Приходской листок Троицкого собора, 02 (971) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии в Рождество Христово

Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

(Послание к Галатам, 4 глава, ст. 4-7)

Евангельское чтение на литургии в Рождество Христово

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, царь Ирод встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском; ибо так написано через пророка: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля». Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли: и се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

(Евангелие от Матфея, 2 глава, ст. 1-12)

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО ЮВЕНАЛИЯ

СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМ,

МОНАШЕСТВУЮЩИМ

И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ

Возлюбленные о Господе служители алтаря Господня,

всечестные иноки и инокини,

дорогие братья и сестры!

C трепетом, благоговением и радостью встречаем мы праздник Рождества Христова. В молитвенном единении с волхвами и пастухами, о которых повествуют святые евангелисты, совершим духовное поклонение Богомладенцу Христу – Спасителю нашему!

На Архиерейском Соборе, который состоялся в декабре 2017 года в Москве, Русская Православная Церковь торжественно отметила столетие восстановления Патриаршества и воспоминала труды и подвиги святителя Тихона. По всей России возносились молитвы к новомученикам и исповедникам Церкви Русской, чьим предстательством перед Престолом Божиим возрождается церковная жизнь в нашем Отечестве. Наставления подвижников минувшего столетия укрепляют нас в преодолении встречающихся нестроений и дают силы для исполнения своего христианского долга. Священномученик Владимир (Богоявленский, +1917) в свое время в одной из рождественских проповедей призывал: «Обещайте Господу, что всегда будете иметь пред собой пример Его, никогда не забудете Его учения и всегда будете идти тем же путем, каким шел в Своей земной жизни и Он».

Светлые святочные дни – это время, когда православные традиционно стремятся поделиться рождественской радостью со всем миром, имея при этом особое попечение о тех, кто по какой-либо причине пребывает в скорби, немощи или скудости.

Благодарю Вас за усердные и жертвенные труды на церковной ниве Московской епархии, в особенности воспитание подрастающего поколения в духе православных традиций. Мне дорого ваше участие в восстановлении порушенных в годину лихолетья святынь, которые до сих пор остаются напоминанием о грехе богоотступничества. Забота о нашем духовном и культурном наследии - это необходимый шаг к тому, чтобы впредь ничто не смогло «отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:39).

Сердечно поздравляю всех Вас с Рождеством Христовым и Новолетием!

Благословение Богомладенца Иисуса да пребывает со всеми Вами!

+ Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский

Рождество Христово

2017/2018 год

Москва.

Слово в Неделю по Рождестве Христовом

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Для чего Бог пришел на землю? Зачем Он воплотился и родился? Что изменилось с Его рождением в мире?

Родился Христос. Ангелы поют на небесах. Пастухи пришли, поклонились. Волхвы издалека принесли свои символические дары. А что в мире изменилось? Исчерпано в мире зло? Нет, не исчерпано.

А тогда для чего же Бог родился на земле? Смотрите, Иисус Христос родился, Бог воплотился, а Ирод, злой царь, в ненависти к Нему и в поисках смерти Христовой без разбору убивает младенцев. Огромное количество. Церковное Предание говорит о 14 тысячах младенцев, которых безумный Ирод погубил. Они чем виноваты?

Бог родился, а что, исчезло горе матерей, которые плачут по своим детям? Это серьезный вопрос, который всегда встает перед человеком, который хочет осознать свою веру и веровать сознательно, понимая, в Кого он верит, зачем он верит и что дает ему вера. А самое главное – что обещает Бог тем, кто в Него верит.

Обещает ли Иисус Христос верующим в Него благоденствие? Нет. А как может обещать благоденствие Тот, Который даже родиться в человеческих условиях не сумел, Которого спеленали и положили в кормушку для скота? Даже не в доме, а в пещере.

Обещает ли Он успех тем, кто верит в Него? Да нет, конечно. А как Он может обещать успех в жизни, когда на Него на Самого плевали, над Ним издевались и в конечном итоге пригвоздили к позорному кресту?

Что обещает Христос? Обещает ли Он богатство? Да нет, конечно. Он даже не имел Своего жилища. Говорил: «Лисицы имеют норы, и птицы – гнезда, а Сын Человеческий не имеет даже, где главы подклонить» (см. Мф. 8, 20). Жилья Своего не было, скитался, переходил от дома к дому: где приютят, там и хорошо, где накормят, там и спасибо. Как же Он может обещать кому-то богатство, когда Он Сам этого не имеет?

Так что же мы? Зачем мы тогда идем за Христом? Что мы ищем?

Надо сразу себе сказать: если мы ищем в вере нашей какого-нибудь успеха, богатства, каких-нибудь достижений внешних человеческих, даже внешнего здоровья, если мы этого ищем в вере, мы не туда пришли. Здесь нам никто этого не обещает. Христос этого нам не обещает. Но Он принес что-то другое. Почему же существует Церковь, которую Он создал, уже 2 тысячи лет? Что Он особенного принес?

Он принес Свое Царство, которое, как Он Сам сказал, не от мира сего. Понять Его человеческими категориями, не Божеским разумом, невозможно. Потому что ну как это понять? Младенцев убили – это же страшная вещь. Страшнее несчастья не придумаешь – смерть ребенка. А Церковь радуется и называет их первыми мучениками, и говорит, что они ныне радуются на небесах больше, чем мы здесь живем, и ищем каких-то своих жизненных радостей, и не находим. Вот оно, иное Царство, вечное. Христос принес его нам, открыл для нас дверь, которая была закрыта. Мы сами за собой захлопнули дверь рая, когда от Бога отошли. А Христос пришел и открыл нам эту дверь рая, чтобы мы вновь вернули себе то, что мы потеряли. А рай – это жизнь с Богом. Рай – это такое счастье и такое блаженство, которого на земле никто и ничто не может нам дать. Вот ради чего мы в храм идем. Вот ради чего наша вера. Наша вера открывает нам дверь в вечность и в вечное счастье и блаженство. Наша вера открывает нам рай. Для того Бог с небес сошел на землю, чтобы нас с вами от земли возвести на небо.

Он Сам в этой жизни скитался и страдал. Мы страдаем и духовно скитаемся, да и материально тоже переживаем всякие трудности, да и физические болезни и несчастья. Но если мы имеем в своем сердце веру, мы знаем, что это все временно и очень быстро закончится. И Господь открывает для нас новую жизнь и новое небо, где уже не будет ни болезней, ни печалей, ни страданий. Вот в чем наша вера. Вот что обещал нам Христос. Он обещал нам вечную жизнь. И Он выполнит это. Он обещал нам вечное блаженство и радость. И Он даст нам это. Его обещания будут выполнены, конечно, если и мы с вами выполним свои обещания, которые мы дали в Крещении, потому что мы обещались жить по-христиански и быть вместе с Христом. Дверь для нас открыта. Надо только войти туда. Конечно, если мы отвернемся от этой двери и пойдем в другую сторону, то открытая дверь останется, но, увы, мы не войдем туда, куда зовет нас Христос. Нам надо приложить только некоторые усилия к этому. И как раз Церковь Христова и есть та лестница от земли на небо, которая нас ведет туда.

В сегодняшний день мы услышали Евангелие (Мф. 2, 13–23), в котором повествуется о том, как с первых дней Своего рождения на земле Иисус Христос, будучи Младенцем, вынужден был скитаться и убегать от преследований и прятаться. Мы услышали о беззакониях и злодействах, которые учинял Ирод. Но, собственно говоря, все в мире продолжается: злодеи злодействуют, добрые люди мучаются. Но мы-то с вами знаем, что все это временно, и что Христос нам с вами открыл дверь ко спасению, в которую мы идем за Ним, Ему же слава во веки веков. Аминь.

8 января 2017 года.