Приходской листок Троицкого собора, 02 (1075) 2020 г.

 

Апостольское чтение на литургии в Рождество Христово

Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

(Послание к Галатам, 4 глава, ст. 4-7)

Евангельское чтение на литургии в Рождество Христово

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, царь Ирод встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском; ибо так написано через пророка: "И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля". Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли: и се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

(Евангелие от Матфея, 2 глава, ст. 1-12)

Слово в праздник Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Мы собрались в храм, чтобы встретить удивительное, уникальное событие в истории человечества. Мы собрались в храм, чтобы праздновать Рождение Богочеловека.

            Понять разумом, что мы празднуем, невозможно, потому что Бога вообще понять невозможно. Но мы празднуем Рождество Господа и Бога. Вот, Бог родился в мир. И что теперь нам с этим делать? Что делать с этим фактом? Нравится Он нам, не нравится, но это факт: Бог родился в мир. А дальше встает вопрос: а к нам-то это какое имеет отношение?

            Вот, сегодня мы в Евангелии услышали (Мф. 1, 18–25): Иосифу поручили ухаживать за Девицей из храма Божьего, а он узнает, что Она беременна. Что ему делать? Как ему поступить? Что делать нам с тем непреложным фактом, что Бог родился в мир?

            Вот, мы видим на иконе маленького Младенца. А как в семьях воспринимают весть о том, что младенец родился? Ведь одни думают: «Ну вот, родился. Значит, теперь сна не будет, покоя не будет. Думай, где доставать все эти бутылочки, во что одевать, чем кормить. Потом начнутся болячки, к каким врачам ходить…» Разве не так? Правда, в некоторых семьях узнают и говорят: «Господи, радость-то какая! Счастье какое! Будет младенчик расти, мы будем смотреть на него, радоваться. Он будет нам улыбаться. Мы будем вместе с ним возрастать и учиться».

Но проблемы-то все равно остаются. Младенец возрастает, его надо воспитывать. Не просто накормить или одеть. Его надо чему-то научить. Надо его научить правильно поступать. А для этого, наверное, надо самим давать хороший пример.

Но что это такое? Какая наша реакция? «Мне надо о себе подумать. Мне нужно с друзьями встретиться. Мне нужно о себе позаботиться, для себя пожить. А я тут должен, или должна, за ребенком все время смотреть. Это что за жизнь такая? Это каторга». А другой говорит: «Никуда бы не отходила от своего ребенка. Как интересно с ним общаться! Как много узнаешь нового! Как сам становишься чище!»

            Мы говорим о том, что Бог родился в мир. И мы говорим о том, и желаем друг другу, чтобы Бог родился в нашем сердце. Так вот, Бог родился уже в сердце каждого из нас. Но делать-то что мы с этим будем? Как мы поступим? Обрадуемся мы тому, что Бог в нашем сердце родился?

Если мы обрадуемся об этом, то надо беречь свою веру, надо заботиться о своей вере. Надо охранять ее. Надо духовно кормить свою душу, чтобы душа была сыта Духом. Надо мыть, очищать свою душу от грязи греха. Надо стремиться творить добрые дела. Если Бог родился в нашей душе, надо быть вместе с Ним.

            Но можно и прогнать. Но, в конце концов, можно и убить. Некоторые матери-то легко на это идут. Идут и говорят: «Это операция такая, подумаешь. Аборт называется. Что особенного?» Правда, можно убить. И Бога можно убить. А почему нет? Вон, иудеи ко Кресту прибили и думали – все в порядке. Правда, Он на третий день воскрес, но они в тот момент об этом не думали.

            Бог родился. И вот задаем себе вопрос: что мы будем с этим делать?

            Если мы возрастим в своей душе жилище для Бога, и Господь будет обитать в нашей жизни, то будет так же, как когда хороший родитель воспитывает своего ребенка, и наступает время, и его сын или дочь становятся ему опорой, и уже сын или дочь решают все его проблемы, и уже сын или дочь о нем заботятся, и уже ни о чем не думает счастливый родитель.

            Так и если вера вырастает в сердце человека, и Бог обитает в душе человека, он обретает непоколебимый краеугольный камень основания своей жизни. Ему не надо ни о чем беспокоиться. Господь о нем побеспокоится. И не только в этой временной жизни, которая очень быстро пролетит, а в жизни вечной. Господь, Который родился в душе человека, дарует ему вечную жизнь.

            Ну а тот, который прогонит Господа, не накормит Его, не напоит, не будет ничего хотеть общего, чтобы не беспокоиться ни о чем, а жить только для себя, он-то на что обопрется, когда эта краткая жизнь окончится? Где он какую опору найдет? Не будет никакой опоры у него.

            Вот, дорогие братья и сестры, Святая Церковь ныне в пресветлый праздник Рождества Христова, предлагая нам рассмотреть икону Богомладенца Иисуса Христа, свидетельствует нам: Бог родился в мир. Ну а мы давайте для себя решим, что мы будем с этим делать. Аминь.

            6 января 2019 года

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО
ЮВЕНАЛИЯ
СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ
И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ


Возлюбленные о Господе
служители алтаря Господня,
всечестные иноки и инокини,
дорогие братья и сестры!

            Явление Бога миру через Рождество Богомладенца Иисуса предивнее всех чудес, восклицает преподобный Феодор Студит, и отмечает особенность совершившегося: день радости достиг дверей наших, то есть касается каждого.
            Как трогательно повествует об этом Святое Евангелие, донося до нас весть о священных событиях древности: о вифлеемских пастухах, пришедших поклониться Сыну Божию, о мудрецах, ведомых звездой к яслям, где возлежал Спаситель мира, о Божией Матери, со смирением и любовью слагавшей увиденное в сердце Своем (см.: Мф. 2; Лк. 2)!
            Священноисповедник Афанасий (Сахаров, +1962) писал, что праздник Рождества можно по преимуществу считать праздником мира. Поэтому надлежит нам в святочные дни потрудиться ради созидания мирного устроения собственной души и жизни своих близких, а также помолиться о мире всего мира, о соединении всех в вере и созидании любви и добра.
            Ликованию о Христе Родившемся всегда бывают сопричастны дети, о которых Спаситель сказал: «Пустите их и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19:14). Сегодня в условиях религиозной свободы мы имеем возможность и должны всемерно способствовать развитию духовно-нравственного просвещения и воспитания подрастающего поколения. Как учил святитель Тихон Задонский (+1783), рассуждая о значении приобщения детей к вере для судеб народа и страны, «чему в юности научаемся, в том, и в совершенный возраст придя, пребываем, как молодое дерево, к которой стороне приклонится, так и стоит до конца».
            В наступающем году мы будем с благодарностью вспоминать наших героев, завоевавших Победу в Великой Отечественной войне. Три четверти столетия прошло с тех пор, и не меркнет слава защитников Отчизны.
            Сердечно поздравляю всех Вас, возлюбленные, с мироспасительным праздником Рождества Христова, благодарю за усердные труды во славу Святой Церкви, молитвенно желаю Вам здравия и во всем благого поспешения!
Благословение Родившегося Спасителя мира да пребывает со всеми вами!

+ Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский