О том, что главное в Великом посту!

Слово в Прощеное воскресенье

Прот. Александра Ганабы


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы предстоим в храме Божием, ожидая благословения Господнего на начало наших с вами трудов в дни Святаго и Великого поста. Эти труды не видны и, более того, не должны быть видны человеческому глазу. Об этом сегодня утром, мы слышали в Святом Евангелии, Сам Господь говорил. Мы совершаем этот наш постный труд не ради того, чтобы кто-то заметил или похвалил нас, но ради того, чтобы Бог увидел наши старания и наше стремление к Нему, ради того, чтобы нам пойти навстречу к раскрытым объятиям Отчим – Отца нашего Небесного, Господа, Который ждет нашего покаяния и все сделал для того, чтобы никто из нас с вами не погиб. Он все сделал для нас. И в течение Поста мы будем вспоминать все те дары и действия Господа нашего Иисуса Христа, совершенные ради нашего спасения. И не просто вспоминать, но прилагать их к своей жизни, и не просто прилагать к своей жизни, но и стремиться самим идти по этому пути, по которому позвал нас идти Господь Иисус Христос, говоря: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Господь всех нас зовет идти за Ним.
Этот путь Святаго и Великого поста Церковь, на протяжении своего 2000-летнего существования, духовно украсила и обогатила святыми молитвословиями, духовными воспоминаниями; на протяжении этого пути постного Церковь даст нам силы преодолеть все недостатки в себе, даст нам возможность исправить свои ошибки, даст нам возможность очистить наши души от грязи греха, даст нам силы укрепиться и шествовать по жизни в свете Христовом. Все это Церковь нам с вами дает. И мы с вами ныне готовимся отправиться в этот путь. По человеческим меркам он очень кратенький – всего 49 дней. Но чем больше мы будем наполнять каждый из этих дней духовным содержанием, чем больше мы будем приникать к голосу Церкви, тем больше пользы мы приобретем для своей души и для своей жизни, и тем больший фундамент, опору своей жизни мы получим. 
Когда человек отправляется в какой-либо путь, он всегда размышляет, что он возьмет с собой. Безумец тот, который, отправляясь в дальний путь, начнет набивать свои чемоданы тяжелыми булыжниками и кирпичами, которые ему и вообще-то не нужны, и мешают ему, а он их потащит с собой. Нам непредставимо, что кто-нибудь такую вещь будет делать. Но мы, собираясь в этот путь Поста, тоже должны не уподобиться безумцу. Мы не должны взять с собой того, что обременяет нашу душу. Мы не должны взять с собой наши обиды, наше взаимное раздражение, нашу взаимную неприязнь. Потому что все эти обиды, вся эта неприязнь, вся эта память о том, кто кому когда что сказал, кто когда кому чего не сделал, кто когда на кого как посмотрел, кто когда над кем как посмеялся, – вот это мы с собой все носим, и когда видим человека, нет бы о нем что хорошее подумать, нет, мы вспоминаем, как же он тогда нехорошо про нас сказал, как же он криво усмехнулся, когда мы что-то неудачно сделали. И тащим этот ненужный хлам обид, злобы, мщения в своих сердцах и на своих душах. Святая Церковь предлагает нам, перед тем как начать спасительный путь Поста, освободиться от всего ненужного, мешающего нашему пути к Богу, связывающего наши ноги, утяжеляющего наши плечи, – всего, что лежит на нас этим мерзким каменным грузом, все эти обиды ныне нам дается благодать отбросить. 
Ведь на самом деле, зачем мы идем в этот путь Поста – мы желаем, чтобы Господь простил нас за наши грехи. Эти грехи мешают нам жить и радоваться жизни. Недаром Спаситель мира, заповедав нам короткую молитву «Отче наш», вложил в нее такие слова: «И остави нам долги наша, – обращаемся мы к Отцу Небесному, – якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6, 12). Так ведь вдумайтесь, дорогие братья и сестры. Молитву эту мы каждый день по много раз читаем: «якоже и мы» – то есть точно так же, как и мы. Значит, если мы не прощаем грехов, так получается, что мы Самого Бога просим, чтобы и Он нам не прощал наших грехов: «и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим». 
Мы начинаем наш Пост, потому что желаем, чтобы Господь простил нам наши грехи. Значит, необходимое условие для нас, данное нам в самой великой молитве от Господа, – это чтобы мы простили друг другу все обиды и все прегрешения. Простить – это не просто сказать «прощаю тебя», простить – это вычеркнуть из своих мыслей, это вычеркнуть из своего сердца, вычеркнуть из глубин своего сознания всю память о тех неприятностях, которые нам кто-то доставил, о тех обидах, которые нам кто-то причинил, совершенно уничтожить. Как возможно это сделать? Практически, по-человечески кажется, это невозможно. Однако это не так. Святая Церковь дает нам благодать и дар Духа Святаго на то, чтобы мы это совершали. То, что мы не можем в одиночку сделать, под действием благодати Духа Святаго, во время молитвы в храме Божием, мы можем сделать. Если мы этого искренно желаем, если мы просим у Господа, чтобы Он помог нам это совершить, это совершится с нами. Если мы стремимся к тому, Господь даст нам силы, чтобы не воспоминать обиды друг на друга, чтобы не иметь в сердце мщения, чтобы не иметь в сердце злобы. Все это дает Господь нам по молитвам Церкви Христовой, по предстательству и покрову Пресвятой, Пречистой и Преблагословенной Девы Марии Богородицы и всех святых. И мы радуемся, потому что Господь дает нам такую возможность. Ведь как же страшно сказано: «Какой мерой вы мерите, такой и вам отмерится» (см. Лк. 6, 38), «Суд без милости не сотворившему милости» (Иак. 2, 13). Подумаем о себе – и страшно становится, как мы других людей судим и как мы других людей мерим, неужели и нам так же отмерится? 
Да не будет с нами этого! И ныне по призыву Святой Церкви мы друг ко другу приклоняем не только колена наших тел, но и колена наших сердец. Мы учимся у Церкви Христовой прощать друг другу. 
Когда Спасителя нашего распинали, Он обращался к Отцу Своему Небесному, говоря: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23, 34). Сердцеведец Бог, умирая на кресте за наши грехи, молился о прощении распинающих Его. Какой еще пример нужен для наших каменных сердец, чтобы наконец они растопились, чтоб наконец они умягчились, чтоб наконец сокрушилась наша гордость, которая не хочет ничего знать, кроме своего самомнения, и своего самолюбия, и своего жуткого эгоизма: «Только меня не трогай, только меня не обижай, только мне не делай плохого, иначе, смотри, никогда не забуду тебе этого!» Что же поможет нам растопить наши каменные сердца? Только благодать, которую дает Церковь Христова через свои Таинства и богослужения, через свои уставы и законы. 
И именно потому мы, испрашивая у Бога помощи и смирения, желаем начать наш постный путь, желаем исправить наши самолюбивые, горделивые, эгоистичные сердца. Дорогие братья и сестры! Мы вступаем в Великий пост. Сказано в Писании, что кому много дано, с того много и спросится. Я хочу ныне, входя в Святой и Великий пост, испросить у вас прощения. Я испрашиваю прощения у своих братьев сопастырей, понимая то, что не всегда бываю таковым, каким должен бы быть собрат и сослужитель, и, может быть, грешу самомнением, самопревозношением, невниманием и черствостью. Простите меня, братья сопастыри. 

Отцы, братья и сестры! Простите ми, елико согреших во вся дни жизни своея делом, словом, помышлением и всеми своими чувствы. 

Господь и Бог наш Иисус Христос благодатью, и щедротами, и человеколюбием Своим да простит и помилует всех нас. Аминь.

Дорогие братья и сестры! Сейчас каждый подойдет к каждому и каждый испросит друг у друга прощения. Пусть не будет это формальностью. Приложите к этому свое сердце. Приложите к этому свою душу. Дайте в сердце своем обещание прощать и не обижать друг друга. И да поможет всем нам Господь свято и благочестно провести время Святаго и Великого поста, которое в нашем соборе начнется с завтрашнего богослужения утреннего с 7 утра. И на первой седмице все утренние богослужения будут начинаться в 7 утра. А в понедельник, вторник, среду и четверг в 5 часов вечера будет совершаться Великий покаянный канон святого Андрея Критского, который является лучшей подготовкой к исповеди и принятию святых Таин Христовых. Я прошу всех вас поусердствовать и приходить на эти святые молитвенные богослужения. Храни вас Господь Милосердный.