Приходской листок Троицкого собора, 48 (1069) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которую возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

(Послание к Ефесянам, 2 глава, ст. 4-10)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И вот, один законник встал, и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон, и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его, и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел той дорогою, и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел, и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу, и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

(Евангелие от Луки, 10 глава, ст. 25-37)

Слово на евангельскую притчу о милосердном самарянине (Лк. X, 25-37).

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Какой лукавый мы с вами имеем разум! Как легко мы постоянно себя оправдываем. Как будто нам разум, способность к мышлению и анализу даны для того, чтобы за всякую гадость, которую мы делаем, мы сами себя оправдывали. Ведь знаем, знаем, мозгами своими знаем и сердцем знаем, как жить по-Божьему. Знаем же, что надо быть милосердными? Знаем. Знаем, что надо прощать друг другу? Знаем. Но как легко мы всегда находим оправдания! «Ну как можно быть милосердным к этому человеку, если он пьяница окаянный? Так себя ведет бесчинно. Ну какое может быть к нему милосердие? Как это можно – с любовью к этим понаехавшим в тюбетейках относиться? Все заполонили, жить негде». Знаем, что это неправильно, но ведь находим себе всегда оправдание! Всегда находим.

            Какой же лукавый у нас разум! Лукавый потому, что поражен грехом. Нам от этого греха самооправдания надо избавляться. И самостоятельно вряд ли у нас это получится. Нам нужна помощь – помощь благодати Духа Святаго, чтобы у нас глаза открылись, и мы прекратили сами себя хвалить и увидели, что нам надо делать добрые дела. Мы не делаем этих добрых дел, а только языком рассуждаем, находим всякие причины, почему мы не можем их делать. То мы больные, то у нас времени нет, то мы детьми заняты, то мы внуками заняты, некогда нам делать добрые дела. Ну да, а нам-то самим кто какое доброе дело сделал? А чего это мы будем делать в ответ?

            Сейчас мы с вами услышали в Святом Евангелии притчу, которую рассказал Сам Господь Иисус Христос, причем человеку очень грамотному. Он рассказал эту притчу законнику. Этот законник лучше всех нас с вами знал Закон Божий. Но он подошел к Иисусу Христу с вопросом – собственно говоря, желая Его искусить. То есть посмотреть: как Он на этот вопрос ответит? Не то чтобы, получается, он истины искал, а подумал уловить в слове Иисуса Христа.

            Итак, что же мы сегодня слышали в Евангелии?

            Подходит законник к Иисусу Христу и спрашивает: «Учитель, что мне сделать, чтобы получить вечную жизнь?» Тогда у него Спаситель спрашивает: «А что в Законе написано?» Ну, законник прекрасно знает Закон и отвечает: «В Законе написано: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею крепостию твоею, всею душою твоею, всею мыслью твоею, и ближнего твоего, как самого себя». Господь ему говорит: «Правильно ты отвечаешь. Вот так поступай, и будет у тебя вечная жизнь».

            Да, казалось бы, чего проще? Однако лукавый ум срабатывает моментально. Законник задает тогда Иисусу Христу вопрос: «А кто такой ближний мой?», имея в виду: кого надо любить? (см. Лк. 10, 25–29).

            Вопрос не праздный. И многие законники ломали над этим голову. Потому что, читая священные книги Ветхого Завета, можно было сделать вывод, что ближний – это то ли человек твоего колена – а всего было 12 колен, племен израилевых, то ли ближний – это человек-иудей, то ли ближний – это твой самый родной, то ли ближний – это твой почитаемый и самый святой человек. И при этих рассуждениях можно было как бы два полюса взять. Ну, какие ближние – вот, священник, он в Ветхом Завете предстоял и жертву приносил Богу. Ближний он по происхождению, потому что иудей, по племени и ближний к Самому Богу. Куда уж ближе?

            А кто не ближний? Раз есть ближний, значит, есть и дальний? Ну да, есть. А кто такие эти дальние? Это неверные, язычники, не знающие Бога, самаряне, которые свою религию фактически предали, смешались с язычниками и были полуиудеи-полуязычники. Это, конечно, презираемые люди. Так рассуждал человек в Ветхом Завете. Так рассуждал и этот законник.

            Но что интересно, Христос-то принес новую заповедь, о которой в Ветхом Завете только ещё чуть-чуть говорилось, и было написано о любви. Но что это такое? Какая она должна быть, любовь? Это только Иисус Христос показал, какая нужна и должна быть любовь. Показал ее, когда взошел на Крест за наши грехи, чтобы жизнь Свою отдать, чтобы мы с вами не погибли, а имели вечную жизнь. А до Христа про такую любовь никто ещё и не слышал.

            И вот этому лукавому законнику Иисус Христос на его вопрос не отвечает. Спрашивает у Христа законник: «А кто мой ближний?», ждет законник ответа, а Христос не отвечает. Вместо этого рассказывает ему притчу. И говорит: «Один человек пошёл из Иерусалима в Иерихон. И на него напали разбойники. Все отобрали, избили и бросили его так, что он был еле-еле живой. Как раз тем же путем по случаю проходил священник. Посмотрел на него и дальше прошел» (см. Лк. 10, 30–31).

            Тут можно чуть остановиться. Что это такое? Избитый человек лежит весь в крови, а священник ветхозаветный мимо проходит? Важный момент: если бы священник ветхозаветный прикоснулся к крови человеческой, он бы был нечистым семь дней, согласно закону Моисееву, и не имел бы права приносить жертвы. Поэтому формально он прав. Он проходит мимо.

            Так же идет левит – это тоже очень почетный человек. Левиты – это племя, колено израильское. Все люди левитского колена ни в поле не работали, ни овец не пасли, не занимались никакими другими ремеслами – у них одно было занятие: носить скинию, когда народ Божий путешествовал (а скиния – переносной храм), или служить при храме, когда приносится жертва Богу. Ну, левит так же посмотрел и дальше прошел (см. Лк. 10, 32).

            А вот идет самарянин, Иисус Христос в притче рассказывает. Самарянин, тот самый, про кого я только что сказал: хуже язычников, предатель своего народа – смешался с неверными. И что он делает? Он берет этого больного, обвязывает его раны, омывает их, дезинфицирует вином, умащает елеем, кладет на своего осла. Везет его до ближайшей гостиницы, там просит комнату ему. Дает денег и просит, чтобы за ним поухаживали, пока он больной лежит, избитый весь. И говорит: «А когда я пойду назад, то еще дам тебе денег, если ты больше потратишь» (см. Лк. 10, 33–35).

            Вот такую притчу рассказал Иисус Христос на вопрос: кто мой ближний? И после этого Сам задает книжнику вопрос: «Как ты думаешь, кто из них, из этих троих, оказался ближним человеку, попавшему в беду?» То есть, как говорится, совершенно по-другому поставил вопрос. Тот, естественно, отвечает, как и каждый бы из нас ответил. «Тот, который сотворил милость», – говорит книжник. И тогда Господь говорит ему такие слова: «Иди и ты твори так же» (см. Лк. 10, 36–37).

            Вот, братья и сестры, что надо нам с вами отвечать нашему лукавому разуму, когда он придумает нам разные оправдания не делать добрых дел. Господь говорит нам: «Иди и ты твори так же. Твори дела добра. Твори дела милосердия: посещай больных, приходи к тем, кто нуждается в твоей помощи. Будь милосердным, и тогда Отец Небесный будет к тебе милосердным».

            Вот такую прекрасную и вполне понятную притчу мы сегодня в Святом Евангелии услышали.

            Росписи на храме – это тоже как Евангелие в картинах. Вот у нас есть роспись «Притча о милосердном самарянине». Видите, на осле везет человека склонившегося. А если мы присмотримся, то, особенно на древних иконах, тот человек, который попал в беду, которого разбойники избили, – он ликом пишется как Иисус Христос. Почему? Да потому, что делая доброе дело кому бы то ни было, мы Самому Христу это делаем. И поэтому, когда кто-то попал в беду, и мы помогаем человеку, попавшему в беду, это мы Самому Господу помогаем. И это не просто притча, не просто образ. А вспомните картину Страшного суда, которую Господь описал. Когда Он говорит: «Я был голоден, и вы накормили Меня. Я жаждал, и вы напоили Меня. Я был нагим, и вы одели Меня. Я был больным, и вы посетили Меня. Я был в тюрьме, и вы пришли ко Мне». Помните эти слова Господа? Что тогда Господь сказал? «Все, что вы сделали для ближних своих – для Меня сделали» (см. Мф. 25, 35–40).

            Вот, братья и сестры, что значит: «Иди и ты твори так же». Будем творить добрые дела – значит, Самому Господу сии дела мы творим. Значит, когда придет время Страшного суда, и придет Господь, и одних с правой стороны поставит, а других с левой, если мы будем добрые дела творить и дела милосердия, мы справа от Него окажемся. И нам скажет Господь: «Приидите, благословенные, наследуйте Царствие Мое, которое уготовал вам от сложения мира» (см. Мф. 25, 34). Вот и ответ на вопрос законника: «Что мне делать, чтобы получить жизнь вечную?».

            Братья и сестры, добрые дела, дела милосердия надо делать, чтобы получить жизнь вечную. А чтобы были силы делать добрые дела, нам нужно иметь веру в Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.

            25 ноября 2018 года