Приходской листок Троицкого собора, 06 (975) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: «два будут одна плоть». А соединяющийся с Господом есть одни дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела; а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что ваши тела суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

(1-е Послание к Коринфянам, 6 глава, ст. 12-20)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону, и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошел, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он был рад наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав, пал ему на шею, и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил; пропадал, и нашелся». И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил; пропадал, и нашелся».

(Евангелие от Луки, 15 глава, ст. 11-32)

Слово в Неделю о блудном сыне.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В преддверии Великого поста Святая Церковь учит нас, с какими чувствами и мыслями нам нужно преступать к великому делу покаяния.

Вчера за всенощным бдением, когда вновь слышали мы псалом «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом …», Святая Церковь призвала нас обратить внимание на состояние нашей души, пленной грехом. Но если мы действительно увидим, насколько мы опутаны грехами, и если мы имеем чуткую совесть, то нам можно впасть в отчаяние. Если мы реально увидим глубину своих падений, если мы действительно осознаем всю неприглядность, скверну, мерзость греха, всю ту гадость, которая пачкает нашу душу, то можно впасть в отчаяние и задать себе вопрос: «Как можем мы, настолько далекие от Бога, настолько приземленные и падшие своим недостоинством, рассчитывать на милосердие Божие?»

И вот, Сам Господь Иисус Христос для того, чтобы мы не впали в отчаяние, сегодня в Святом Евангелии предлагает нам притчу, которая описывает отношение Бога к человеку. Притча, в которой Иисус Христос изображает Бога, как любящего отца, притча, рассказанная Иисусом Христом, раскрывает пред нами основные духовные законы. В притчах рассказывается нам, каков путь человека к Богу и какие взаимоотношения Бога и человека. И поскольку эти притчи нам рассказал Сам Спаситель, мы с вами уверены, что именно таково отношение Бога к нам, как это описано в притчах Господних.

Только что мы слышали эту дивную притчу. В ней Спаситель рассказывает о том, как у одного человека было два сына. И младший сын попросил у своего отца, чтобы он выделил ему ту часть имения, которая ему полагается.

Дорогие братья и сестры! Мы – дети Божии. И каждый из нас получил от Бога свой дар. Сама жизнь наша, которую мы проживаем во времени, это – дар Божий. Потому что не от нашей воли зависело в этот мир прийти. Бог дал нам это дар жизни. И каждому Бог дал свой талант и свои особенности. Все люди разные. И каждый человек имеет какое-то особое свое достоинство, только ему присущее. Это – особый дар Божий, который дан каждому человеку. Но как этим даром – даром Божиим, даром жизни – каждый из нас распоряжается, это уже вопрос нашей свободы.

Мы созданы по образу и подобию Божию. Мы – богоподобные существа. И поэтому мы имеем власть распоряжаться своей судьбой. Не судьба слепая нами руководит, нет! Наша свободная воля постоянно выбирает в жизни, как поступить, выбирает между добром и злом. И вот, в притче младший сын просит отца выделить ему то, что ему полагается.

А вдумаемся: что же это значит, что сыну полагается? Он просит отцовского имения. То есть того, что имеет отец. А в каком случае он может претендовать на то, что имеет его отец? Это бывает, когда отец умирает. Умер отец, и по наследству передается то, что он имел, сыновьям. А смотрите, что младший сын делает: отец еще жив, а он просит себе его имение.

Человек имеет дар Божий. И он мог бы жить вместе с Богом, жить с Богом, проживая каждый день. Но он хочет жить так, как будто Бог умер и Бога нет. Он хочет сам свой дар, который ему Бог дал, проживать один, без Бога. Вот так этот младший неразумный сын говорит отцу: дай мне мое имение! – будто отца уже нет на свете.

Таково безумие безбожия. Человек говорит: «Буду жить без Бога! Сам распоряжусь своими талантами! Не нужны мне заповеди Божии! Сам сумею прожить!»

И что дальше происходит в притче? – Получает этот младший сын положенное ему по наследству имение, уходит от отца и быстро проживает все то, что получил. – Проедает, пропивает, с блудницами водится и растрачивает все то, что имеет.

Дорогие братья и сестры! Не так ли бывает часто в жизни, когда человек безумно растрачивает свои силы, свое здоровье, суетится, тратит время драгоценное своей жизни на пустяки, тратит силы своей души на злобу, на зависть, на ненависть, на то, о чем, порой стыдно вслух сказать, растрачивает свои духовные, душевные и телесные силы. И с чем он остается?

Далее в притче Господь рассказывает, что когда этот младший сын все растратил, в стране, в которую он ушел от отца своего, наступил голод. И он стал жестоко нуждаться и стал тогда искать, чем бы ему питаться. И нанялся пасти свиней. И тогда ему разрешили вместе с ними есть из одного корыта, но и то много ему не давали. И этого ему не хватала. И он есть из этого свинского корыта, а ему не давали.

Дорогие братья и сестры! Вот образ души, отпадшей от Бога. Бог предлагает высокую духовную пищу, говоря о Себе: «Я есть хлеб жизни» (Ин. 6, 35). У человека, который имеет веру в Бога, душа тверда и имеет твердую опору в жизни. Человек, который не имеет подлинной пищи Божией, ищет, чем бы насытить свою душу, гоняется за всякими всевозможными вещами, которые сегодня что-то значат, а завтра превращаются в ничто, и этой, если можно так духовно выразиться, свинской пищи ему всегда не хватает.

Дорогие братья и сестры! Состояние человека, впавшего в грех таково, что человек сначала пытается погрузиться в него, и грех ему кажется сладким. И чем больше он грешит, тем больше ему начинает хотеться грешить. Но потом наступает такой момент, что и этого греха ему не достает, и он начинает мучиться из-за того, что он все потерял, а грех его поманил к себе и оставил ни с чем. Как болотный огонь, который заманивает человека в болото, и человек там погрязает, так и грехи манят душу человека, а человек опустошается и остается ни с чем.

И далее в притче Спаситель мира показывает, что нужно делать нам, людям, опустошенным душою. Сидя однажды вот так рядом со свиньями, этот младший сын подумал: «Что же я здесь делаю? Почему я здесь нуждаюсь? Ведь у моего отца всегда хлеба было довольно? – Пойду, упаду в ноги своему отцу и скажу: Отче! Согрешил я на небо и пред тобою, и недостоин даже называться сыном твоим, прими меня хотя бы как одного из твоих наемников!» – Подумал он так, встал и пошел.

Дорогие братья и сестры, обратите внимание на эту последовательность. Сначала этот блудный сын пришел в себя, и стал думать, и увидел низость своего падения. Вот, это Господь предлагает в притче и нам задуматься над тем, что же дают грехи нашей душе, увидеть их пустоту и мерзость, очнуться, осознать, что нельзя пребывать в грехах. А потом что сделать? – То же, что сделал блудный сын – встать и пойти.

Кто поможет нам встать от наших грехов? – Святая Церковь через Таинства свои, особенно через Таинство Покаяния. Она дает силы человеку встать от любых греховных падений, как бы низки они ни были.

И вот, этот блудный сын встал и пошел к своему отцу. Отец же, еще издалека увидев, что к нему идет сын, сам побежал к нему навстречу. Вдумайтесь, дорогие братья и сестры! Отцом изображает Иисус Христос в этой притче Бога. Значит, Бог Сам идет навстречу человеку, который осознал свои грехи и что-то делает для их исправления. Мы еще подумали только покаяться, мы решили покаяться, а Бог уже идет навстречу. И сын, бросившись в ноги отцу, стал говорить: «Отче! согрешил на небо и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим, прими меня хотя бы как одного из слуг, наемников твоих». – А что делает отец? Укоряет ли он его? Грозит ли он ему? Делает ли он ему какое-нибудь наказание? – Нет! Он говорит: «Принесите ему лучшую одежду, дайте ему перстень, оденьте его в лучшие сапоги, заколите откормленного тельца, потому что мой сын пропадал и нашелся, умирал и ожил!»

Вот, как радуется Бог о нашем покаянии! Вот, что готовит нам Бог, если мы обратимся к Нему. Не грозит Он нам. Не наказывать желает Он нас за наши грехи. Не воздавать нам за наши беззакония Он хочет. – Он хочет одеть нас в одежду достойную нас, достойную образа и подобия Божия, которые каждый из нас в себе носит. Он хочет дать нам перстень на руки наши, означающий, что мы воистину сыновья Его. Он приготавливает для нас лучшую пищу – пищу духовную, вечную, нетленную. Помните, как в день Святой Пасхи, когда читается огласительное слово Иоанна Златоуста, он восклицает: «Вот телец упитанный, придите, все насладитесь пира веры!»

Дорогие братья и сестры! В преддверии поста Святая Церковь показывает нам, коль сладки плоды покаяния; и показывает нам, как на самом деле не так уж много от нас требуется. Нам надо увидеть, где мы находимся, увидеть свои грехи, встать и пойти к Отцу своему небесному. Церковь Святая протягивает нам руки. Бог ждет нашего покаяния и идет нам навстречу.

Но дальше продолжается притча. И на вторую часть притчи тоже надо нам обратить внимание. Возвращается с работы с поля старший сын. И слышит, что в доме отца радость, пир. Он не понимает, что произошло. Ему говорят о том, что нашелся младший сын. Что происходит со старшим сыном? – Он огорчается. Он не хочет даже в дом заходить. Ему становится обидно за то, что он трудился все время и был вместе со своим отцом, а этот его брат все имение прогулял отцовское, а отец так радуется. Он считает это несправедливым. Наверное, так же, как некоторые считают, что грешников надо очень строго карать, присваивая себе при этом привилегии Бога, Который один вправе судить всех нас. Наверное, так считают те люди, которые осуждают других, видят чужие грехи, пересказывают их, думают о себе, что «мы – не такие». В образе этого старшего сына как раз эти недостатки человеческих душ и изображаются. Сколько раз мы судили других людей, не задумываясь о том, кто мы сами. Сколько раз мы осуждали людей и называли их недостойными, грешниками. Сколько раз мы призывали на головы людей всяческие несчастья, кляли их. Порой может человек сказать: «А я никого особо не осуждал!» Но вот вслушайтесь – даже рассуждения о жизни мира, о взаимоотношениях национальностей, о разных политических делах, о правителях, о властях – разве мы здесь не осуждаем? Что ни слово у нас, что ни мысль, то осуждение.

И вот, этот старший сын не хочет зайти в дом своего отца. Но что происходит? Наказывает ли отец своего старшего сына, который так непочтительно поступает по отношению к нему? – Нет! Отец идет сам и к старшему сыну. Сын не хочет идти к нему, а отец к нему идет и говорит ему: «Ты не хочешь войти в дом?» – Он же отвечает: «Как же так? Я все время трудился для тебя, а ты даже вот не дал мне козленка, чтобы я попировал со своими друзьями».

Обратите внимание: о чем думает старший сын. Не об отце, а о том, как бы ему хотелось с друзьями попировать. Он меняет общение со отцом на общение с кем-то другим. Не так ли и мы порой заменяем радость богообщения другими радостями? И удивляемся потом, что этих других радостей мы не достигаем!

На что ему отец и отвечает: «Сын мой, все мое – это твое, не беспокойся об этом, а о том надлежит тебе тоже радоваться, что младший твой брат был мертв и ожил, пропадал и нашелся!»

Дорогие братья и сестры! Это – указание для нашей верующей совести, чтобы мы не были самолюбивы и горделивы, как этот старший брат. Но смотрите, как милосерд Отец небесный: Он и младшего принимает, и к старшему приходит, и всех призывает к покаянию. И ныне испросим благословения у Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, рассказавшего нам эту притчу, чтобы и нам с вами, подобно неразумным сыновьям Отца небесного, прийти в себя, прийти к Отцу нашему и в покаянии обратиться к Нему: «Отче! согрешили на небо и пред Тобою, и уже недостойны называться сыновьями и дочерьми Твоими, прими нас!» – И, воистину, по вере нашей будет дано нам, и если мы будем совершать покаяние, Господь примет его и сделает нас достойными наследниками Своего Царства вечного. Аминь.

27 февраля 2005 года.