Приходской листок Троицкого собора, 36 (1057) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства - вы в Господе. Вот мое защищение против осуждающих меня. Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: "не заграждай рта у вола молотящего". О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

(1-е Послание к Коринфянам, 9 глава, ст. 2-12)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов. А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: "государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу". Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: "отдай мне, что должен". Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: "потерпи на мне, и все отдам тебе". Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились, и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: "злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?" И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

(Евангелие от Матфея, глава 18, ст. 23-35)

Преподобный Авраамий Смоленский

Память 21 августа (3 сентября)

            Преподобный Авраамий Смоленский, проповедник покаяния и грядущего Страшного Суда, родился в середине ХII в. в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога о сыне. С детства он рос в страхе Божием, часто посещал церковь и имел возможность учиться по книгам. Родители надеялись, что их единственный сын вступит в брак и продолжит знатный род, но он искал другой жизни. По смерти родителей, раздав все имущество монастырям, церквам и бедным, преподобный ходил по городу в рубище, моля Бога указать путь спасения. Он принял постриг в монастыре Пресвятой Богородицы, который стоял в пяти верстах от Смоленска, на месте Селище. Проходя в нем различные послушания, преподобный усердно занимался списыванием и собиранием книг, черпая из них духовное богатство. Смоленский князь Роман Ростиславич († 1170) завел в городе училище, в котором учились не только по славянским, но и по греческим и латинским книгам. У самого князя было большое собрание книг, которым пользовался преподобный Авраамий.

            Более 30 лет подвизался он в обители, когда игумен убедил его принять в 1198 г. сан пресвитера. Каждый день он совершал Божественную литургию и исполнял послушание духовника не только для братии, но и для мирян. Вскоре преподобный стал широко известен. Это возбудило зависть братии, а затем и игумена, и через 5 лет преподобный вынужден был перейти в Крестовоздвиженский монастырь в самом Смоленске. На пожертвования богомольцев он украшал соборный храм бедного монастыря иконами, завесами и свечами. Сам он написал две иконы на темы, которые более всего занимали его: на одной изобразил Страшный Суд, а на другой – истязания на мытарствах. Сухой и бледный от крайних трудов, подвижник был похож в священных одеждах на святителя Василия Великого. Святой был строг и к себе, и к духовным детям. Он неустанно проповедовал в церкви и приходящим в его келлию, беседуя равно с богатыми и бедными.

            Городская знать и духовенство требовали у епископа Игнатия предать преподобного суду, обвиняя его в прельщении женщин и переманивании духовных детей. Но страшнее были обвинения его в еретичестве и чтении запрещенных книг. За это предлагали утопить или сжечь подвижника. На суде князя и епископа преподобный отвел все лживые обвинения, но, несмотря на это, ему запретили священнодействовать и перевели в прежний монастырь в честь Пресвятой Богородицы. Страшная засуха была Божиим наказанием за неправедный суд, и лишь когда святитель Игнатий попросил прощения у преподобного Авраамия и разрешил ему служить и проповедовать, дождь напоил Смоленскую землю.

            Святитель Игнатий построил новый монастырь в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы и поручил в нем настоятельство преподобному Авраамию, а сам, оставив по старости епархию, поселился в нем. Много было желавших поступить под руководство преподобного Авраамия, но он принимал их весьма разборчиво и после больших испытаний, так что в его монастыре у него было только 17 братий. Преподобный Авраамий после смерти святителя Игнатия, бывшего его духовным другом, более прежнего внушал братии помнить о смерти и молиться день и ночь о том, чтобы не быть осужденными на Суде Божием. Скончался преподобный Авраамий до 1224 г., пожив в иночестве 50 лет. Уже в конце ХIII в. ему была составлена служба, совместная с учеником преподобным Ефремом. Страшное монголо-татарское нашествие, бывшее наказанием Божиим за грехи, не только не заглушило памяти преподобного Авраамия Смоленского, но напомнило людям его призыв к покаянию и памятованию Страшного Суда.

Слово в Неделю 11-ю по Пятидесятнице.

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Представьте себе такую, можно сказать, фантастическую гипотетическую ситуацию: вы совершили какое-то определенное, предположим, правонарушение. И вам на выбор говорят: «Вот смотри – свод законов. Он очень справедливый. Все там расписано, все учтено, все параграфы. Хочешь, будем тебя судить вот по этому своду законов, но все по справедливости. А другой вариант – хочешь, мы с тобой сделку совершим? Мы тебе одну вещь предложим – ты это сделай, и тогда мы будем тебя судить не по справедливости, а просто простим тебе то, что ты сделал». Как вы думаете, находясь в такой ситуации, что человек выберет? Выберет, чтобы его вот по этому толстому своду законов судили? Там столько разных нюансов, столько разных зацепочек. И сколько ты ни будешь оправдываться, в результате все равно окажешься виноватым. Или он пойдет на сделку и сделает то, что его просят? Два пути перед человеком. Это, я сказал, гипотетическая, фантастическая ситуация.

            Но есть реальные ситуации – реальные ситуации, связанные с каждым из нас. Потому что – мы обязаны это знать – каждый из нас по завершении своей жизни должен будет дать перед Богом отчет в своей жизни. И вот что бы мы хотели: чтобы Господь судил нас по справедливости, так, как мы заработали, вот по всем тем законам Божиим и их толкованиям, в которых мы мало того что не разбираемся, да на каждом месте их нарушаем и грешим? Мы бы хотели, чтобы нас Господь судил по справедливости? Вряд ли. Мы скорее скажем: «Господи, Ты нас помилуй просто». Просто помилуй – это как раз и есть второй вариант.

            И Господь предлагает нам выбор из двух вариантов. Как мы желаем? Чтобы Он нас судил по справедливости или по Своей милости?

А как же нам выбрать этот вариант? Конечно, каждый из нас желает, чтобы второй вариант был. Поэтому мы все время и молимся в храме – самая короткая и самая частая молитва, только и говорим: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!» – милости просим. Да, но что же мы должны сделать, чтобы именно этот второй вариант выбрать?

            Только что мы с вами слышали Евангелие, в котором Иисус Христос рассказывает притчу. И эта притча, этот образный рассказ нам и указывает, как мы можем выбрать милость Божию и как мы можем получить милость Божию. Очень простая притча.

            Один человек огромное количество денег должен был другому человеку, господину одному богатому. Сумма огромная – предположим, к нынешним деньгам, миллион долларов. И вот человек-кредитор хочет взыскать долг, вызывает и требует, чтоб он этот долг отдал. А законы строгие: не можешь отдавать – и тебя в тюрьму, и жену в рабство, и имущество все конфисковать, и, в общем, до конца жизни будешь отрабатывать этот долг. И тогда были жестокие законы, да и сейчас такие же.

Тогда этот несчастный должник взмолился и стал просить: «Потерпи на мне, и всё тебе заплачу». Огромный долг. Как заплатить? И что делает этот кредитор? Он принимает удивительное решение: он прощает этот огромный долг человеку (см. Мф. 18, 23–27).

Что дальше происходит в притче? Мы слышали. Этот прощеный должник идет и встречает своего товарища. А этот товарищ ему должен был, ну предположим, десять тысяч рублей, вот такую сумму. Ему только что миллион долларов простили долг, а он увидел товарища, который десять тысяч рублей ему должен, хватает его и говорит: «Отдай немедленно мне долг», душит прямо его: «Немедленно отдай!» Тот начинает его умолять, взывает к его милосердию: «Потерпи на мне, я тебе отдам». Ничего подобного. Тащит его к судье, чтобы судья посадил его и наказал, и чтобы он отдал ему этот долг (см. Мф. 18, 28–30).

            Все происходящее увидели товарищи этого несчастного, попавшего в такую сложную ситуацию. Приходят к господину, который только что простил долг, и рассказывают ему, что произошло. Тогда этот господин вызывает этого бывшего должника и говорит: «Ты какой человек? Как ты мог так сделать? Я тебе только что такой долг простил! Не надлежало ли и тебе поступить так же?» (см. Мф. 18, 31–32). И сказано, что господин разгневался. Слышите – разгневался.

            А мы ведь понимаем, кто такой господин в этой притче. Господин – это Бог. А вот эти должники – это мы с вами. Мы перед Богом в огромном долгу. Таком, что не можем Ему никак отплатить. Но что дальше?

            Разгневавшись, этот господин говорит: «Тебе надлежало простить так, как я тебе простил. А раз ты этого не сделал, то тогда иди сам в тюрьму и неси всю ответственность за то, что ты сотворил» (см. Мф. 18, 33–34).

            И дальше Господь Иисус Христос говорит: «Так и Отец ваш Небесный поступит с теми, кто не совершил милости» (см. Мф. 18, 35). Суд без милости не сотворившему милость (см. Иак. 2, 13).

            Вот, братья и сестры, простая притча, и ясен ли теперь ответ, что мы должны делать, чтобы нас судили по милости, а не по справедливости? Что мы должны делать, чтобы нас Господь помиловал? Мы должны прощать и быть милосердными. Какой мерой мы мерим, такой и нам отмерится (см. Лк. 6, 38). Будем мы прощать, и нас Господь простит. Но суд без милости не сотворившему милость…

            Недаром же мы в молитве «Отче наш» так и говорим: «И остави нам долги наши…» Какие наши долги? Это наши грехи. «…Яко же и мы оставляем должником нашим». То есть мы Самого Господа просим, чтобы как мы прощаем, Он нам так же прощал. Значит, потом обижаться не на что будет. Если мы не будем прощать, так мы сами молились: и нам так же сделай. Но ведь страшен гнев Божий. Не зря о нем в притче говорится. «Страшно впасть в руки Бога Живаго», – говорит Писание (Евр. 10, 31). Да не будет этого с нами! Давайте проявим разум и нормальное человеческое предпочтение. Предпочтем не призывать на себя справедливый Божий суд, но предпочтем избрать милость. И в этой Божественной сделке с Божественным правосудием изберем путь милости: будем прощать друг другу обиды, будем прощать друг другу согрешения, будем снисходительны друг ко другу. Будем таковыми, и нас Господь простит. И наши молитвы к Господу: «Господи, помилуй!» – будут услышаны.

            Дорогие братья и сестры! Услышав сегодня в храме Божием сию назидательную притчу, ужаснемся и не будем как немилосердный должник, но будем стремиться находить пути в нашей повседневной жизни совершать дела милосердия. И Господь и Спаситель наш будет милосерден к нам. Аминь.

            12 августа 2018 года