Приходской листок Троицкого собора, 07 (1080) 2020 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

(2 Послание к Тимофею, 3 глава, ст. 10-15)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю; даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

(Евангелие от Луки, 18 глава, ст. 10-14)

Преподобный Леонтий (Стасевич), архимандрит

Память 28 января (10 февраля)

http://www.vladkan.ru/photo/1711201101b.jpg

            Преподобный Леонтий (в миру Лев Фомич Стасевич) родился 20 марта 1884 года в посаде Тарноград Белгорайского уезда Люблинской губернии Царства Польского, входившего в те времена в состав Российской империи. Родители его – Фома Фёдорович и Екатерина Стефановна – были крестьянами. Один из родственников будущего старца – людей верующих и благочестивых – дядя его Адам, был протоиереем. Детей в семье долго не было. Когда маленький Лева появился на свет, Фоме Фёдоровичу было сорок четыре, а Екатерине Стефановне – тридцать два года. Лева был единственным ребенком в семье. Он окончил церковно-приходскую школу и, по мере возрастания, помогал родителям по хозяйству.

            Отец Леонтий вспоминал, что Фома Фёдорович, возвращаясь на лошадях с базара, всегда привозил с собой какого-нибудь странника, которому негде было переночевать. Странники – люди бедные, обычно благодарили добрых хозяев духовными песнопениями, рассказывали о святых угодниках Божиих и тех святых местах, в которых побывали на своём пути. Так постепенно, в атмосфере любви, благочестия и труда, возрастал отрок, которому суждено было стать добрым колосом на ниве Христовой.

            С пятнадцати лет Лев начал работать писарем в Тарноградском суде. В 1905 году он похоронил своего отца и стал единственным кормильцем престарелой матери. В брак Лев Фомич не вступал, видимо, желая всецело посвятить свою жизнь служению Богу.

            Обеспечив безбедное существование матери, двадцатипятилетний Лев осуществил своё заветное желание: 1 января 1910 года он поступил в Яблочинский Свято-Онуфриевский первого класса необщежительный мужской монастырь, расположенный в двух верстах от села Яблочна Бельского уезда Седлецкой губернии.

            В 1911-м году Лев Фомич принимает в этом монастыре постриг с именем Леонтий в честь Леонтия, Святителя Ростовского (память 23 мая), а через год хоронит свою мать, со смертью которой прерывается последняя нить, связывавшая его с миром.

            По всей видимости, именно в Яблочинском монастыре у отца Леонтия проявилась любовь к частому и строгому уставному богослужению, которую он пронёс через всю свою жизнь. Хотя отец Леонтий прожил в монастыре менее пяти лет, пребывание в нём оказало существенное влияние на его духовный облик. Преподобного Онуфрия, в честь которого был освящён главный храм обители, батюшка считал своим особым покровителем и до конца дней своих чтил его.

            В 1914 году началась 1-я Отечественная война, и братия Яблочинского монастыря, ввиду близости линии фронта, была эвакуирована вглубь России. Отец Леонтий был определён в Московский Богоявленский монастырь.

            Во время пребывания в Москве, отец Леонтий в 1916 году окончил Духовное училище и был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха. Своё духовное образование он продолжил в Духовной Семинарии, которую окончил в 1919 году.

            В 20-е годы отец Леонтий стал известен Святейшему Патриарху, который в 1922 году назначает его Наместником Суздальского Спасо-Евфимьевского мужского монастыря с возведением в сан архимандрита.

            Когда отец Леонтий прибыл в монастырь, он обнаружил, что жизнь в нём пришла в совершеннейшее расстройство: должным чином не совершались богослужения, требовали неотложного решения запущенные хозяйственные дела, многие из братии сочувствовали обновленческому расколу, терзавшему в те годы Церковь и поддерживавшемуся властями. Новый наместник принялся за наведение порядка, но столкнулся с враждебным отношением братии. Отца Леонтия всячески поносили, обзывали, злословили. Некоторые из монахов даже поднимали на своего настоятеля руку, жестоко избивая его и пытаясь заставить покинуть монастырь. Но простые люди – паломники и жители Суздаля полюбили отца Леонтия за его кротость, доброту и искреннюю веру. Отец Леонтий сохранял верность Патриарху Тихону.

            За время своего служения в Суздале батюшка, несмотря на сложные условия, привлёк к Церкви многих людей. Его имя стало широко известным среди верующих. И в 1930 году отец Леонтий был арестован. Он вызвал озлобление местных властей тем, что препятствовал антирелигиозной пропаганде ежедневным совершением богослужения и своими проповедями. Поводом же к аресту послужили любовь отца Леонтия к колокольному звону. Позже он вспоминал об этом так: «...звон тогда был запрещён. А мне... так захотелось Господа прославить звоном. Залез на колокольню и давай звонить. Долго звонил. Спускаюсь с колокольни, а меня уже встречают с наручниками». Заключение отец Леонтий отбывал в Коми А.С.С.Р. Он работал фельдшером при дорожно-строительном участке.

            В 1933-м году батюшка возвращается из лагеря и начинает служить в селе Бородино Гаврилово-Посадкого района Ивановской области. Но пребывание его на новом месте было недолгим – 19 октября 1935 года он был опять арестован.

            Отец Леонтий рассказывал: «Когда я проходил в Москве по улице, там сидел один блаженный, он предсказал мне: "Придёт время, тебя поведут по улице и прикладами будут погонять"». Это сбылось в Гавриловом Посаде. Скудное имущество отца Леонтия было конфисковано и погружено на телегу. Сам же он со связанными руками был за шею привязан к этой телеге, как бессловесное животное. Под издевательства и насмешки толпы батюшку в таком виде отправили в районный отдел Н.К.В.Д. В ходе допросов отец Леонтий виновным себя в предъявленных преступлениях не признал, и был приговорён к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на три года. К тому времени у батюшки была обнаружена болезнь сердца, но комиссия признала его годным к физическому труду. Заключение отец Леонтий отбывал в Карагандинских лагерях, работая при санчасти печником.

            Зимой 1935 года на перроне железнодорожного вокзала города Иваново был собран целый этап заключённых, среди них находилось много священников; все были обриты и острижены. Несмотря на это отцы узнавали друг друга и прямо здесь на перроне, запели громко, во весь голос молитву «Царю Небесный». Они пели так вдохновенно и красиво, что народ вокруг плакал. Охрана грубо прекратила пение, и в наказание вагоны с заключёнными были загнаны в тупик. Стоял сильный мороз, от которого в несколько дней погибли многие ссыльные. Только в одном вагоне, в котором находился отец Леонтий, все остались живы. Батюшка призвал всех заключённых ночью класть земные поклоны с Иисусовой молитвой и потому никто из них не замёрз.

            Продолжение следует

Слово в Неделю о мытаре и фарисее.

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Через три недели марта начнется Святой и Великий пост. Пост необходим каждому христианину, потому что это одно из двух оружий, на которые указал Иисус Христос, говоря о борьбе с силами зла. Господь сказал, говоря о злых духах: «Сей род изгоняется только молитвой и постом» (Мф., 17, 21). Видите, пост и молитва. Одно без другого быть не может. И то и другое – оружие христианина, которым мы можем себя оградить от силы зла. Будем безоружными – зло нас захватит. Будем вооружены – будем знать, как бороться.

            И вот Святая Церковь в преддверии Великого поста начинает нас подготавливать, как нужно поститься и как нужно молиться. И сегодня мы слышали только что притчу, рассказанную Господом Иисусом Христом, которая повествует о том, как надо молиться, то есть с каким настроением, что в сердце должно быть в нашем, когда мы молимся.

            Не может быть наша молитва просто словами, это не набор слов. Если молитва – это просто произнесение какого-то количества слов, тогда знаете, кто будет самый лучший молитвенник? – Магнитофон. Включил, и он с утра до вечера будет слова произносить.

            Вот некоторые религии такие есть, буддисты, у них так называемый молитвенный барабан. Человек подходит, крутит, а там на барабане много-много-много молитв. Ну вот, он крутанул барабан и пошел. А барабан, знай себе, крутится. А потом еще хитрые ламы придумали такое устройство: там ветер дует, сверху как бы такой пропеллер, и он целый день крутится. Вроде молитва совершается, да? Буквы крутятся… Не дай Бог нам уподобиться такому пустому молитвенному барабану, когда слова крутятся, а сердце пустое, в сердце ничего нет. Такое кручение барабана никому не нужно. Да и магнитофон может сломаться рано или поздно, или батарейки сядут. Это не нужно никому.

            А что же нужно?

И вот Господь Иисус Христос рассказывает, что нужно. Очень ярко. Рассказывает нам притчу, где говорит о том, с каким настроением мы должны совершать молитву. Притча простая, в общем-то всем известная, в Воскресной школе дети изучают.

            Два человека пришли в церковь помолиться. Один фарисей, а другой мытарь. Фарисеи – вы знаете, кто такие. Это очень уважаемые люди, которые знали скрупулезно весь Закон Божий, все молитвы, все правила и порядки. Мытари – это, фактически, предатели. Они жили за счет народа. То есть они были наемниками у римлян, которые их нанимали для того, чтобы они собирали с людей пошлины. И они не только собирали для римлян налоги эти, но и себе в карман клали. Всех их считали ворами и обманщиками, их презирали, да еще и ненавидели как предателей – пошли служить римлянам, оккупантам.

            И вот, Христос говорит, два человека пришли помолиться. Один фарисей, другой мытарь. Фарисей вошел, прошел вперед, поднял глаза к небу и говорит: «Господи, благодарю Тебя, что я не прелюбодей, не убийца, не вор. Я пощусь. Я соблюдаю все законы. Я не такой вот, как этот мытарь. Благодарю Тебя, Господи». Вот такая была молитва фарисея (см. Лк., 18, 10–12).

            Ну, вы скажете: «Так это что, разве ж это молитва?» Ну понятно, это не молитва. Человек хвалится. Чем хвалится? Еще бы зеркало похвалилось, что оно хорошо отражает солнечные лучи. Чем хвалится? Что Закон Божий соблюдает? Так это нормально. Все нормальные люди должны соблюдать Закон Божий. Радуйся, и действительно благодари Бога за то, что оберегал тебя от греха, благодари Бога, что Он тебе дает жизнь, а не гордись этим и не указывай пальцем на другого.

            Вот первый нам урок, как надо молиться. Ни в коем случае не превозноситься. Стоя в храме, не думать так: «Ага, я-то ведь пришел. Я здесь молюсь. А соседка-то сидит там, семечки лузгает и сериал смотрит. О, я-то лучше. Она вон какая плохая. Или не то, что Вася из третьего подъезда. Небось уже третью бутылку пива пьет с утра пораньше. Я-то не такой, я вот свечечку ставлю». Упаси нас, Господь, с таким настроением приходить в храм Божий и на молитву. Пустое тогда это будет у нас с вами занятие.

            А дальше Христос рассказывает: а мытарь побоялся даже проходить далеко в храм. Он упер глаза в пол, бил себя в грудь и только повторял: «Боже, милостив буди мне, грешному!» Все, ничего больше не говорил (см. Лк., 18, 13).

            И дальше Господь говорит: «Истинно говорю вам, что этот мытарь вышел из храма оправданный более, нежели фарисей. Потому что кто смиряет себя, тот вознесен будет. А кто превозносится, тот смирен будет» (см. Лк., 18, 14).

            Вот, братья и сестры, простая, ясная, доступная притча. Рассказал Сам Спаситель ее нам. И, вложив эту притчу в свое сердце, будем подготавливаться к Великому посту, зная, с каким настроением нам нужно молиться. С настроением смирения, с осознанием своего недостоинства, с сердечным покаянием. Ни в коем случае не с гордыней, не с самомнением и не с превозношением. Да поможет нам в этом Господь наш Иисус Христос, Ему же слава во веки веков. Аминь.

            17 февраля 2019 года