Приходской листок Троицкого собора, 11 (980) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающимся; потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»; как и в другом месте говорит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека».

(Послание к Евреям, 4 гл. 14 ст. - 5 гл. 6 ст.)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

(Евангелие от Марка, 8 глава 34 ст. - 9 глава 1 ст.)

Слово в Неделю 3-ю Великого поста

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Святая Церковь зовет нас поклониться Животворящему Кресту Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Иисус Христос на Кресте искупил грехи всего рода человеческого. Мы об этом знаем. Но тогда возникает вопрос: если Христос искупил грехи всех людей, то, спрашивается, зачем тогда нам к чему-то стремиться и стараться? Стараться поститься, стараться молиться, стараться жить по заповедям Божиим – зачем? Ведь Христос искупил грехи все! Значит, всё, мы все спасены, получается.

Собственно говоря, так многие сектанты и говорят: «Ты скажи только, что Христос – мой Спаситель, и все, ты спасен! Больше ничего не надо. Всех нас спас Христос». В чем здесь ошибка?

Действительно, Христос для всех открыл дверь к вечной жизни, для всех открыл двери райские и всем показал путь спасения. Но послушаем, что Сам Христос говорит о том, что это значит. Потому что ведь кто лучше Него Самого, Который совершил дело нашего спасения, знает, как нам воспользоваться этим Его бесценным даром искупления? И мы только что слышали это в Святом Евангелии, слова Господа Иисуса Христа.

Начинается сегодняшнее Евангелие такими словами: «Если кто хочет последовать за Мной…» (см. Мк. 8, 34)

Обратим внимание: значит, спасение не автоматически приходит к нам. Нам нужен ответ. Бог хочет, чтобы мы спаслись, а мы желаем этого или нет? И вот Господь и говорит: «если кто хочет». Значит, первое условие восприятия искупительной жертвы Спасителя – это наше собственное желание идти за Христом. Идти! Не лежать на диване и говорить: «Все, я спасен. Ничего мне делать не надо». Или как один лжеучитель говорил: «Мы все искуплены. Теперь греши смело. Грех не угрожает нам, даже если тысячи, тысячи раз в день мы будем прелюбодействовать и убивать» (см. Мартин Лютер, Письмо к Меланхтону 1 августа 1521). – О, какие заявления были! Но Господь такого не говорил: греши смело. Он сказал: «Если кто хочет последовать за Мной».

А что должен сделать тот, кто желает последовать за Иисусом Христом? Оказывается, он должен «отвергнуться от себя» (см. Мк. 8, 34).

Вот что нужно сделать нам: отвергнуться от себя. Да как это так – отвергнуться от себя? Ведь мир, собственно говоря, и учит нас только тому, что все для себя надо делать: себя хорошо содержать, свое тело, в здоровье, себя хорошо кормить, себя хорошо одевать, себя хорошо развлекать. Посмотрите, все средства массовой информации только и рассказывают нам: ты этого достоин, а ты того достоин. Все! Ищи быстрее всего для себя, для себя, для себя… А Христос говорит: «Надо отвергнуться от себя». Интересно, как это отвергнуться от себя? Каждый ведь из нас личность. Что, значит, нивелировать свою личность, уничтожить ее?

Ничего подобного. Каждый из нас является образом Божиим. Бог создал нас подобными Себе. И Бог имеет о нас замысел. Чтобы мы стали окончательно подобны Ему, мы должны жить в любви. Самое главное – в любви, а из этого все остальное проистечет. Но человек избрал себе другое. Бог, создавая человека, мыслил о нем, чтоб он жил в любви. А человек в этот замысел принес свое – свое, чего Бог не создавал. А человек может привнести свое, потому что он сам богоподобный. В нем есть Божественное творческое начало. Вот он, человек, и приносит в мир грех. Грех принес в мир человек. Вот что свое. Вот от чего Христос призывает нас отвергнуться, когда говорит: «отвергнись от себя». Не от своего образа Божия, а от того, что ты свое, сам себе придумал вне Бога и без Бога. А без Бога ничего доброго мы сотворить не можем. Об этом Сам Господь так и сказал: «Без Меня не можете творить ничего» (см. Ин. 15, 5). Значит, все, что мы доброе творим, – это мы творим с Богом. Но что мы творим злое, вот это наше «свое». Вот от этого Господь и предлагает нам отвергнуться. «Отвергнись от себя»: отвергнись от своего эгоизма, отвергнись от своей гордыни, от своего самолюбования. Раскрой глаза, увидь, что рядом с тобой люди. Подумай о том, что не только для себя самого, любимого, надо жить, но надо что-то делать и для других.

Господь Иисус Христос пришел в мир не для того, чтобы Ему поклонялись, хотя Ему должно поклоняться – Он истинный Бог, создавший небо и землю, воплотившийся в человека. Надо бы Ему кланяться. Но Он пришел не для того, чтобы Ему послужили – Ему толком никто и не служил, кроме самого узкого круга людей, – а Он пришел, чтобы послужить людям, и для этого Он взошел на Крест (см. Мф. 20, 28). Вот и нам Господь предлагает этот же путь: «Отвергнись от себя, – говорит Господь, – и возьми крест свой» (см. Мк. 8, 34).

Что такое крест? Это те жизненные испытания, которые нам промыслом Божиим приходят в этой жизни. И как мы их возьмем? Действительно, беды переживают все и болезни переживают все. Все случается с нами в жизни: и несчастья, и различные страшные ситуации, из которых мы не находим выхода. Но что сказал Господь в отношении этого жизненного креста? Не просто: «возьми крест свой», а: «иди за Мной» (см. Мк. 8, 34). Вот он, путь. Вот он, путь! Если мы возьмем свой крест, свой жизненный крест и пойдем за Спасителем и Господом Иисусом Христом, вот тогда мы пойдем именно по тому пути, который и ведет нас к спасению и жизни вечной. Если мы отвергнемся от себя, возьмем свой крест и пойдем за Господом, вот тогда полностью на нас реализуется дело искупления рода человеческого. Мы добровольно сами тогда не просто языком своим говорим: «Да, Господи, мы идем за Тобой», но жизнью своею свидетельствуем, потому что наш крест – это не что иное, как наша жизнь. И если в нашей жизни мы идем за Христом, то придем мы куда? Да туда, где Христос! В рай мы придем! Как Он воскрес, так и мы воскреснем и получим вечную жизнь. Вот он, алгоритм нашего с вами спасения.

А что будет, если по-другому мыслить? А может быть, правы те, которые говорят: «Вот, надо сейчас наслаждаться. Надо брать от жизни все». На это Господь тоже замечает и говорит: «Что пользы человеку, – это мы слышали сегодня в Евангелии, – если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (см. Мк. 8, 36) Представляете? Весь мир не стоит души человеческой! Все богатства мира не стоят души человеческой. Почему же? Да потому, что мир этот – даже весь мир этот, в котором мы живем, земной, – он, конечно же, исчезнет. Он прекратит свое существование, а душа богоподобная вечна, и нет ничего ценнее ее. Так что важнее? Как можно с вечностью сравнить краткий момент, кратенький отрезок?

Иногда чересчур благодушные толкователи говорят: «Ну что вы, не беспокойтесь. Христос – это ведь бесконечная любовь. Какие могут быть адские муки? Да мы все, ведь мы все спаслись. Всех нас Господь спас. Не думайте ни о чем. Все будет хорошо». Вот интересно, значит, эти благодушные люди лучше знают Христа, чем Он Сам Себя? Они за Него придумывают, какой Он. Они нам рисуют какой-то образ, которого совсем нет в Евангелии. Сочинили себе и радуются. Нарисовали картинку и думают, что это Христос. Ничего подобного. Христос такого не сказал. Он, взошедший на Крест за наши грехи и взявший на Себя наши грехи, что сказал? Мы только что сегодня слышали вот здесь, в Святом Евангелии: «Кто отвергнется от Меня, – говорит Господь, – постыдится Меня в роде этом прелюбодейном и грешном, того и Я постыжусь, когда приду с Ангелами Своими» (см. Мк. 8, 38). Слышите? Господь постыдится нас, если мы не пойдем за Ним, не возьмем креста своего. Так что не слушайте благодушных обманщиков, которые говорят, что человек ничего не должен делать в этой жизни, он и так спасен. Нет. Нам надо потрудиться.

Надо потрудиться. Надо научить себя прощать друг друга. Надо научить себя, учить себя постоянно любить друг друга. Надо учить себя быть милосердными друг ко другу. Нам надо учить себя молиться, обращаться к Богу. Нам надо учить себя с радостью жить по заповедям Божиим. А для этого Святая Церковь дает нам все возможности. Здесь благодать Духа Святаго в Таинствах действует, здесь всестороннейшая помощь спасению нашей с вами души.

Дорогие братья и сестры! Ныне перед нами спасительный Крест Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Он искупил наши с вами грехи. Отвергнемся же от себя, возьмем крест свой и пойдем за Ним к спасению и жизни вечной. Аминь.

19 марта 2017 года