Приходской листок Троицкого собора, 06 (1079) 2020 год

Святой мученик Неофит

Память 21 января (3 февраля)

            Святой мученик Неофит, родом из города Никеи, был воспитан своими родителями в строгом христианском благочестии. За доброту, воздержание и постоянную молитву Богу угодно было еще в отрочестве прославить святого Неофита даром чудотворений. Подобно Моисею, святой отрок извлекал воду из камней городской стены ударом руки и поил этой водой страдавших жаждой. По молитве матери святого Неофита, просившей открыть ей Промысел Божий о сыне, произошло чудесное явление белого голубя, возвестившего об ожидающем его спасительном пути. Явлением того же голубя святой выведен был из родительского дома и приведен в горную пещеру, служившую убежищем льву. Там прожил отрок до пятнадцати лет, выйдя из нее лишь раз для того, чтобы похоронить родителей и раздать имущество нищим.

            Во время гонений Диоклетиана (284 - 305) он добровольно явился в Никею и смело начал обличать нечестие языческой веры. Пришедшие в ярость гонители повесили святого на дереве, били его воловьими жилами и строгали тело железом. Затем бросили его в раскаленную печь, но святой мученик остался невредимым, пробыв в ней 3 дня и 3 ночи. Мучители, не зная, что сделать еще с Неофитом, решили убить его. Один из язычников вонзил копье в грудь святого, и страдалец отошел ко Господу на 16-м году своей жизни, около 303 - 305 года, в Никее.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Слово сие верно и всякого принятия достойно. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Проповедуй сие и учи. Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

(1-е Послание к Тимофею, 4 глава, ст. 9-15)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он; но не мог за народом, потому что мал был ростом. И, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его; потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее; ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел, и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку. Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

(Евангелие от Луки, 19 глава, ст. 1-10)

Слово в Неделю о Закхее

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Каждый верующий человек стремится к тому, чтобы с ним был Бог. Собственно говоря, наша вера и заключается в том, что мы желаем жить с Богом. Желаем. Хотя на самом деле мы видим, насколько мы недостойны этого. Если мы серьезно рассматриваем состояние своей души, то мы чувствуем: ну как Бог может пребывать в нашем сердце, когда столько всего в нашем сердце плохого, нечистого, грешного?

Только что в Евангелии мы с вами слышали повествование, внимательно рассматривая которое, мы увидим путь к тому, чтобы Бог пришел к нам и жил вместе с нами.

Что же мы слышали только что? Иисус Христос пришел в город Иерихон. В этом городе жил человек, который занимал большую должность. Он был начальником сборщиков податей, то есть, сказать по-русски – налога. Короче говоря, начальник налоговой не то чтобы инспекции, а скорее всего полиции, если говорить по-современному. Этого человека, с одной стороны, боялись (кто же не боится сборщиков налога?), с другой стороны, крайне не любили. Не любили потому, что налоги-то он собирал для поработителей – римлян. И, фактически, собирая эти налоги в пользу римлян, он был прислужником, можно сказать, оккупантов, которые захватили Израиль и Иудею. И, конечно, как такой предатель он вызывал презрение, которое, впрочем, боялись ему высказывать, потому что он имел большую власть. Ну, и как всегда это бывает, когда он эти налоги собирал, он себя, конечно, тоже не забывал, и так умудрялся, что и в свой карман достаточно клал. И поэтому Евангелие замечает, что он был богатым. И вот этот богатый, страшный – с одной стороны – человек, презренный – с другой стороны – человек, желает увидеть Иисуса Христа, а Христос пришел в город. Но у него не получается, потому что у него физический недостаток был. Он был очень маленький ростом. И люди, которые окружали Иисуса Христа, закрывали ему эту возможность. Он только спины людей видел, Самого Христа не мог увидеть (см. Лк. 19, 1–3).

Дорогие братья и сестры, если вот здесь остановиться и немного поразмыслить… Этот Закхей, который маленький ростом, и который грешный, и который не может увидеть Иисуса Христа, – это еще и образ нашей с вами души. Мы в жизни своей не видим Христа. Нам заслоняют Его, как спины людей, наша повседневная суета, наши пустые порой хлопоты и заботы. Поэтому мы не видим Христа в своей жизни. И как образ нашей души – Закхей; разве мы не видим своих грехов? Подобно Закхею, мы и обманываем, и бываем нечестными, и бываем предателями – все это происходит с нами. Вот почему мы в жизни своей повседневной чаще всего не видим Христа. Заслоняют нам грехи наши возможность увидеть Христа.

Что же тогда делает Закхей? Он очень хотел увидеть Христа. Он видит направление, по которому идет Иисус Христос, забегает вперед этого пути и залезает на дерево (см. Лк. 19, 4).

Ну вот подумайте: важный человек, большой начальник – и, как мальчишка, залезает на дерево. Это довольно смешно, наверное, даже выглядело. Но он не обращает на это внимания. Он лезет на это дерево. Он отбрасывает свою важность, свое самомнение, свою гордыню, свое тщеславие – все то, что так ценится в этом мире, он это отбрасывает. Он не думает о том, что на него пальцем будут показывать или смеяться, он лезет на это дерево. Почему он на него лезет? Он желает увидеть Иисуса Христа. Ему хочется увидеть Иисуса Христа.

Дорогие братья и сестры, вот и еще указание для нас с вами. Чтобы увидеть Иисуса Христа, нам надо отбросить свое ложное тщеславие, лживое самолюбие свое, свою гордыню, когда мы из-за гордости не прощаем друг другу, когда мы из-за своего самолюбия других обижаем, когда мы из-за своего тщеславия видим только себя самих и о себе, любимых, заботимся, а вокруг людей не замечаем. Вот если мы этого не отбросим, как отбросил Закхей, то не видать нам Бога в душе нашей.

Закхей отбрасывает. Лезет на дерево. Что же за дерево это такое? Святые отцы, объясняя содержание Евангелия, говорят, что это дерево не что иное, как образ Церкви. Церковь помогает нам подняться, подняться над этим миром. Церковь как животворящее древо, которое корнями своими уходит в Самого Господа, и подымает нас на ветвях своих. Вот образ древа. Сами мы подняться не можем. А Церковь поднять нас выше суеты, выше наших грехов может. Но надо постараться. Он же, Закхей, не просто так сел под дерево и ждал, когда Христос к нему придет. Ничего подобного. Он трудился. Он лез. Может быть, ногти срывал, может быть, руки, колени царапал, но лез и лез наверх. Так и нам с вами надо подниматься наверх по стволу Церкви Христовой. Не все получается сразу. Не получается хорошо молиться. Не получается хорошо поститься. Не все церковные заповеди получается исполнять. Надо приложить усилия, невзирая ни на что. Да, духовно царапаемся, ногти ломаем, но лезть наверх. Для чего? Чтобы увидеть Иисуса Христа.

Что дальше в Евангелии происходит? Смотрите. Иисус Христос подходит и обращает внимание на этого Закхея. Рядом с Ним много народу. Все внимают Христу. А Христос обращается к этому Закхею и говорит: «Слазь быстрей. Мне сегодня нужно у тебя быть в доме». И обрадовался Закхей. И быстрей побежал к себе в дом, и приглашает Иисуса Христа. И Христос приходит к нему в дом. Радость большая для Закхея. Но не очень радуются те, которые окружали Иисуса Христа. И между собой рассуждают: «Как это так? Он к такому грешнику пришел в дом и вместе с ним разделяет трапезу» (см. Лк. 19, 5–7). Ни для кого не секрет был, что Закхей грешник. И вот эти люди уже и Христа готовы осудить, и осуждают Его.

Что же делает тогда Закхей? Обратим на это внимание. Хотя следует обратить нам внимание на то, чего нам не нужно делать. Не нужно быть похожими на этих людей, которые пальцем указывали на Закхея и говорили: «Вот он какой грешник. И как это к нему еще Бог пришел?» То есть они думают, что к ним-то, конечно, придет Бог, они достойны. А к этому-то грешнику не придет никогда. Он недостоин. Но не таков Иисус Христос. Он пришел, чтобы всех спасти, и в первую очередь грешников. Об этом Он Сам в Евангелии сегодня и сказал. К этому мы чуть дальше подойдем. Потому что Закхей, услышав этот ропот, выходит на середину и перед всеми объявляет: «Я пол имения своего (то есть того, что имею) продам и раздам нищим. А если кого из вас обидел, возвращу вчетверо». И вот тогда Господь и говорит: «Вот и пришло спасение этому дому. Вот и этот погибший человек стал сыном Авраама. Потому что Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (см. Лк. 19, 8–10).

Видите, дорогие братья и сестры, для чего пришел Христос? Грешников спасти. А что нам, грешникам, делать? А вот Закхей нам показал. Мало просто осознать и сказать: «Да, я грешник». Надо делами своими исправить это. И то зло, которое мы кому-то принесли, надо как-то изгладить, возместить. Не просто осознать – я виноват, хотя это тоже очень трудно, но что-то сделать для исправления своей вины. Ненавидел – учись любить. Обманывал – говори правду. Воровал – давай милостыню людям. Обижал других людей – теперь иди помогай им. Делами своими следует загладить свою вину. Этого ждет от нас Иисус Христос. Вот Он и говорит: «Днесь спасение сему дому пришло».

Дорогие братья и сестры, это яркое евангельское повествование указывает нам путь, как мы должны жить. Да, действительно, мы желаем, чтобы Господь был с нами и в нашей жизни. Это так. Да, действительно, наш духовный рост маленький. Мы, как те самые закхеи, как лилипуты, маленькие совсем духовно. Это так. Но и факт духовный в том, что через Церковь Христову, через труды молитвенные, через соблюдение заповедей Божиих, а наипаче через деятельное покаяние, когда мы своими конкретными поступками будем исправлять свои собственные грехи, спасение придет в дом души нашей, и Сам Спаситель Господь Иисус Христос будет пребывать в жизни нашей, в душе нашей. Ему же слава во веки веков. Аминь.

29 января 2017 года