Приходской листок Троицкого собора, 44 (1065) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук. Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

(Второе послание к Коринфянам, 11 глава ст. 31 – 12 глава, ст. 9)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Вышел сеятель сеять семя свое; и когда он сеял, иное упало при дороге, и было потоптано, и птицы небесные поклевали его. А иное упало на камень, и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. А иное упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его. А иное упало на добрую землю, и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие. А упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол, и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись. А упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают. А упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются, и не приносят плода. А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце, и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

(Евангелие от Луки, 8 глава, ст. 5-15)

Слово на евангельскую притчу о сеятеле (Лк. VIII, 5-15).

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Мы с вами сейчас слышали притчу, которую рассказал Спаситель мира Господь Иисус Христос (Лк. 8, 5–15). Эта притча о нас с вами и о нашем отношении к тому благовестию, к тому слову Божию, которое мы с вами, так или иначе, слышим. Речь идёт не только о слове Божием как Священном Писании, которое сохранено для нас Церковью. Речь идет о любой благой вести о Боге, которую мы воспринимаем и через Церковь Христову, участвуя в ее Таинствах и молитвословиях, и которую мы воспринимаем через христиан, свидетельствующих нам об истине Христовой: кто своей благочестивой и чистой жизнью, кто добрым примером, а кто и правильным и праведным назиданием.            Иными словами, в этой притче Господь Иисус Христос говорит о том, что, так или иначе, каждый из нас в своей жизни обязательно сталкивался со словом Божиим, и образно раскрывает нам ту истину, что Своим промыслом Он вкладывает в сердце каждого семена веры. Поэтому в этой притче Господь изображает Себя сеятелем и говорит: «Вышел сеятель сеять слово – семя свое» (см. Лк. 8, 5). Вот, этот сеятель – это Христос, а семя, которое сеет сеятель, – это и есть благовестие о нашем спасении. Это призыв к тому, чтобы мы с вами пошли за Христом. И этот призыв слышал каждый из нас. И семечко – слово Божие – было брошено, и многократно, в душу каждого из нас.            Но о чем говорит притча? Она говорит о нашем отношении к этому слову Божию. Господь говорит: «Одно семя упало при дороге, и птицы небесные склевали его, и затоптано оно было» (см. Лк. 8, 5). О чем идет речь? Это речь идёт о том случае, когда мы практически не обращаем внимания на призыв Божий. Сам Христос поясняет, что это диавол приходит и похищает из нашего сердца слово Божие, и никакого плода это семечко не дает (см. Лк. 8, 12).

            Да, примеры мы можем видеть на своей жизни и примеры можем видеть вокруг себя. Когда люди слышат о Христе, слышат о вечной жизни, слышат о том, что у человека есть душа, но это не касается их сердца, – как будто действительно кто-то крадет эти слова. Они на них не реагируют. Этот «кто-то» – страшная сила. Этот «кто-то» – враг рода человеческого. Люди становятся нечувственными к благим и правдивым истинам, поэтому говорить им о том, что такое грех, бессмысленно. Мы говорим им о грехе, что тех или иных вещей делать нельзя, а они на нас смотрят, как будто мы какие-то инопланетяне: «Как так нельзя, когда мне хочется? Как так нельзя, когда мне нравится? Как так нельзя, когда мне приятно? Что еще за грех такой?»

            Вот это тот самый случай, когда диавол похищает слово Божие из сердца человека. Можно ли что-нибудь сделать в этом случае? Ведь это мы говорим и должны говорить не только и не столько о других людях, это я для примера привел. А нам надо слово притчи-то к себе обратить, к своей жизни. И подумать: а что, не бывало у нас, что живое слово Божие похищалось врагом из нашей жизни? Когда мы делали такие поступки, которые может сделать только человек, не знающий воли Божией? Что, никто разве из нас не делал так? Делал. Делал, но на тот момент, когда мы так поступали, слово Божие было из нашего сердца похищено. Если бы оно там было, мы бы убоялись этого греха. Мы бы не стали предавать себя в гнев или злобу, в скверну или нечистоту, в распутство или обман. Мы бы не стали этого делать.

            Так что делать, чтобы не похитил враг рода человеческого слово Божие из нашего сердца? Надо его отогнать. Надо прогнать его. Чем можно отогнать? Чем можно воевать на этого похитителя слова Божия?

            Сам Господь дал нам крепкое оружие против этого. Он сказал: «Сей род, – говоря о враге рода человеческого, – изгоняется только молитвой и постом» (см. Мк. 9, 29). Вот нам с вами оружие: молитва и пост. И как знак этого оружия, как твердое знамение – сила Честнаго и Животворящего Креста, которым мы себя ограждаем и которым прогоняем врага рода человеческого.

            Вот первое значение притчи, вернее, то, как мы можем и должны приложить к своей жизни ее слова.

            А далее Господь говорит: «А другое семя упало на каменистую землю и сначала дало всходы, а потом, когда взошло яркое солнце и начался зной, то, поскольку не было корня, раз на каменистой почве, то вскоре засохло» (см. Лк. 8, 6). И далее Сам Господь объясняет, что так бывает с теми людьми, которые сначала начинают веровать, и принимают веру, и принимают слово Божие, но когда наступает какое-нибудь гонение, или какие-нибудь неприятности, или сложности, легко отступают от веры (см. Лк. 8, 13).

            Вот этот пример тоже у нас перед глазами – пример безбожного нашего прошлого, пример атеистической жизни, которая была в стране нашей жуткой. Это все – пример отступления от веры. Значит, сердце было каменное у тех людей, которые, может быть, от своих родителей, или бабушек, или дедушек получили даже знание о Боге – даже знание! – но перед лицом гонений и сложностей, перед лицом атак на веру Христову отказались от своей веры.

Почва каменистая – камень, куда слово Божие не проникает. Надо нам на свое сердце посмотреть, нет ли там камня у нас. Проникает ли слово Божие в наше сердце? Какая почва нашего сердца? Как мы относимся к вере и не отступим ли мы, как те тогда, когда какие-то жизненные обстоятельства потребуют, как нам кажется, от нас поступить вопреки вере нашей? Как мы поступаем, когда мы делаем выбор, поступить нам по-Божьему или по правилам мира сего греховного? Если будем честны перед собой и совестливы, переберем свою жизнь, то увидим и можем даже посчитать, сколько раз мы по-Божьему поступали – если поступали, и сколько раз – скорее всего, постоянно – по законам сего безбожного мира.

            Да, сердце каменное. Что делает земледелец, садовод, огородник, если у него почва каменистая? Надо камни эти как-то выкорчевывать. Если они большие, как-то их разбивать на части, уносить. Если мелкие, как-то землю просеивать, какими-то инструментами, граблями, может, чтобы выбрать все камни. Выбрать, выбросить, чтобы почва была хорошая.

            Это образ, как нам надо разбивать свое сердце молотом покаяния, как расчищать, буквально согнувшись, как человек на огороде сгибается, идет, камушки вытаскивает… Нам надо в покаянии смирить свою гордыню, из-за которой и происходит окаменение нашего сердца, свое тщеславие, свое самолюбие, в конечном итоге – свой эгоизм, который побеждается буквально на коленях, на коленях перед Богом, с осознанием необходимости разрушить этот свой эгоизм и свою самость. Вот так мы можем разбить камень в нашем сердце и выбросить его.

            И далее Спаситель говорит о том, что ещё другое семя попало в землю, и дало хороший всход, и выросло. Но потом выросли сорняки в большом множестве, и сорняков было больше, и эти сорняки в конечном итоге заглушили хорошие всходы (см. Лк. 8, 7).

            Какая ясная и очевидная картина, которая очень подходит к нашей жизни! Сорняки нашей суеты повседневной, сорняки наших забот, пустых и мелочных, которые нас забивают ежедневно так, что мы забываем обо всем: и о душе своей бессмертной, и о заповедях Божиих, и о любви, и о добрых делах. Все это отодвигается на задний план. Ни о чем об этом мы не думаем, и оправдываем себя, что нам некогда. Некогда молиться, надо все успеть, множество дел. Некогда в храм прийти, потому что нам не собраться. Некому для кого-то сделать дело милосердия, потому что для себя-то и для своей семьи ничего не успеваем и устаем. И так эти сорняки высасывают из нас все соки. И доброе семя нашей веры, которое было, взрастало в нашей душе, погибает под натиском вот этой скверной, повседневной, мелочной, изнуряющей суеты (см. Лк. 8, 14).

            Ясен и выход из этой ситуации. Опять же, раз Христос приводит в пример земледелие, сельское хозяйство, понятно, что с сорняками делать надо: полоть, вырывать. Да не только листики, а вырывать с корнем. И землю рыхлить. И длинные корни находить. И все сжигать. И нет другого пути вырвать эти корни, кроме огненного Таинства Покаяния, когда нам приходится буквально выкорчевывать из своей жизни всю эту суету и все эти грехи, которые нас заглушают.

            Вот такой пример Господь дает нам с вами.

            А дальше все-таки он говорит и о том, что есть зерна, которые попали на добрую землю и дали прекрасный плод, и сторицею (см. Лк. 8, 8). Вот бы нам так, чтобы к нашим душам эти слова Иисуса Христа отнеслись! Чтобы это наши души были этой доброй землей, которая дала такой плод. Вот о чем нам надо молиться – о своем ответе Господу, чтобы наши души были доброй землей для слова Божия, и чтобы мы дали эти всходы (см. Лк. 8, 15).

            Какая прекрасная и простая притча! И маленьким детям понятная, и стареньким людям понятная – всем понятная во все времена. И 2000 лет назад, когда Господь ее рассказывал, и нам сейчас с вами – я думаю, всем прекрасно понятно, о чем Господь Иисус Христос говорил. Он говорил о том, что нам надо потрудиться над землею своей души. Потрудиться, оградить от воров, которые воруют слово Божие из нашей души, расчистить и разбить все камни и убрать их, чтобы они не мешали плодоносию души нашей в добрых делах. Вырвать все сорняки скверны, заглушающие в нас все доброе, и дать плод добрый. «Плод духовный, – толкует апостол Павел, – есть любовь, радость, мир, благость, милосердие, долготерпение, кротость, воздержание, вера» (см. Гал. 5, 22–23). Вот основные плоды, которые должна давать наша духовная жизнь.

            Попросим же у Великого Сеятеля, сеющего благовестие спасения, Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы нам, как мудрым земледельцам, потрудиться над своей душой и дать добрый плод жизни нашей. Аминь.

            28 октября 2018 года