Приходской листок Троицкого собора, 33 (1054) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо и Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.

(Первое послание к Коринфянам, 1 глава, ст. 10-18)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И, выйдя, Иисус увидел множество людей; и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пище. Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву, и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных. А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

(Евангелие от Матфея, 14 глава, ст. 14-22)

Слово в праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня.

Прот. Александра Ганабы

         Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

         Сегодня мы молитвой и совершением Божественной литургии начали Успенский пост. Святая Церковь полагает своим Уставом посты для нашей пользы. Посты даются нам как орудие в нашей борьбе с грехами.

         Грех нашу с вами жизнь огорчает. Огорчает – не от слова «огорчение», что грустно стало, а от слова «горечь», что становится горько жить. Потому что горечь греха приходит практически сразу после того, как человек или по неразумию своему согрешил, или по своему расчету, или по своей слабости, или поддается на какое-то искушение. И тогда горечь греха отравляет все. И тогда нет уже истинной радости.

         Горечь греха не позволяет нам радоваться счастью других людей, потому что к нам приходит зависть. Горечь греха не позволяет нам радоваться правде и истине, потому что мы лицемерим, лжем, двоедушничаем. Горечь греха не дает нам любить друг друга, потому что мы не умеем собою жертвовать и себя отдавать для других людей. Нам хочется, чтобы нам служили. А поскольку нам никто не служит, то нам обидно, что нас не любят. Мы ведь не задумываемся о том, почему мы не любим. Нам обидно, что нас не любят. Нам не помогают, нас не поддерживают. Вот горечь греха самолюбия и отравляет нашу жизнь.

         Горечь нетерпения, когда приходят к нам болезни, и мы говорим: «Господи, за что нам такое?» И мы не можем переносить эти наши немощи и наши болезни. И мы ропщем. И горечь греха делает наши болезни еще хуже. И нам становится еще больнее. И мы чувствуем себя самыми несчастными и сами себя жалеем. Вот так горечь греха отравляет всю нашу жизнь.

         Спаситель мира Господь Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы исцелить эту нашу горечь греха. Он пришел для того, чтобы нас спасти, чтобы мы не задохнулись от этой ядовитой горечи. И орудием нашего спасения является Крест Спасителя и Господа Иисуса Христа. Потому что на Кресте Господь все наши грехи, все наши скорби и всю нашу горечь взял на Себя.

         И вот если мы на Него возложим свои упования, если мы к Нему прибегнем, если мы себя укрепим силою Честного и Животворящего Креста, то эта горечь перейдет в сладость: сладость вечной жизни, которую дает нам Господь, сладость любви, которая является даром Божиим, сладость веры, которая озаряет наше сердце, сладость надежды, которая светит человеку в любые, даже самые мрачные минуты его, сладость жизни с Богом. Вот если жить с Богом, все будет сладко, все будет радостно, все будет хорошо. Если жить с Богом.

         И болезнь перенесешь, если жить с Богом. И несчастье переживешь, если жить с Богом. И радоваться будешь, если жить с Богом. И все будет тебя радовать: и какая погода за окном, и какие люди рядом с тобой живут. Все будет тебя радовать, и ничего не будет огорчать, если ты будешь жить с Богом.

         Господь Иисус Христос силою Животворящего Креста Своего горечь нашего греха претворяет в сладость спасения и вечной жизни.

         Мы в Ветхом Завете видим прообраз, то есть пророчество о Кресте. Пророчество символическое. Мы читаем повествование, как Моисей водил народ Божий по пустыне, и они давно воды не пили и уже от жажды умирали. И видят вдалеке озеро. Обрадовались. Побежали к этому озеру, взялись пить воду, а она горькая. Ее пить невозможно. Ужас какой! «Здесь мы погибнем! – вскричали иудеи Моисею. – Зачем ты нас вывел из рабства умирать здесь? Мало, что ли, гробов было в Египте?» Моисей взывает ко Господу. И Господь повелевает ему взять дерево, по-славянски «древо», и бросить его в воду. И совершается чудо: горькая вода становится сладкой, пригодной для питья (см. Исх. 15, 22–25). Это был прообраз Животворящего Древа – Креста Господа Иисуса Христа, который претворяет наш грех в ничто и дает нам вечную жизнь.

         Вот и сейчас в начале Успенского поста мы видим перед собой Крест Христов, которому поклоняемся. И просим у Господа Иисуса Христа, чтобы Он помог нам отстать от наших горьких грехов, чтобы Он нам простил наши грехи и даровал нам радость Божественного общения. И как символ этого Божественного общения освящается сегодня мед, как знак Божественной сладости, которую дает Господь любящим Его.

         Совершим же сейчас по Уставу Церкви малое освящение воды и освящение меда, памятуя, что Спаситель мира Господь Иисус Христос дает нам такую радость, с которой никакая сладость, даже меда, не может сравниться, ибо такую Господь уготовал нам небесную сладость, что ум человеческий и представить не может. Аминь.

         14 августа 2018 года

Слово в Неделю 8-ю по Пятидесятнице

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Когда человек становится верующим? Тогда ли, когда он узнает, услышит от кого-нибудь, что Бог есть? Но услышать, что есть Бог, это мало. Когда же человек становится верующим? Может быть, тогда, когда он прочтет Святое Евангелие от начала до конца и Послания святых апостолов, – тогда ли он станет верующим? Но и этого мало. Когда же? Может быть, тогда, когда он изучит церковный устав, когда какой праздник, когда какой пост? Но ведь можно все это изучить и не быть верующим. Собственно говоря, еще совсем недавно целые сотни людей тем и кормились, это была их работа – они изучали наши уставы, читали наши Писания, а потом выпускали книжки, в которых доказывали, что Бога нет. Атеисты были такие, якобы «научные».

            Так когда же человек становится верующим? Когда он о себе может сказать: «Я верующий человек?» Тогда, дорогие братья и сестры, когда в сердце человека будет потребность быть вместе с Богом. Тогда, когда он будет чувствовать, что ему необходимо быть с Богом.

А как быть вместе с Богом? Самое первое и самое важное – это молитва. Когда в душе будет необходимость молитвы, даже если ты еще и не знаешь всех церковных молитв, и не знаешь Устава, и не прочел еще всего Евангелия, но в душе есть большая потребность обратиться к Богу, вот тогда человек начинает становиться верующим. Когда он молится Богу, когда он свои печали приносит Богу, когда он благодарит за радости, которые даются ему в жизни, благодарит Господа, понимая, что все доброе исходит только от Бога. Тогда, когда он осознает наконец, что высшим явлением единства с Богом является причащение Пречистого Тела и Животворящей Крови Господа нашего Иисуса Христа, и когда он сознательно готовится к этому, сознавая свои грехи и недостоинства и понимая, что не ради какого-то личного благочестия Господь сподобляет его этого, а только ради милости Своей величайшей приходит Сам Господь Иисус Христос и соединяется с человеком в этом величайшем Таинстве Тела и Крови Своея.

Сегодня мы с вами слышали Святое Евангелие, которое раскрывает нам суть стремления к Богу, которое символически указывает нам на то, что Господь Сам назвал «хлебом жизни». Он Сам Себя назвал «хлебом жизни». Дело в том, что у человека, конечно, есть много разных потребностей, и человек пытается их удовлетворить: и хорошо питаться нужно, и одеваться нужно, и жить по-человечески, то есть в комфортных условиях, как сейчас это принято. Но очень часто, стремясь ко всему этому, человек ощущает какую-то пустоту. И вроде все у него есть, и всего он достигает, а ему мало этого, потому что у других больше. У других еда лучше, у других одежда лучше, у других жилище лучше, уровень жизни выше. Стремишься к этому – этого достиг, и все равно этого мало. Не может это насытить суть человека. Потому что человек имеет не только тело, которое, конечно же, нуждается во многом, но человек имеет душу, которую можно напитать только хлебом духовным – хлебом жизни. А хлеб жизни – это Спаситель мира Господь Иисус Христос.

Сегодня мы в Евангелии слышали, как люди во множестве собрались ко Христу (см. Мф. 14, 14–22). Он их исцелял, Он им проповедовал. И им так радостно было быть вместе с Христом, что они обо всем забыли. Время для них пролетело так незаметно, что уже апостолы начали о них беспокоиться и стали говорить Иисусу Христу: «Отпусти эти народы, отпусти этих людей, они целый день ничего не ели. Пускай пойдут в селение и купят себе хотя бы какой-то пищи, поедят».

Видите, настолько радостно было этим людям общаться с Христом, что все остальное ушло на задний план. Вот что значит вера! Когда в сердце человека горит вера, все остальное уходит на задний план. Все остальное, братья и сестры, ему Бог даст! Даст! Не оставит Господь человека, который прилепился к нему всею душею своею, всем сердцем своим. Даст. Так же, как это случилось, мы слышали сегодня, в Евангелии.

Иисус Христос, вместо того чтобы отпустить людей – которые продолжали желать видеть Его, продолжали искать исцеления, слова Его продолжали жаждать, – говорит апостолам: «Дайте вы им есть». Апостолы говорят: «У нас здесь ничего нет. Что мы им дадим?» Поискали и нашли всего пять хлебов и две рыбы (см. Мф. 14, 15–16). И Спаситель помолился и благословил эти пять хлебов – и совершилось чудо! Рассадили ученики Иисуса Христа этих людей на траве рядами и стали раздавать хлебы, которые преломил Иисус Христос. И – о чудо! – не только всем хватило, но еще даже осталось (см. Мф. 14, 19–20). Все насытились от пяти хлебов и двух рыб. И желали продолжать слушать Господа Иисуса Христа, и никуда не уходили, – так, что Иисус Христос повелел Своим ученикам сесть в лодку и уплыть на другой берег озера Геннисаретского, а Сам продолжал общаться с людьми, искавшими Его (см. Мф. 14, 21–22).

Дорогие братья и сестры! Услышав нынешнее Евангелие о чуде, которое совершил Господь Иисус Христос, будем просить у Него, чтобы Он дал нам этот дар – желание богообщения. Чтобы в нашей душе было такое же стремление к Нему, как у тех людей, которые сидели и слушали Его, и получали исцеление, и назидались. Надо еще знать, что это чудо – прообраз великого Таинства Пречистого Тела и Животворящей Крови Господа Иисуса Христа. Так же, как эти люди насытились от пяти хлебов, так все верующие люди по всему миру, приступающие к этому величайшему Таинству, получают насыщение своей души и единение с Богом.

Прославим Господа нашего Иисуса Христа, давшего нам такую благодать – быть с Ним. Будем всегда стремиться к общению с Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков.

Аминь.

3 августа 2014 года