Приходской листок Троицкого собора, 07 (976) 2018 Г.

Апостольское чтение на литургии

Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе.

(Первое послание к Коринфянам, 8 глава ст.8 – 9 глава ст. 2)

Евангельское чтение на литургии

Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг и не одели меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

(Евангелие от Матфея, 25 глава ст. 31-46)

Слово в Неделю о Страшном суде

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Через неделю начнется Святой и Великий пост – особенное время в жизни Церкви. Вот если вдуматься, зачем Богу нужен наш пост? Вот какое Ему удовольствие или радость от того, что мы с вами не будем есть мясной и молочной пищи? Ему это нужно? Скорее всего, дорогие братья и сестры, и в первую очередь – это нам нужно. Но нужно нам понять: Церковь готовит нас к тому, чтобы мы сознательно пришли к посту. Не просто, вот, запретили нам в Церкви и сказали: «Нельзя есть мясо», – ну, мы послушались. А почему нельзя? Какой в этом смысл? Святая Церковь желает, чтобы мы все делали осмысленно. Ибо человек имеет и тело, и душу. А есть у человека и разум: и разум его тела, и разум его души. И в деле спасения своего все человеческое существо должно участвовать: и его тело, и его разум, и его воля, и его душа, и его дух.

Действительно, какое же значение Великого поста? Что, разве Богу нужны наши поклоны? Или Ему нравится, что мы становимся на колени? Некоторые даже и говорят: «Так это же унижает нас, что мы на колени становимся». Какой же смысл поста, и для чего его Церковь дает нам?

Пост – это средство, причем очень сильное, мощное средство, которое употреблялось еще до пришествия в мир Господа Иисуса Христа. Моисей, перед тем как получить Закон Божий, 40 дней постился, ничего не ел и ничего не пил. Это не так, как мы постимся. Господь Иисус Христос, перед тем как выйти на проповедь, тоже 40 дней постился, будучи истинным человеком, и по Своему человеческому существу принес этот пост, перенес его. Какое же это средство? Что дает пост, когда человек добровольно себя ограничивает в пище, в питии, в развлечениях, когда он предается более усердно молитве, а главное – покаянию?

Это средство для того, чтобы у нас с вами открылись духовные глаза. Мы с вами духовно слепы, и в этом наша беда, большая беда, от которой зависит наша участь, участь нашей души. Ведь время нашей жизни земной очень кратко, оно очень скоро закончится. А мы ослеплены суетой, и мы не видим этого. Нам кажется, что жизнь наша будет продолжаться постоянно, и что вся эта жизнь с ее страстями и злобой, с ее различными грехами, различными нашими увлечениями – это будет все время. Да нет, конечно. Это очень быстро закончится. А что же потом будет? Душа ведь человеческая – это образ и подобие Божие, и она бессмертна. А вот для того, чтобы потом было для нас счастье и радость, мы сейчас должны видеть тот путь, по которому нам идти.

«Блажени чистии сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Где мы можем увидеть Бога? Бога не видел никто нигде и никогда. Бог есть Дух, вечный, бесконечный, неизменный, непостижимый (см. Ин. 1, 18; 4, 24). А говорят, что можно Бога увидеть. И вот сегодня мы слышали Евангелие (Мф. 25, 31–46), которое показывает нам с вами, где мы можем увидеть Бога и что мы должны делать по отношению к Богу.

Господь Иисус Христос воплотился в человека. Он истинный Богочеловек. И принес одну-единственную новую заповедь. Она и раньше уже звучала, но Христос объяснил, что это самая главная заповедь, и от нее зависит все остальное. Это заповедь любви, любви человека к своему ближнему. И вот здесь-то наступает самая главная сложность: в том, что мы не умеем любить. И как нам научиться любить?

И Церковь сегодня объясняет, как научиться любить. Настолько ясно объясняет, настолько понятно, что если вслушаешься, волосы дыбом встанут от страха – недаром нынешняя Неделя называется Неделей о Страшном Суде, – от страха за то, как мы не соответствуем тому, что Господь сказал. И что мы-то скажем?

А ведь что мы услышали только что? Сам Христос объяснил, как закончится человеческая история. Это не те объяснения, которые мы видим в нынешних фильмах различных о катастрофах, где разные вещи предсказываются. Не в этом дело, не это страшно. Не то страшно, что звезды упадут на землю. Не то страшно, что силы небесные поколеблются, и океаны расплещутся, и неизвестно что вообще случится с веществом земли. Не это страшно. Хотя это тоже будет.

Страшно другое. Когда придет Христос, Он разделит нас с вами, и одних поставит по правую руку, а других – по левую.

И скажет одним: «Приидите, благословенные, наследуйте Царствие Божие, которое уготовано вам от сложения мира. Потому что Я был голоден, и вы накормили Меня. Я хотел пить, и вы напоили Меня. Я был раздет, и вы одели Меня. Я лежал в больнице, и вы пришли ко Мне. Я сидел в тюрьме, и вы посетили Меня». И тогда праведники спросят у Господа: «А когда же это мы Тебя видели или голодным, или раздетым, или сидящим в тюрьме?» А Господь им скажет: «Все, что вы сделали для ближних своих, для Меня сделали» (см. Мф. 25, 34–40).

Вот что от нас нужно! Нам нужно увидеть в ближнем Христа! А мы этого не видим, не можем видеть. Мы видим врага, или обидчика, или соперника, или негодного человека, или пьяницу, или обманщика. Кого угодно видим, но только не Христа. И поэтому, конечно, кто мне приятен, кто мне друг и делает мне что-то доброе, ну, я с удовольствием его и приглашу, и с ним поем, и с ним выпью. Замечательно все. Это тому, кто мне приятно делает. А что же по отношению к другим?

А те, кто с левой стороны, услышат страшные слова от Иисуса Христа: «Отойдите от Меня, проклятые, в огонь, уготованный диаволу и ангелам его. Потому что Я был голоден, а вы не накормили Меня. Я жаждал, а вы не напоили Меня. Я был раздет, а вы не одели Меня. Я был болен, а вы не посетили Меня. Я сидел в тюрьме, и вы не пришли ко Мне». И в ужасе, в ужасе эти люди скажут: «Господи, когда же мы Тебя видели или голодным, или раздетым, или в больнице, или в тюрьме?» И Господь им скажет: «Все, чего вы не сделали для ближних своих, для Меня не сделали». И пойдут они в муку вечную, а праведники воссияют, как солнце (см. Мф. 25, 41–46; 13, 43).

Есть чего испугаться каждому из нас. Услышим этот голос своей совести, и страшно станет: где поставит нас с вами грозный Судия?

А чем Он грозен? Он ведь воплощенная любовь. Он пришел нас спасти. Он-то пришел нас спасти, а мы-то спасаться не хотим. Он зовет нас, а мы отворачиваемся. Он призывает нас, а мы плюем на Него и говорим: «Не до Тебя, не до Твоего христианского Учения, не до Твоей любви. Нам бы тут с нашими делами разобраться».

Да, Святая Церковь серьезно предупреждает нас перед началом Поста, чтобы мы осознали, для чего пост. Для того мы и воздерживаемся по слову Церкви Христовой, для того и молимся, и на колени становимся, и каемся, чтобы открылись у нас глаза нашей совести, чтобы мы увидели в ближних своих облик Христов, чтобы в нашем сознании, в наших ушах стояли эти слова Господни, призывающие к добрым делам милосердия.

Смотрите, ведь Господь не учит нас ни догматике, ни какому-либо вероучению, не требует от нас каких-то доскональных знаний обрядов или установлений. Он требует от нас одного – любящего сердца.

Есть еще время у нас с вами поразмыслить, Господь пока дает. Неделю будем готовиться к Великому посту, набираться сил, чтобы нам приложить усилия по рецепту Святой Церкви проводить время Великого поста, чтобы открылись наши с вами духовные очи, чтобы мы увидели в ближнем облик Христа, и чтобы мы с вами стремились попасть на правую сторону в день Страшного Суда, который грядет, и к которому мы должны готовиться. Аминь.

19 февраля 2017 года.

Преподобный Макарий Великий, Египетский

Память 19 января (1 февраля)

(Продолжение, начало в № 5)

Однажды во время молитвы блаженный Макарий услышал голос: "Макарий, ты не достиг еще такого совершенства, как две женщины, живущие в городе". Смиренный подвижник, взяв свой посох, пошел в город, нашел дом, где жили женщины, и постучал. Женщины приняли его с радостью, а преподобный сказал: "Ради вас я пришел из дальней пустыни и хочу знать о ваших добрых делах, расскажите о них, ничего не скрывая". Женщины с удивлением ответили: "Мы живем со своими мужьями, у нас нет никаких добродетелей". Однако святой продолжал настаивать, и тогда женщины рассказали ему: "Мы вышли замуж за родных братьев. За всё время совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злого или обидного слова и никогда не ссорились между собой. Мы просили своих мужей отпустить нас в женский монастырь, но они не соглашаются, и мы дали обет не произносить ни одного мирского слова до смерти". Святой подвижник прославил Бога и сказал: "Поистине Господь не ищет девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ценит свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Святого Духа, которая действует и управляет жизнью каждого человека, стремящегося спастись".

В годы царствования императора Валента – арианина (364 - 378) преподобный Макарий Великий вместе с преподобным Макарием Александрийским подвергся преследованию со стороны арианского епископа Луки. Обоих старцев схватили и, посадив на корабль, отвезли на пустынный остров, где жили язычники. Там, по молитвам святых, получила исцеление дочь жреца, после чего сам жрец и все жители острова приняли святое Крещение. Узнав о случившемся, арианский епископ устыдился и разрешил старцам возвратиться в свои пустыни.

Кротость и смирение преподобного преображали души человеческие. "Худое слово, – говорил авва Макарий, – и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми". На вопрос иноков, как надлежит молиться, преподобный отвечал: "Для молитвы не требуется много слов, надобно только говорить: "Господи, как Ты желаешь и как Сам знаешь, помилуй меня". Если же враг нападает на тебя, то нужно только произносить: "Господи, помилуй!" Господь знает, что нам полезно, и сотворит нам милость". Когда братия спросила: "Каким образом можно сделаться иноком?", преподобный ответил: "Простите меня, я плохой инок, но видел иноков, спасавшихся в глубине пустыни. Я спросил их, как я могу сделаться иноком. Они ответили: "Если человек не откажется от всего, что находится в мире, не может быть иноком". На это я отвечал: "Я немощен и не могу быть таким, как вы". Тогда иноки ответили: "Если не можешь быть таким, как мы, тогда сиди в своей келлии и сокрушайся о грехах своих".

Продолжение следует