Приходской листок Троицкого собора, 45 (91066) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам: я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром, и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

(Послание к Галатам, 1 глава, ст. 11-19)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях; и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: "отче Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучаюсь в пламени сем". Но Авраам сказал: "чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят". Тогда сказал он: "так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения" Авраам сказал ему: "у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их". Он же сказал: "нет, отче Аврааме; но, если кто из мертвых придет к ним, покаются". Тогда Авраам сказал ему: "если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят".

(Евангелие от Луки, 16 глава, ст. 19-31)

Слово на евангельскую притчу о богаче и Лазаре (Лк. XVI, 19-31)

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Где есть мера праведности? И существует ли такая мера, чтобы можно было бы человеку о себе сказать: «Я праведный»?

            «Праведный» имеет корнем своим слово «правда». А также праведный значит тот, кто поступает правильно, по правде в своей жизни. И нам важно знать меру праведности для того, чтобы в своих поступках и своей жизни к этой правде Божией, к этой праведности стремиться.

            Собственно говоря, отражением нашей с вами веры в повседневной жизни является наша праведность или неправедность.

            Важный вопрос. Важен он тем, что именно вера христианская, Сам Христос дает несколько, может быть, необычный ответ на этот вопрос, вернее непривычный, не такой, как нам кажется.

            До пришествия в мир Господа Иисуса Христа было у всех народов понятие о праведности и правильности жизни. Особенно же открыто это было богоизбранному народу еврейскому, который имел от Господа Откровение и имел Закон Божий. Этот Закон Божий имеет значение и до сегодняшнего дня, и те заповеди, которые даны были Богом через пророка Моисея на горе Синай всем людям, действительны и для нас, и мы должны их соблюдать.

            А вот тут начинается самое важное для нас. Чем мы будем отличаться от древних иудеев, которые знали этот Закон? Или от современных людей, не верующих в Христа, но знающих этот Закон? Или, может быть, даже от тех, кто именует себя христианами, но при этом живут не по-христиански?

            Казалось бы, простые слова содержатся в Законе – Моисеевом Законе Божием. Сказано там и о том, что нельзя красть, нельзя убивать, нельзя прелюбодействовать, нельзя завидовать. И встает, возникает тогда такая мысль: «А если я не крал, если я не убивал, если я в принципе никому не завидую, а если я никому особо плохого ничего и не делаю, а если я никого не обманываю, не лгу, то, наверное, я праведный? Я же ничего плохого не делаю». Иными словами можно сформулировать так: «Если я ничего плохого не делаю, то что, я уже праведный, хороший человек? Я уже, значит, достиг совершенства?». И такая мысль приходит очень ко многим людям. В принципе, неплохие мы, хорошие, которые действительно ничего плохого не делают. Но достаточно ли не делать ничего плохого? Достаточно ли этого, чтобы быть христианином? Может ли христианин сказать о себе: «Я ничего плохого не делаю, и поэтому я достоин Царства Божия. Я ничего плохого не делаю, и поэтому буду иметь вечную жизнь и вечное блаженство, потому что я хороший человек: ничего плохого, никакого вреда никому не сделал»? Правильна ли эта мысль или нет?

            Мы с вами только что слышали Евангелие, в котором передана притча, рассказанная Иисусом Христом (Лк. 16, 19–31). И вот в этой притче дается совершенно точный ответ на этот вопрос. Причем ответ дает не какой-либо мудрец человеческий, или философ, который рассуждает, или моралист, который анализирует разные этические воззрения. Нет. И очень простой ответ, и притча очень простая.

            Жил богатый человек, и жил хорошо. Хорошо одевался и каждый день проводил «светло», говорится в Евангелии. То есть в принципе ничего плохого не делал. Жил хорошо, наслаждался жизнью. Рядом с ним жил нищий по имени Лазарь. Даже скорее не нищий, а бедный. Ничего у него не было, и он особо ничего не просил. Рад был бы тем объедкам, которые оставались после пиршества богатого человека. Он болел, был весь в струпьях. Только животные оказывали ему милосердие: псы приходили и лизали его раны.

            Дальше, Христос рассказывает, умер этот богач. Умер и Лазарь. И вот богач, оказавшись во аде в страшных мучениях, возводит глаза свои и вдруг видит этого Лазаря, которого раньше не замечал и не видел. Жил хорошо, ничего плохого не делал, радовался, но Лазаря, между прочим, не видел. А тут он его увидел, потому что Лазарь находился на лоне Авраама, – у древних иудеев так обозначаются райские обители. И тогда он взмолился Аврааму и говорит: «Отче Аврааме, пошли мне Лазаря. Пусть он хотя бы палец в воде омочит и утешит жар мой, потому что я здесь мучаюсь» (см. Лк. 16, 19–24).

            Вот это начало притчи, которую рассказал Иисус Христос. Ясно, о чем она; но нужно немного пояснить, за что этот богач оказался в месте мучения. Что он плохого сделал? Он ничего плохого не делал. Да, братья и сестры, он ничего не делал плохого. Но он ничего хорошего тоже не делал. Он не оказал самого простейшего – он не оказал милосердия тому человеку, которого видел каждый день рядом с собой, который «желал напитаться» его объедками. Он был не милосердный.

            Вот вам и весь ответ на вопрос: «Достаточно ли не делать плохого?». Нет, категорически недостаточно. И об этом говорит Господь Иисус Христос. И этому и учит Христос. Учит в первую очередь быть милосердными и делать добро. Вот это самое важное – творить добро и милосердие в этом мире.

            Образно о нашей ответственности за наши поступки говорится во многих преданиях и сказаниях Православной Церкви. И многие православные знакомы со сказанием о видениях блаженной Феодоры – о мытарствах, в которых описывается символически, как душа, разлучившись от тела, проходит различные испытания, где душа отвечает за то, что она сделала во время своей жизни. И если обнаруживаются какие-то нераскаянные грехи, то душе приходится падать в место мучений. Вот так это описывается в видениях блаженной Феодоры.

            Но что интересно, там этих мытарств более 23, по-моему. Ну, кто прошел все мытарства и оказался невиновен ни в воровстве, ни в блуде, и даже ни в волховании и ни в ереси, то самое последнее мытарство, которое мало кто проходит в конечном итоге, – это мытарство немилосердия. То есть если ты был во всем праведен, но был немилосерден, не можешь ты войти в Царство Божие. Потому что Царство Божие – это царство любви и царство милосердия. И вот через милосердие-то как раз и можно войти в это Царство. И Господь тогда другие грехи простит. А вот кто не будет милостивый, тому трудно рассчитывать на прощение, потому что Сам Господь Иисус Христос сказал: «Какой мерой вы мерите, такой и вам отмерится» (см. Лк. 6, 38). И: «Суд без милости не сотворившему милости» (см. Иак. 2, 13).

            Значит, что нам нужно делать? Мы же сознаем свои грехи; мы же понимаем, что нам трудно ответить будет за все наши греховные поступки, за все то нехорошее, что мы делали. Нам надо быть милосердными. Если мы будем друг ко другу милосердными, то и Господь будет милосерден к нам. Будем друг другу прощать, и Господь нас простит. Будем видеть; не как этот богач жил только для себя и ни на кого смотреть не хотел, наплевать на всех хотел, равнодушный был. Он был равнодушный. Не будем равнодушными! Будем учиться видеть, кто нуждается в нашей помощи. Откроем свои глаза. Потому что потом уже поздно будет, и потом ничего не исправим.

            Вот в этой притче, которую рассказал Иисус Христос, мы дальше слышим, как даже пытается этот богач подумать уже о своих родственниках. Он говорит Аврааму: «Ну хотя бы тогда пошли этого Лазаря к моим братьям. У меня пять братьев. Они живут так же, как и я». То есть они тоже, видать, богатые и безразличные. Ему Авраам отвечает: «Но у них же есть Моисей и пророки», то есть Закон есть Божий, который в принципе рассказывает, в том числе, и о милосердии. А этот богач говорит: «Да нет. Они не очень этот Закон-то Божий чтут. Но вот если б кто из мертвых к ним пришел, вот того бы послушали» (см. Лк. 16, 27–30).

            Дорогие братья и сестры, это ведь о нас уже говорится. У нас с вами есть и Закон Божий, и пророки, и предания Церкви, и все у нас есть. Мы все имеем возможность узнать о том, как прийти ко спасению и вечной жизни, но мы, как эти братья у богача, этого не слушаем.

            Богач говорит: «Но вот если из мертвых бы кто пришел, того бы послушали». А Авраам ему отвечает: «Нет. Если не слушают Моисея и пророков, то и из мертвых кто воскреснет, того не послушают» (см. Лк. 16, 30–31). А кто из мертвых воскрес? Господь Иисус Христос. Это Он о Себе говорил. И действительно, так и оказалось. Не слушали в Ветхом Завете пророков – не слушают и Христа воскресшего, Который прямо говорит о зависимости жизни человеческой временной, земной, и жизни вечной.

            Дорогие братья и сестры! Не уподобимся не только этому богачу, равнодушному и безразличному, но и этим братьям его, этого богача. Послушаем воскресшего из мертвых Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Который очень простое правило нам дает: быть милосердными друг ко другу и любить друг друга. И тогда, если мы в чем другом и согрешили, то нам Господь простит. Не надо кичиться своей мнимой праведностью, думая, что если мы не совершаем каких-то грехов, не делаем злого, то уже это само по себе хорошо. Нет. Не делать злого – это норма. Это так и нужно. А вот чтобы войти в Царствие Божие, нужно делать доброе: дела милосердия и любви, и воспитывать в своем сердце любовь друг ко другу. И тогда научимся любить Бога.

            Дорогие братья и сестры, услышав сегодня в святом храме Божием притчу, которая учит нас не быть равнодушными и призывает нас быть милосердными, испросим у Спасителя мира и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он даровал нам этот великий дар любви друг ко другу и к Нему, Спасителю и Богу нашему, Ему же слава во веки веков. Аминь.

            4 ноября 2018 года