Вот такая, значит, у нас вера. Насколько веруем, настолько и получаем.

Вот об этом задумаемся – и опять, что ли, в уныние впасть, что мы такие маловерные? Даже помолиться не умеем, у Бога попросить помощи толком не можем, чтобы Господь помог нам быть хорошими христианами, помог нам любить друг друга, помог нам прощать друг другу обиды, помог поддерживать друг друга, помог бы не себе угождать, – даже этого у нас нет. Неужели все так плохо?

            А дальше сегодня же в Евангелии, в Слове Божием, мы слышали, что Господь Иисус Христос еще одно чудо совершил. И вот, пожалуй, это чудо очень подходит к нашему духовному состоянию.

            К Нему привели (привели!) немого человека. То есть он ничего не мог сказать. Он не мог сказать: «Господи, исцели меня». Он не мог сказать: «Господи, верую в Тебя». Да более того, его самого привели. И Господь исцеляет этого немого человека. И этот человек начинает говорить (см. Мф. 9, 32–33). Казалось бы, только что Он у одних спрашивал веру и по их вере дал им, а тут ничего не спросил и исцелил. Вот как милостив наш Господь! Даже видя наше малодушие и маловерие, Он все равно дает нам благодать.

            А кто же нас, духовно немых, не умеющих даже помолиться, приведет ко Христу, чтобы Христос нас исцелил? Конечно же, Церковь Святая. Она нас буквально приводит ко Христу. Здесь мы у ног Христовых. Здесь мы получаем исцеление для наших искалеченных и греховных душ. Здесь мы получаем утешение, и здесь мы получаем крепость. И невзирая на наше маловерие, и невзирая на нашу негодность, Господь исцеляет нас от наших недугов в Святых Таинствах Своей благодатью, которая преподается в Церкви Христовой.

            Дорогие братья и сестры! Видите, какие уроки духовные преподает нам Святая Церковь и что мы сегодня с вами услышали в Слове Божием. Осознаем же свое недостоинство. Будем прилагать усилия не себе угождать, но учиться другим служить. Будем взращивать в себе святую веру. А главное, будем держаться за спасительную руку Церкви Христовой. Будем держаться за Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Который исцелит нас, исправит нас, изменит нас и приведет в Царствие Свое Вечное, Ему же слава во веки веков. Аминь.

            15 июля 2018 года