Приходской листок Троицкого собора, 49 (1070) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким; потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

(Послание к Ефесянам, 2 глава, ст. 14-22)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои, и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

(Евангелие от Луки, 12 глава, ст. 16-21)

Слово на евангельскую притчу о безумном богаче (Лк XII, 16-21).

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Сейчас мы с вами услышали очень простую и чрезвычайно ясную притчу, которую рассказал Господь Иисус Христос, для того чтобы мы с вами понимали, как нам нужно планировать свою жизнь.

            То, что жизнь необходимо планировать, – это понятно. Для того Бог, создавший человека по Своему образу и по Своему подобию, дал человеку разум и свободную волю, чтобы человек правильно использовал данный ему дар жизни. Ведь жизнь – это дар, подаренный нам Богом. Нашей заслуги в том, что мы родились, нет никакой. От Бога мы получили эту жизнь. А весь вопрос, зачем мы ее получили и как мы эту жизнь должны прожить? Вот он, вопрос вопросов. И Христос рассказывает простую притчу.

            У одного богатого человека случился огромный урожай. Он сам не ожидал, что у него такой огромный урожай будет. И он, этот богатый человек, говорит: «Что же мне делать-то? Ну что же, сломаю все свои житницы, старые, маленькие, поставлю большие, соберу туда свой урожай и скажу душе своей: “Душа моя, все у тебя есть, всего у тебя довольно. Ешь, пей, веселись”». А далее в притче Иисус Христос рассказывает: «А Бог говорит ему: “Безумный!”» (см. Лк. 12, 16–20).

            Вот обратим внимание на это слово, какое оно сильное. «Безумный! – говорит Бог. – В эту ночь у тебя душу твою истяжут (то есть ты умрешь). И кому ты все это оставишь?» (см. Лк. 12, 20). И дальше Иисус Христос завершает Свою притчу: «Так бывает с теми, кто для себя, а не в Бога богатеет» (см. Лк. 12, 21).

            Дорогие братья и сестры, а почему же богач-то безумный? Что он такого безумного сделал? Захотел построить такие большие хранилища для своего большого урожая? В этом его безумие? Почему его Бог называет безумным? Это очень важно нам понять.

            Да потому, что он планирует свою жизнь, не учитывая самого важного фактора. Он планирует свою жизнь, как будто Бога нет, как будто он сам властелин своей жизни.

            Вот очень похожее есть место в Псалтири. Там тоже это слово употребляется. «Рече безумен в сердце своем: несть Бог», то есть: «Сказал безумный в своем сердце: “Нет Бога”» (Пс. 13, 1).

            Так вот, когда человек планирует свою жизнь, не учитывая Бога, думает прожить без Бога и думает, что его план к чему-то доброму приведет, то он тогда безумный. Почему? Потому что, планируя жизнь только в размерах вот этой нашей краткой земной жизни, ты совершенно не учитываешь, что твоя жизнь вечная. И если ты раздумываешь только о маленьком участочке, с которого твоя жизнь начинается, и не берешь во внимание огромный участок твоей вечной жизни, ты действительно, получается, безумный. Это вроде как человек, который садится на какой-нибудь вид транспорта и, не успев подняться на одну ступеньку, быстро выскакивает из этого автобуса, и тот едет дальше без него. Почему? Да потому что наша временная земная жизнь – очень маленький отрезок от общей жизни, которую дал нам Бог. И мы в своем безумии думаем, что вот этот маленький отрезок – это все, и мы сами им распоряжаемся.

            Но ведь беда-то ещё и в другом. От этого маленького отрезка очень зависит то, какая же она будет у нас, эта жизнь вечная. Вот, космический корабль на орбиту выпускается. Из того, какая будет начальная часть взлета, будет ясно, какая будет эта орбита. От угла этого взлета, небольшого отрезка, пока ракета преодолевает земное притяжение, будет зависеть, какая будет вечная орбита у этого корабля. Так же и наша жизнь земная. От того, как мы этот короткий отрезок проживем, зависит наша вечная жизнь. Но кроме того, когда мы планируем, как мы будем жить этот короткий отрезок, мы тоже должны понимать, что над нами есть высшая сила и высшая воля.

            Более того, Бог изложил Свою волю к нам, чтобы мы знали, что мы должны делать для того, чтобы наша краткая временная жизнь перешла в прекрасную вечную. Он дал нам простейшие заповеди. И среди этих заповедей первейшая – заповедь любви к Богу и людям. И если мы это отметаем, если мы этого не принимаем, то тогда действительно мы безумны. Мы меняем кратенькое возможное удовольствие, которое мы можем получить гипотетически в этой короткой нашей временной жизни, на потерю величайшего блаженства в жизни вечной.

            Так что же этот богач-то? Чем он так безумен? Только ли тем, что он хотел сломать вот эти свои хранилища? Нет, не только этим. А мы слышали, что он ведь и не ожидал, что у него такой урожай будет. Он ничего для этого не сделал, палец о палец не ударил. Не сказано, что он применил какие-то новые удобрения. Не сказано, что он вывел какие-то семена. Не сказано, что он как-то особенно поливал или нанимал каких-то работников. Да нет, просто дар Божий ему.

            Ну вот: когда тебе что-то подарили, что нужно в первую очередь делать? Над чем ты сам не трудился. Что? Поблагодарить надо.

Даже в голову не пришло Бога поблагодарить.

            А мы разве не так? Мы-то как поступаем? Мы когда про Бога вспоминаем? Когда нам плохо. Когда у нас кто-то заболел. Когда мы сами заболели. Когда у нас беда. Когда у нас несчастье. Вот, дай, Бог, мы еще вспомним. Да еще как вспомним-то. Вспомним: «О, за что это нам такое? О, что это мы, чем это мы так виноваты? За что нас Бог наказывает?» Вот так мы вспоминаем Бога. А благодарить Бога за постоянный дар жизни, который Он нам дает, благодарить Бога за то, что мы имеем и получаем от Него – это мы умеем? Увы, нет.

            Вот в притче-то Иисус Христос и рассказывает, что нам надо, чтобы быть разумными, а не безумными: в первую очередь научиться Бога благодарить за то, что нам Бог дает. И тогда мы не так будем планировать. Есть даже одна такая хорошая пословица у людей благочестивых. Они не говорят: «Вот, сделаю так-то и так-то». Они говорят: «Если даст Бог, то поступлю так-то и так-то». Или говорят: «Если Бог благословит, то сделаю так-то и так-то». Вот это разумный подход. Помолясь, благословясь на доброе дело, приступать – это разумный подход. А объявить: «Вот, в 80-м году коммунизм будет! – Один деятель у нас советский был такой, говорил: – Все, Церкви не будет. Попа последнего по телевизору покажу, и будем жить в раю на земле. Вот так», – это не безумие? Безумие. И мы это безумие видим, видим, к чему приводят планы, которые не подтверждены Законом Божиим, планы, которые не соответствуют воле Божией. Они в прах развеваются. Вся Псалтирь, между прочим, об этом говорит: что будут развеяны в прах все замыслы ненавистников, все дела человекоугодников, и льстецов, и кощунников. Все развалится. Только путь праведный приведет ко спасению. Вот в чем безумие планировщиков жизни без Бога.

            А что еще не так сделал в притче этот богач? Бога не поблагодарил. И ему даже в голову не пришло, что у него-то урожай, что он богатый, а вокруг него люди живут – у них, может быть, нет такого урожая? А может быть, они не такие богатые? «Себе, себе настрою житницы. Буду есть, пить, веселиться. А там другие как хотят, меня не касается». Вот второе безумие этого богача. Невозможно человеку, благоденствуя самому, пребывать в подлинном счастье. Вот ему Бог и говорит: «Душу твою истяжут. Кому все это оставишь? Так бывает с теми, кто для себя, а не в Бога богатеет». «С собой, – говорит народная пословица, – ничего на тот свет не возьмешь». Только если ты в Бога богатеешь.

А как это – в Бога богатеешь? А это значит творить добрые дела. В Бога богатеет тот, который не для себя, а для другого делает. Вот это уже он в Бога богатеет. Когда мы что-то не для своего эгоизма, не для своего удовольствия делаем, а для другого человека, кому-то помогаем, кого-то поддерживаем, кого-то укрепляем – вот что значит в Бога богатеть. Быть милосердными и творить добрые дела. Вот это мудро. Вот это мудро – творить добрые дела. А жить для себя – безумно.

            Дорогие братья и сестры! Прекрасную притчу мы услышали сегодня, рассказанную Самим Господом Иисусу Христом. Как бы нам иметь и разум мудрый, и сердце любящее, и уши к отверзению истинного смысла? Чтобы нам не просто услышать эту прекрасную притчу, а чтобы жить нам так, как учит нас Спаситель и Господь наш Иисус Христос, Ему же слава во веки веков. Аминь.

            2 декабря 2018 года

Слово в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Вера наша в Спасителя и Господа Иисуса Христа – это вера в жертвенную любовь Божию. Бог открывает нам великую истину о том, что подлинная, настоящая любовь – это жертва.

            Очень трудно это понять современному миру, который подразумевает под словом «любовь» некую радость и удовольствие. И ищет человек, не знающий Бога, прежде всего удовлетворения для себя самого: вот чтобы мне служили, и чтобы я радовался, и чтобы мне было хорошо. Но в том и суть Божественной любви, и в том и суть нашей жизни, и в том суть Божья, что истинное благочестие и истинная любовь – жертвенные, то есть когда я от себя отдаю другому. И этому Бог на протяжении всей истории человечества учил людей: жить не для себя, а отдавать другим. И как первое начало, как пример Господь дает заповедь о жертвах (см. Втор. 16, 16–17), чтобы человек из всего того, что он приобретает, отдавал часть Богу, просто отдавал, отдавал как жертву, не требуя ничего взамен.

            Это не торг. Это не то, что «я вот тебе даю, а ты мне в ответ дай тоже». Нет. Человек отдает Богу жертву, осознавая величие Божие и осознавая, что он-то сам, человек, существует благодаря Богу, и жизнь его – это дар Божий. И когда мы отдаем что-то от своего Богу, тем самым мы показываем, что свою человеческую волю мы желаем предать в волю Божию. Это было в мире ещё до пришествия Спасителя Господа Иисуса Христа – закон о жертвах.

            И сегодня мы на богослужении слышали ветхозаветное чтение, в котором повествуется о скинии – древнем переносном храме, где приносили Богу жертвы, и о храме Соломоновом, в котором, тоже единственном во всем мире, приносили жертву единому Богу.

            Когда человек учится приносить жертву Богу, он потихоньку начинает понимать, что надо жертвовать не только Богу, но надо жертвовать и людям, потому что человек – это образ и подобие Божие. И когда мы делаем что-либо не для себя, а для другого человека, совершаем какое-то доброе дело, жертвуем, не ожидая ничего взамен, то тем самым это такая же жертва Богу. Отсюда эта и заповедь двуединая о любви к Богу и людям (см. Мф. 22, 37–39).

            Какое же отношение имеет сегодняшний праздник к этому великому учению, этой истине о жертве Божией? Господь Иисус Христос пожертвовал Самого Себя, чтобы никто из нас не погиб, но имели бы мы жизнь вечную (см. Ин. 3, 16).

            А прообраз этой жертвы мы не только в Ветхом Завете видим, но мы видим эту жертву в самом начале истории Нового Завета, когда Иоаким и Анна, родители Девы Марии, совершают жертву Богу. Они отдают самое дорогое Богу. У них ведь не было детей до преклонного возраста. И они дали обет: если Бог дарует им ребенка, они посвятят его Богу. И когда исполнилось то, о чем они мечтали, и на склоне их лет, в преклонных годах у них родилась маленькая Девочка, как хотелось бы им, чтобы Она радовала их, и была бы вместе с ними, и была утехой в их старости! Но они помнили о своем обещании Богу. И они исполняют перед Богом свой обет, свое обещание. Когда маленькой Девочке исполнилось три года, они приводят Ее ко храму Божию и вводят Ее в храм Божий, отдавая на воспитание. Они отрывают от себя свое любимое Чадо и отдают в жертву Богу.

            Это великая жертва. Каждый человек, который размышляет о том, что бы дать Богу, все-таки в глубине души держится за то, что ему ближе всего. Ближе всего Иоакиму и Анне был их благословенный Ребенок. И они все равно исполняют свой обет перед Богом.

            Дорогие братья и сестры! Сегодняшний праздник показывает нам пример и учит нас в своей жизни иметь жертвенную любовь. Оторвать от себя, от своих желаний, от своих стремлений для добрых дел то, что нам дорого. Это очень важно, когда мы делаем доброе дело не по остаточному принципу: на тебе то, что мне, может быть, не так и нужно, – а когда мы вкладываем свою душу, свое умение, свои силы, свои нервы, свое здоровье, жизнь свою вкладываем для кого-либо другого. Вот это и есть подлинная христианская жизнь. «Друг друга тяготы носите, – говорит апостол, – так исполните закон Христов» (см. Гал. 6, 2).

            Иоаким и Анна дали обещание пред Богом и выполнили его. Мы тоже с вами давали обещания перед Богом перед Святым Крещением быть христианами, жить по-христиански. Жить по-христиански – значит любить Бога и ближних. Любить Бога и ближних – значит жертвовать Богу и ближним самое дорогое, что у тебя есть. Далеки мы от этого святого идеала. Но для того Церковь и ведет нас с вами по жизни, чтобы делать нас лучше, чтобы нас укреплять, чтобы нам помогать, чтобы нас вразумлять, чтобы нас вести по этой жизни. И ныне, встречая праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, мы попросим у Нее благодатной помощи, чтобы нам подражать Ее благочестивым родителям, которые исполнили свой обет Господу. Мы попросим у Нее, чтобы Она, Которая всю Свою жизнь предала в жертву Богу для спасения рода человеческого, помогла и нам не себе служить, но ближним, и быть со Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, отдавшим Себя в жертву за жизнь всего мира, Ему же слава во веки веков. Аминь.

            3 декабря 2018 года