Приходской листок Троицкого собора, 37 (1058) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом Двенадцати. Потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили. Потом явился Иакову, также всем Апостолам. А после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться апостол, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более их всех потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. Итак, я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

(1-е Послание к Коринфянам, 15 глава, ст. 1-11)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще не достает мне? Иисус же сказал ему: если хочешь совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью; потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное. И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились, и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.

(Евангелие от Матфея 19 глава, ст. 16-26)

Слово в Неделю 12-ю по Пятидесятнице.

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Почему мы с вами члены Церкви Христовой? Потому что мы имеем желание, стремление получить вечную жизнь. Человек, когда чувствует внутри себя тягу к Богу, понимает, что жизнь не ограничивается только какими-то внешними потребностями, приходит в Церковь Христову и ищет ответа на возникший у него в душе вопрос.

Мы с этим часто сталкиваемся. Приходит человек и говорит: «Что мне делать? Как мне правильно жить?» Да, собственно говоря, не только кто новый приходит, ведь мы тоже себе ставим какие-то в жизни задачи: как нам жить, что делать, чтобы получить спасение? И какой здесь может быть ответ? Это очень важно. Ведь от этого ответа зависит существование нашей души.

Сегодня мы слышали в Евангелии: один юноша, подойдя к Иисусу Христу, так и сформулировал свой вопрос, очень просто: «Что мне делать, чтобы получить вечную жизнь?» (см. Мф. 19, 16)

Раз мы стоим в этом храме, значит, уже мы для себя какие-то ответы дали. Ну, вспомним, с чего, как начинает обычно верующий человек свою церковную жизнь. Ему говорят: «Ну, приди, помолись, поставь свечу»… Но сколько надо свечей поставить? Одну на подсвечник? Три? А может быть, десять? А может быть, пятнадцать? А какую свечу надо поставить? Маленькую, тоненькую? Или, может быть, взять самую большую свечу? А как часто надо приходить в храм? Один раз в год? Ну, а может быть, четыре раза в год? А может быть, каждый месяц? Ну, а может быть, каждый день? Сколько достаточно для Бога, чтобы Он открыл нам райские двери?

Ну, скажут, молиться надо. Ну да. А как молиться надо? Утром одну молитву, вечером одну молитву… А может быть, утром правило почитать и вечером правило почитать? А может быть, еще кафизму прочитать? А может быть, и акафист? А сколько акафистов в день достаточно, чтобы Бог открыл нам райские двери? Сколько прочесть акафистов? Есть на это ответ?

Ну, скажут, надо прийти покаяться, потому что ты грешный. И опять стоит вопрос: а как каяться? А что рассказывать? Сказать: грешный во всем? Или взять большую толстую тетрадь и переписывать каждую минуту своей жизни? Что достаточно сделать для того, чтобы войти в вечную жизнь?

Скажут, надо делать добрые дела. А какие добрые дела? Ну, больного посетить. А сколько раз больного посетить? И что, ему просто принести апельсинов? А может быть, этого недостаточно? А может, надо за ним ухаживать, может, его омывать надо? А может быть, его переодевать надо? Сколько достаточно добрых дел, чтобы получить вечную жизнь?

Мы как будто ищем, ищем исчерпывающий какой-то список, такой, чтоб как по пунктам, как инструкция. Вот, сделал это, сделал это, сделал это, сделал это – все, Господь, я это сделал, а теперь давай мне вечную жизнь. Подспудно в каждом из нас это есть.

И вот этот юноша, о котором мы слышали в Евангелии, тоже пришел и задает вопрос Иисусу Христу: «Что я должен сделать, чтобы получить вечную жизнь?» А Христос ему говорит: «Заповеди соблюдай». «Какие заповеди?» Господь ему перечисляет известные заповеди: не убивай, не прелюбодействуй, чти отца и мать твою. «Ну, эти заповеди!.. Кхе-кхе. Это я с юности все сохраняю», – очень довольный собой юноша говорит Иисусу Христу (см. Мф. 19, 17–20).

Обратим внимание, братья и сестры, когда человек самодоволен, то совершенно ясно, что он не имеет никакой духовной жизни. Потому что вот уж чего точно у святых ни у каких не было, так это самодовольства. Они и молились с утра до вечера не переставая, а считали себя самыми грешными. Они добрыми делами занимались на таком уровне, что нам и в голову не придет. Не просто там за больными ухаживали – с прокаженным вместе в одной кровати спали святые, согревая от холода своим собственным теплом. И при этом говорили: «Мы самые грешные». Они жизнь свою не жалели и шли на муки и на страдания, отдавали самое дорогое – свою жизнь. И при этом считали себя самыми грешными. Вот уж чего, а самодовольства у святых никакого не было. А этот юноша очень доволен собой, говорит: «Я все уже исполнил, все заповеди».

Тогда Господь – в другом Евангелии, у другого евангелиста говорится, что «взглянул на него и полюбил его» (см. Мк. 10, 21). И говорит: «Ну, тогда тебе немногого недостает. Если хочешь быть совершенным, пойди, все, что имеешь, продай, раздай нищим и иди за Мной. И будешь иметь вечную жизнь» (см. Мф. 19, 21).

Евангелие повествует, что юноша огорчился и отошел от Иисуса Христа (см. Мф. 19, 22).

Видите, как легко проверяется желание человека быть совершенным. Ведь совершенство – это не имеющая предела добродетель. А у нас обычно так: вот до какого-то предела я буду добрым христианином, а больше того все, уже не могу. Ну, это реально. Ну, например, сказано, что надо бы приютить бездомного, да? Ну как, одного бездомного к себе домой поселить? Или двоих? Или троих бомжей собрать у себя в квартире и посмотреть, во что квартира превратится через два дня? А ведь как же, сказано, что это такая добродетель. Но мы не можем. Мы ставим себе пределы. Для нас это нереально. Да, мы не святые, и мы это чувствуем. Только всегда ли чувствуем? Как бы прогнать вот это самодовольство? Ну, мы все исполняем, мы постимся, мы молимся, в Таинствах участвуем. Что же не хватает для спасения?

В Патерике, древнем сборнике повествований о святых отцах, которые подвизались духовной жизнью, есть один поучительный краткий рассказ, когда один подвижник очень усердно молился и постился. И так домолился и допостился, что ему диавол явился. И говорит: «Ты не спишь, бдения совершаешь, а я вообще никогда не сплю. Ты постишься, практически ничего не ешь, а я вообще никогда не ем. Невозможно тебе этим меня победить».

И Патерик дает ответ, чем возможно победить. Победить врага рода человеческого можно только смирением (см. Житие прп. Макария Великого).

Вот и Господь Иисус Христос очень образно об этом сказал. Когда юноша отошел от них, Христос говорит Своим ученикам: «Как же трудно богатому войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду войти сквозь Игляные уши, нежели богатому в Царство Божие» (см. Мф. 19, 23–24). «Игляными ушами» в Иерусалиме назывались маленькие воротца, через которые люди входили в город поодиночке. И если человек проходил, то, когда караваны приходили иногда с разными продуктами, с товарами для торговли, верблюд сквозь эти «Уши» не мог пройти. Один был способ хитрый. Если верблюд был дрессированный, то тогда погонщик снимал с него всю поклажу, все, что на нем было, и этот верблюд на коленях проползал сквозь эти «Игляные уши».

Так образно Христос говорит нам, как надо спасаться. Сбросив с себя поклажу своей гордыни, своих мнимых добродетелей, которые якобы мы с вами имеем, со смирением на коленях можно войти в Царство Божие. Другого пути нет.

Но апостолы, когда услышали это, ужаснулись. Они, которые оставили свои дома, своих родных, своих близких, оставили все свои попечения, которые разделяли с Иисусом Христом все Его скитания и ходили вслед за Ним, – не было у них ничего, как у этого богатого юноши, – но они и то ужаснулись и сказали: «Господи, кто же может тогда спастись?» (см. Мф. 19, 25) Вот он, правильный вопрос.

Возвращаемся к тому, с чего начали: кто же может спастись? Где спасение? Каким количеством добрых дел или духовных упражнений мы можем получить спасение? И Господь дает единственно точный и верный ответ, ради которого мы с вами здесь в этом храме и находимся. Господь Иисус Христос говорит: «Что невозможно человеку, то возможно Богу» (см. Мф. 19, 26). Вот, дорогие братья и сестры, где наше спасение. Спасение наше в Господе Иисусе Христе. Он нас спасет. Не за то, что мы исполнили закон, не за то, что мы хорошо умеем молиться, не за то, что мы хорошо умеем поститься, не за то, что мы такие милостивые и соблюдаем заповеди Божии, нет. По любви Своей к нам нас, грешных, недостойных, спасет Спаситель мира Господь Иисус Христос. Нам только нужно уподобиться этому верблюду, сбросить с себя все наше наносное ненужное самомнение. Не хвалиться, как этот богатый юноша: «О, я все соблюл от юности своей», нет. Смиренно сознавая свое недостоинство, просить у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он даровал нам жизнь вечную.

Вот он, ответ на вопрос: что делать, чтобы войти в Царство Божие? Иметь веру в Спасителя и Господа Иисуса Христа и жить жизнью Святой Церкви, сознавая свое собственное бессилие и невозможность спастись своими силами. Ибо что невозможно человеку, то возможно Богу. Аминь.

27 августа 2017 года