Приходской листок Троицкого собора, 40 (1061) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии в Неделю по Воздвижении

Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

(Послание к Галатам, 2 глава, ст. 16-20)

Евангельское чтение на литургии в Неделю по Воздвижении

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

(Евангелие от Марка, 8 глава, ст.34 – 9 глава, ст. 1)

Мученики Бидзин (Чолокашвили), Шалва и Элизбар Ксанские

Память 18 сентября (1 октября)

            Мученики Бидзин (Чолокашвили), Шалва и Элизбар Ксанские – грузинские князья, освободившие от персов Кахетию (Восточную Грузию). По требованию шаха Аббаса II все трое были выданы ему, с согласия грузинского царя Вахтанга V (1658 - 1675), принявшего ислам и известного под именем Шах-Наваза.

            Когда святых связанными представили шаху, то на обычный опрос отвечали, что они христиане. Никто не мог заставить переменить убеждение исповедников, стоявших на твердом исповедании веры Христовой. Шах Аббас, испробовав все возможные средства, включая посулы, угрозы и пытки, отослал Бидзина, Элизбара и Шалву к бывшему правителю Кахетии султану Алдаранскому, жившему тогда в Испагани. Султан, видя непоколебимость их, приказал отрубить после жестоких мучений главы Элизбару и Шалве, что и исполнено было на глазах Бидзина. Бидзина же он велел одеть в знак позора в женское платье и возить по городу на осле. Когда же и после этого Бидзин не поколебался в вере, его предали новым терзаниям и мучениям: тело его было разделено по суставам и, наконец, отсечена честная глава.

            Это событие совершилось 18 сентября 1660 года (по другим сведениям, мученики пострадали при шахе Сефи, сыне Аббаса II, в 1664 году). Святые тела мучеников были выброшены в выгребные ямы за городом. Ночью над ними воссиял свет, струившийся с неба. Увидев это, местные армяне унесли и сокрыли святые мощи в своей церкви. Через некоторое время мощи были перенесены в Карталинию и с честью погребены в Икортском монастыре близ города Гори.

Слово в Неделю по Воздвижении.

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Что у нас с вами есть самое ценное? Какую ценность имеет человек, и что для него значит эта ценность?

            Самое ценное, дорогие братья и сестры, заключается в том, что у нас есть душа. Мы не просто какие-то существа, подобные высокоорганизованным животным. У нас есть тело, которое живет по законам материального мира. И внешне глядя, можно действительно подумать, и некоторые так и считают, что человек – это не кто иной, как просто очень высокоразвитое животное с мозгом и с набором различных рефлексов, как врожденных, так и приобретенных.

            Мы имеем Откровение, и это Откровение от Самого Бога. Нам открыто Богом, что каждый из нас имеет душу, и эта душа – образ и подобие Божие. То есть мы с вами богоподобны. В каждом из нас искра Божия есть. И эта наша душа бессмертна. И вот эта душа, которая есть в каждом из нас, и есть самое главное в нашей жизни. Человек должен иметь для себя представление, что наиболее важно в его жизни, а что не так уж и важно; без чего он никак не может обойтись и не перестать быть человеком, а без чего вполне можно обойтись. Должна быть выстроено понятие такое – иерархия ценностей.

И сегодня мы с вами услышали евангельское чтение (Мк. 8, 34 – 9, 1), в котором говорит об этом нам с вами Господь Иисус Христос, указывает нам на то, что самое главное должно быть для нас. Он говорит нам такие слова: «Какая польза человеку, если человек приобретет даже весь мир, а душе своей повредит?» (см. Мк. 8, 36) Смотрите, какую ценность нашей душе полагает Сам Господь! Весь мир не стоит души одного человека. А почему такая ценность? Да потому же, об этом было только что сказано, что в нас образ и подобие Божие. А Бог есть Творец мира всего, видимого и невидимого. Бог – наш Отец, а мы – Его дети. И вот эта душа, которая вверена нам, которая является частью нашей, должна быть нами всемерно оберегаема, потому что наше тело и все желания нашего тела, то, как мы его лелеем, как мы его одеваем, как мы наше тело кормим, лечим его от всяких болезней, – эти заботы нам сопутствуют в течение всей жизни, но это краткий период существования человека. Потому что закончится жизнь тела, а жизнь души не закончится. И все заботы о нашем теле завершатся гробовой доской. И дальше уже нам никакой проблемы не будет: что там происходит в зарытом нашем теле, которое в земле лежит, как оно разлагается… Уже нам это будет совсем не интересно: как оно было украшено, какое было у него состояние физического здоровья, что на нем было надето.

А вот то, что с душой нашей произойдет, – вот это самое важное. Потому что душа-то наша, как богоподобная, имеет вечную жизнь. И жизнь ее земной жизнью, земным периодом для нас, людей, не заканчивается. Это как у бабочки бывает маленький такой инкубационный период, пока она пребывает в какой-то стадии куколки, а потом начинается новый период ее жизни. Так и у нас, только не совсем подобно этому. И у нас наш земной отрезок – это небольшой участок нашей жизни; а вся остальная наша жизнь принадлежит вечности. Но от того, как мы проживем краткий, но важнейший участок нашей жизни – земную жизнь, зависит наша вечная жизнь. Вот именно об этом и предупреждает нас Господь наш Иисус Христос.

Бог нам дал нашу жизнь. По Его воле мы пришли в этот мир. По Его воле мы родились. Придет время, мы из этого мира уйдем. Но если мы хотим для нашей души действительно доброго, для себя, для нашей души – это и значит для самих себя, душу же нельзя отделить от человеческого существа, – что нам нужно делать? Христос говорит удивительные слова, что мы должны сделать. Он говорит, что мы должны отвергнуться от себя (см. Мк. 8, 34). Вот удивительно, как это? Чтобы нам быть самими собой, нам, оказывается, нужно отвергнуться от себя. Как это так?

Бог, создавая весь мир и создавая нас с вами, не создавал зла. Зло возникло из-за нашего с вами уклонения от добра. Не Бог создал ненависть и не Бог создал обман, не Бог создал клевету и подлость, не Бог создал всевозможные скверны и извращения. Это человек, имея возможность творчества, вместо того чтобы приложить свое творчество к умножению добра, придумал и создал зло. Бог – источник добра. Бог – источник любви. И все, что принадлежит к святому, вечному, создано Богом. А, получается, мы – создатели греха. И смерть мы создали, потому что смерть возникла из-за уклонения человека от Бога вследствие греха.

Следовательно, отвергнуться от себя – значит отвергнуться от того греховного, что мы привнесли в этот мир. Ибо все святое Богу принадлежит. И мы святы настолько, насколько принадлежим Богу, и насколько Бог сияет в нашей душе, и насколько мы свою душу для Бога открываем. А насколько мы замыкаемся в себе, насколько мы проявляем свой эгоизм… А ведь все грехи как раз происходят, по-славянски говоря, из-за гордыни. А более понятно, на светском языке, – из-за эгоизма человека, когда он для себя все хочет получить, о себе думает, о себе заботится и не обращает внимания на то, как другие люди живут и что с ними. «Все только для меня» – это эгоизм. Вот это от этого эгоизма Господь Иисус Христос и предлагает нам отвергнуться. «Кто хочет за Мной идти, – говорит Спаситель, – пусть отвергнется от себя, возьмет крест свой и идет за Мной» (см. Мк. 8, 34).

А что такое крест? Жизненный крест – образное выражение. Те жизненные ситуации, в которых мы живем, которые нам приходится разрешать, в которых нам приходится принимать те или иные решения – это наш жизненный крест. Можно этот крест принимать и идти за Христом, а можно быть все время недовольным и роптать, и злиться, что жизнь так складывается. Бога люди проклинают, говорят: «За что мне такая жизнь? Зачем мне нужна такая жизнь?»

Образ этого очень нам известен по трем крестам, которые были на Голгофе, где посередине был распят Спаситель мира Господь Иисус Христос, а справа и слева были распяты два разбойника, которые получили это наказание за свои злодеяния. И вот один из этих разбойников богохульствовал и кричал Иисусу Христу: «Если ты Сын Божий, то повели, чтобы мы сейчас же сошли с креста». А другой вразумлял его и говорил: «Неужели ты не понимаешь, что мы здесь мучаемся, потому что мы это заслужили, а Он (имея в виду Иисуса Христа) никакого греха не сотворил». И обращаясь к Христу, он сказал: «Помяни мя, Господи, когда придешь в Царство Твое». И Господь ему говорит: «Истинно тебе говорю, сегодня же будешь со Мною в раю» (см. Лк. 23, 39–43).

Вот, дорогие братья и сестры, что значит взять свой жизненный крест.

Продолжается праздник Воздвижения Креста Господня. И нынешнее воскресение называется Неделей по Воздвижении. Наше внимание Святая Церковь обращает к тому, что самое главное в нашем существе, в нашей душе. Запомним эти слова Иисуса Христа, которые должны всегда нас вразумлять, когда мы чрезмерно заботимся о чем-то внешнем: «Что пользы человеку, если он весь мир приобретет, а душу свою погубит?» Услышим призыв Спасителя нашего: «Кто хочет идти за Мной, пусть отвергнется от себя, возьмет крест свой и идет за Мной». Аминь.

2 октября 2016 года