Приходской листок Троицкого собора, 43 (1064) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: «расточил, роздал нищим; правда его пребывает в век». Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы во всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

(Второе послание к Коринфянам, 9 глава ст. 6-11)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились; и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел, и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

(Евангелие от Луки, 7 глава, ст. 11-16)

Слово в праздник Иерусалимской иконы Божией Матери.

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            «Радуйся, чудес Христовых начало!» С такими словами, совершая вчера за всенощной акафист, мы обращались к Пречистой Преблагословенной Деве Марии Богородице, прославляя Ее.

            В этих словах объяснение того, почему мы так усердно почитаем Матерь Божию. В этом наша надежда, что по Ее предстательству Господь с нами совершит чудо. А откуда эта надежда? Откуда вообще такое словосочетание: «чудес Христовых начало»? В чем начало?

            Для этого, дорогие братья и сестры, мы должны с вами вспомнить евангельскую историю: какое чудо и почему первым совершил Господь Иисус Христос? И оказывается, что это чудо, на первый взгляд, довольно-таки житейское.

            А давайте подумаем: мы чаще всего с какими просьбами к Матери Божией обращаемся? Что, мы просим себе высокой духовной жизни? Что, мы просим себе развития всех наших чувств духовных? Да нет. Чаще всего мы просим о самых простых жизненных вещах Матерь Божию. Просим здоровья своим детям, своим родным и близким успеха. Просим, чтоб Она отвратила нас от беды. То есть мы еще до духовной жизни, в общем-то, практически не доросли и мало думаем о духовном и небесном, а больше, конечно же, надо признать, заботимся о земном.

            Итак, какое же первое чудо совершил Господь Иисус Христос? Первое чудо Он совершил в Кане Галилейской. Так евангелист и говорит: «Первое чудо совершил Господь» (см. Ин. 2, 11). А какие обстоятельства этого чуда? Зачем Он его совершил?

            Христа пригласили на свадьбу в простую деревенскую семью. И, вероятно, эта семья была маленького достатка, потому что начался свадебный пир, а у них уже и вино закончилось. Нечем больше гостей угощать. А дальше происходит интересное. Матерь Божия увидела это – Она тоже вместе с Сыном Своим была приглашена, – и озаботилась, и говорит Своему Сыну Иисусу Христу: «У них вина нет». То есть обычный житейский вопрос. И Христос реагирует сначала на это с высоты духовной жизни и отвечает: «Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришло Мое время», говоря о том, что Он пришел в этот мир души человеческие спасать, а не вино на свадьбе наливать. Но милосердие-то Божие проявляется в мелочах даже и в повседневной жизни, особенно милосердие Матери Божией. И Она видит все наши скорби. И, конечно же, были огорчены эти устроители свадьбы. Пригласили Христа, а у самих даже нечем Его угостить.

            Тогда интересно, что дальше происходит. Не Христос, а Матерь Божия говорит этим хозяевам-устроителям свадьбы: «Что Он скажет (то есть что Иисус Христос скажет), то и делайте». Она фактически вынуждает Иисуса Христа совершить чудо. «Что Он скажет, то и делайте». Вот важны эти слова Матери Божией. Запомним мы их: что Христос скажет, то нам и надо делать. Тогда Христос говорит: «Возьмите и почерпните воды». А рядом стояли большие каменные кувшины. По обычаю еврейскому они стояли, чтобы вода была для омовения: путникам ноги помыть, руки перед едой помыть. И пошли и зачерпнули этой воды, и подали на стол пирующим. И когда подали и попробовали, оказалось, что это вино, да такое прекрасное, что распорядитель пира, ну, по-нашему если сказать – тамада удивился и говорит: «Обычно всегда подают лучшее вино, а потом уже в конце, когда все утешатся, подают худшее. А вы лучшее сберегли доселе». И евангелист Иоанн Богослов говорит: «Так положил Иисус начало чудесам Своим» (см. Ин. 2, 1–11).

            Что же Иисус Христос сделал? Первое чудо – претворил воду в вино на бедняцкой свадьбе. Зачем же Он это сделал? В первую очередь, по милосердию, к которому обратила Его Матерь Божия. Впоследствии толкователи объяснят, что духовное значение этого чуда таково, что человек, который уверует в Христа, изменится так, как превратилась вода в вино. Чтобы вода превратилась в вино, чудо нужно. И чтобы мы из слабых и грешных сделались святыми, чистыми и добрыми, тоже нужно чудо. Конечно, в этом символ этого чуда. Но для нас в сегодняшний день, когда мы прославляем Матерь Божию, важны обстоятельства этого чуда. Как Матерь Божия внимательна к нашим нуждам! Еще мы ничего не попросили, а Она уже видит. И Она ходатайствует перед Спасителем и Господом Иисусом Христом, Который может все изменить и все исправить. Вот какова сила молитв Матери Божией! Ее заступничество и предстательство таковы, что по Ее слову Бог чудеса совершает.

            Но одно условие есть, очень важное. Вспомним эти слова, которые Матерь Божия сказала: «Что Он вам скажет, то делайте». Вот, что нам сказал Господь Иисус Христос, то мы должны стремиться делать. А кратко если обобщить, что сказал Иисус Христос, то мы должны стремиться любить друг друга, быть милосердными, прощать, а главное учиться, учиться этому великому, конечно же, дару любви. И если Бог видит, что мы будем стремиться к этому, Он благословит нас.

            Дорогие братья и сестры, сейчас мы пойдем на крестный ход, прославляя Пречистую и Преблагословенную Деву Марию Богородицу. Когда-то по Ее предстательству и молитвам Бог совершил чудо и оградил город Подольск от эпидемии холеры. И в честь этого чуда мы теперь так прославляем Пречистую Матерь ради иконы Ее Иерусалимской. Идя с молебным пением вокруг храма Божия, вспомним, как Она сильна в Своем предстательстве, и попросим у Нее, чтобы Она и о нас помолилась, чтобы вода нашей жизни, которая не имеет никакой силы, претворилась в вино веры, надежды и любви, чтобы мы очистились и стали лучшими: как оказалось это вино лучшим, чем было сначала, так и мы с вами по молитвам Матери Божией должны стать лучше. Обратимся и попросим у Нее сего благословения! Аминь.

            25 октября 2018 года

Слово на евангельское чтение о воскрешении сына наинской вдовы (Лк. VII, 11–16)

Прот. Александра Ганабы

            В чем уникальность нашей веры и в чем непреодолимая сила нашей веры? Наша вера – это наше с вами взаимоотношение с Богом. Не общественное – хотя общественное тоже, но в первую очередь наше личное взаимоотношение с Богом – вот что такое живая вера человека. Бог и человек. И опыт этого взаимоотношения у каждого верующего человека есть. Не каждый человек может изложить этот опыт. А может быть, и не каждый человек хочет об этом опыте говорить, и, тоже может быть, правильно делает. Но подлинная, истинная вера – не «разговороверие», не представление о вере, не идеология какая-либо, не учение какое-либо, а именно вера, и живая вера – это взаимоотношение Бога и человека. Причем объяснить это взаимоотношение практически невозможно.

            Вот только что мы с вами слышали евангельский рассказ о том, как Иисус Христос совершил чудо (Лк. 7, 11–16). Христос подходит к стенам города Навина, и навстречу Ему идет погребальная процессия (см. Лк. 7, 11–12). Что, те, которые несли умершего человека, знали, что к ним навстречу придет Христос? Нет, не знали. Что, та вдова, которая шла, погребая своего единственного сына, знала, что она встретит Сына Божия? Нет, не знала. Что, Сам Иисус Христос говорил Своим ученикам: «Вот, пойдемте к городу Наину, Я там величайшее чудо совершу: мертвого воскрешу»? Нет, ничего подобного не было.

            А что мы читаем в Евангелии? Христос подходит к стенам города Наина, видит погребальную процессию, видит вдову, которая горько плачет, потому что у нее вся жизнь обрушилась. Вдова – значит, мужа нет, сын единственный, как евангелист уточняет, значит, больше в семье никакого мужчины нет, надеяться не на кого. И что Евангелие говорит? Христос сжалился над ней и говорит ей: «Не плачь» (см. Лк. 7, 13).

            Вот как это понять? Как это объяснить? Сколько таких вдов в Израиле в то время было? Сколько таких вдов по всему миру было? И Бог, Вечный, Вездесущий, Всеведущий, обращается именно к этой вдове. Как это объяснить – такое внимание Бога к единственному человеку? Это понять рациональным человеческим разумом невозможно.

            Даже и обращались с такими вопросами к Христу. Произошел несчастный случай: башня упала в городе и задавила 18 человек. Ему говорят: «Да что это? Почему именно эти люди погибли, а не другие?» А Господь говорит: «А что, вы думаете, что эти люди были самые грешные? Нет» (см. Лк. 13, 4). «Много, – говорит Христос, приводит из Ветхого Завета свидетельство, – вдовиц было в Израиле. И только к одной был послан Илия – к вдовице из Сарепты Сидонской» (см. Лк. 4, 26). «Много, – говорит, – было и в этом городе грешников. Но если вы не покаетесь, то так же погибнете» (см. Лк. 13, 5).

            Значит, понять всю ситуацию промысла Божия и то, как Он относится к людям, практически невозможно. Но что такое с нами происходит? Мы все время задаем себе какие-то глобальные вопросы. А что будет со всем миром? Как будто кто-то нас поставил этим миром управлять. А что будет, когда будет конец вселенной? Как будто от этого зависит наша какая-то жизнь. А что будет с тем государством или с той общественной какой-то формацией? Ты о себе подумай, что с тобой будет, с твоей душой, что у тебя в душе. Что там, любовь или ненависть? Гадость и мерзость, в которую заглянуть страшно, или свет, который светит? Вот о чем подумай. А мы все размышляем: а почему Бог вот так создал мир, а не эдак? Да, действительно, а почему мы живем вот здесь, на севере, а не где-нибудь в Африке? Там было бы тепло и не надо было бы нам обогреваться. Задаем себе не те вопросы, которые должны бы задавать.

            Мы бы должны задать себе вопрос: а как нам быть добрее? А как нам научиться любить друг друга? А как нам научиться прощать друг другу? Нет, нам это не интересно. Нам не интересно, как нам научиться соблюдать заповеди Божии. Нам интересно, почему в Европе вот так грешат, а мы вот так еще не научились грешить. Вот ведь, действительно, есть что пообсуждать.

            К чему вот этот разговор о нашем интересе к общим вопросам и «неинтересе» к внутренним вопросам? А к тому, братья и сестры, что нет ничего ценнее нашей собственной души. И вера-то и заключается в том, что наша собственная душа общается с Богом. И почему Бог именно на нас воззрел? Не знаем. И почему мы здесь стоим и молимся в храме? А кто-то другой даже думать не хочет и не пришел сюда? Не знаем, почему так. Но радоваться надо тому, что мы здесь, что мы имеем возможность общаться с Богом, что Бог призвал нас, что Бог слышит нас, что Бог обращается к нам, а мы можем обращаться к Нему.

            Вот так и Он, Иисус Христос, шел мимо погребальной процессии и не прошел мимо, сжалился над этой вдовой и говорит ей: «Не плачь». И остановилась процессия. И Христос прикоснулся к одру смертному. И чудо совершилось: мертвый юноша восстал и заговорил (см. Лк. 7, 14–15).

            Почему Господь совершил это чудо? Неизвестно. Но совершил. Какая радость для этой вдовы! Казалось, все в жизни потеряно и жить незачем. А вот снова ее сын жив. А вот Сам Господь рядом с ней.

            Вот так и мы с вами в жизни ищем Бога, чтобы Господь к нам пришел, чтобы к нам прикоснулся, чтобы нашу умершую душу воскресил. Дорогие братья и сестры, на этом-то и основана вера. Не будем мучиться в бесплодных попытках разгадать промысел Божий и то, почему в жизни так устроено или по-другому устроено. Будем думать о том, как бы нам с вами держать в своих руках руку Божию, как бы нам с вами видеть промысел Божий, чтобы нам не случилось пройти мимо Христа и не заметить Его. А в жизни все это может быть.

            Вера – это наше личное общение с Богом. Бог лично каждого из нас знает, лично каждого из нас любит, лично, не общественно, не по каким-то законам, которым якобы Он подчиняется, нет. Бог никаким законам не подчиняется: ни законам логики, ни законам математики, ни законам этого мира. Бог Сам создал эти законы. Потому что Бог – это и есть любовь, которую не описать никакими формулами, никакими законами и не понять никаким человеческим разумом. Душой только мы можем понять Бога. Душой, которая откликается на любовь Божию. А для того, чтобы наша душа Бога поняла, она должна быть чистой. «Блажени чистии сердцем, ибо они Бога узрят» (см. Мф. 5, 8).

            Вот для этого мы в храме, вот для этого мы молимся, чтобы очистить свою душу, очистить ее от грязи греха, и чтобы нам увидеть Бога и общаться с Ним. В этом и есть вера.

            Дорогие братья и сестры, услышав сегодня в храме Божием повествование о великом чуде, которое по Своей любви Господь Иисус Христос совершил, воскресив сына единственного у наинской вдовы, обратимся к нашему Спасителю и Господу, чтобы Он обратил внимание и на каждого из нас. Пусть каждый из нас обратится и попросит, чтобы Господь увидел его личную жизнь и ему лично помог очистить свою душу и идти в этой жизни к спасению и вечной жизни. Аминь.

                        21 октября 2018 года