Приходской листок Троицкого собора, 05 (974) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

(2 Послание к Тимофею, 3 глава, ст. 10-15)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю; даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

(Евангелие от Луки, 18 глава, ст. 10-14)

Слово в Неделю о мытаре и фарисее

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Через три недели начнется Святой и Великий пост. И Церковь Христова подготавливает нас к этому ответственному периоду в духовной жизни христианина.

То Евангелие, которое мы только что с вами слышали, учит нас, каким образом нам должно обращаться к Богу, как нам нужно Ему молиться. Иисус Христос рассказал притчу. Он говорит: два человека пришли в церковь помолиться. Один был фарисей, а другой мытарь (см. Лк. 18, 10).

Фарисеи были уважаемыми людьми. Они знали Закон Божий и старались тщательно его выполнять. За это от людей они пользовались большим почетом. Мытари – это были сборщики налогов, податей. И к ним плохо народ относился. Их считали грешниками.

Итак, два человека пришли в церковь помолиться. Один прошел вперед и стал молиться такими словами: «Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как другие: воры, разбойники, хищники, прелюбодеи. Я пощусь два раза в неделю. Я даю десятину. Я не такой, как вон тот мытарь» (см. Лк. 18, 11–12).

Братья и сестры, разве это похоже на молитву? Человек здесь, с одной стороны, вроде бы правильное слово сказал: «Боже, благодарю Тебя». Нам действительно надо Бога благодарить. Но разве он благодарит Бога? Он сам собой любуется, сам себя хвалит, а другого человека еще и унижает.

Иисус Христос рассказывает дальше эту притчу: а мытарь, войдя в храм, даже не смел дальше пройти, и даже глаз не мог поднять на небо, только бил себя в грудь и говорил: «Боже, милостив буди мне, грешнику». И Господь замечает, что этот мытарь выйдет из храма более оправданный, нежели фарисей (см. Лк. 18, 13–14).

Какая простая притча, братья и сестры! Как просто нам Господь все объясняет. Вот бы нам с вами на самом деле таким образом к Богу приступать, таким образом Богу молиться. Вот бы нам, подобно мытарю, всегда видеть свои грехи, и бить себя в грудь, и плакать о своих грехах, и сокрушаться, и просить у Бога милости. Но ни в коем случае не надо нам быть похожим на фарисея. Ни в коем случае нам не надо других людей осуждать и превозноситься своими мнимыми добродетелями, потому что ни во что их Господь почтет, если мы будем гордиться. Ведь главный вывод из этой притчи Иисус Христос Сам сделал, и мы этот вывод слышали. Господь сказал: «Всякий, возвышающий себя, смирен будет. А вот кто смирится, тот возвышен будет» (см. Лк. 18, 14).

Так что, дорогие братья и сестры, совершенно нам с вами должно быть ясно, с какими чувствами мы должны подойти к дням Святого и Великого поста. С чувством, в первую очередь, глубокого осознания своего недостоинства, вверяя себя в милосердие Божие, прося у Господа милости.

Три недели дано нам на то, чтобы подготовиться к Великому посту. Услышим же призыв Святой Церкви: «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче» и приложим усилия к тому, чтобы ревновать «мытареву смирению и избегать фарисейского высокоглаголания». Аминь.

5 февраля 2017 года.

Преподобный Макарий Великий, Египетский

Память 19 января (1 февраля)

Преподобный Макарий Великий, Египетский, родился в селении Птинапор, в Нижнем Египте. По желанию родителей он вступил в брак, но скоро овдовел. Похоронив жену, Макарий сказал себе: «Внимай, Макарий, и имей заботу о своей душе, ибо и тебе предстоит оставить земную жизнь». Господь наградил угодника своего долгой жизнью, но память смертная с тех пор постоянно была с ним, понуждая к подвигам молитвы и покаяния. Он стал чаще посещать храм Божий и углубляться в Святое Писание, но не уходил от своих престарелых родителей, исполняя заповедь о почитании родителей. По кончине родителей преподобный Макарий («Макарий» – с греч. значит блаженный) роздал оставшееся имение на поминовение родителей и стал усердно молиться, чтобы Господь указал ему наставника на пути спасения. Господь послал ему такого руководителя в лице опытного старца-инока, жившего в пустыне, недалеко от селения. Старец принял юношу с любовью, наставил его в духовной науке бдения, поста и молитвы и научил рукоделию – плетению корзин. Построив отдельную келлию недалеко от своей, старец поместил в ней ученика.

Однажды в Птинапор прибыл местный епископ и, узнав о добродетельной жизни преподобного, поставил, против его воли, клириком местной церкви. Однако блаженный Макарий тяготился нарушением безмолвия, и потому он тайно ушел в другое место. Враг спасения начал упорную борьбу с подвижником, стараясь устрашить его, сотрясая келлию и внушая греховные помыслы. Блаженный Макарий отражал нападения беса, ограждаясь молитвой и крестным знамением. Злые люди воздвигли на святого брань, оклеветав в соблазнении девицы из ближнего селения. Его вытащили из келлии, били, издевались над ним. Преподобный Макарий нес искушение с великим смирением. Деньги, вырученные за свои корзины, он безропотно отсылал на прокормление девицы. Невинность блаженного Макария открылась, когда девица, промучившись много дней, никак не могла родить. Тогда она в муках исповедала, что оклеветала отшельника, и указала действительного виновника греха. Когда родители ее узнали правду, то были поражены и намеревались идти к блаженному с покаянием, но преподобный Макарий, избегая беспокойства от людей, ночью удалился от тех мест и переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне. Так злоба человеческая способствовала преуспеянию праведного. Прожив три года в пустыне, он пошел к святому Антонию Великому, отцу египетского монашества, о котором слышал, еще живя в миру, и горел желанием его видеть. Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем. С ним преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта) и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть «юношей-старцем», так как, едва достигнув тридцатилетнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком.

Многие нападения демонов испытал на себе преподобный Макарий: однажды он нес из пустыни пальмовые ветви для плетения корзин, на пути встретил его диавол и хотел ударить святого серпом, но не мог исполнить этого и сказал: «Макарий, я терплю от тебя великую скорбь, потому что не могу победить тебя, у тебя есть оружие, которым ты отражаешь меня, это – твое смирение». Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне. В эти годы преподобный Макарий часто посещал Великого Антония, получая от него наставления в духовных беседах. Блаженный Макарий сподобился присутствовать при кончине святого аввы и получил в наследство его посох, вместе с которым принял сугубо духовную силу Великого Антония, подобно тому, как некогда пророк Елисей принял от пророка Илии сугубую благодать вместе с упавшей с неба милотью.

Много исцелений совершил преподобный Макарий, из разных мест к нему стекались люди за помощью, советом, испрашивая его святых молитв. Всё это нарушало уединение святого, поэтому он выкопал под своей келлией глубокую пещеру и удалялся туда для молитвы и Богомыслия. Преподобный Макарий достиг такого дерзновения в хождении пред Богом, что по его молитве Господь воскрешал умерших. Несмотря на такую высоту достигнутого Богоподобия, он продолжал сохранять необыкновенное смирение. Однажды святой авва застал в своей келлии вора, который нагружал его вещи на стоявшего у келлии осла. Не подав вида, что он хозяин этих вещей, преподобный стал молча помогать увязывать поклажу. Отпустив его с миром, блаженный сказал себе: «Мы ничего не внесли в этот мир, ясно, что ничего не можем и унести отсюда. Да будет благословен Господь во всем!».

Однажды преподобный Макарий шел по пустыне и, увидев лежавший на земле череп, спросил его: «Кто ты такой?» Череп отвечал: «Я был главным языческим жрецом. Когда ты, авва, молишься о находящихся в аде, мы получаем некоторое облегчение». Преподобный спросил: «Каковы эти мучения?» «Мы находимся в великом огне, – отвечал череп, – и не видим друг друга. Когда же ты молишься, мы начинаем немного видеть друг друга, и это служит нам некоторым утешением». Услышав такие слова, преподобный прослезился и спросил: «Есть ли мучения еще более жестокие?» Череп ответил: «Внизу, глубже нас, находятся те, которые познали Имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали. Они терпят еще более тяжкие муки».

Продолжение следует