Приходской листок Троицкого собора, 12 (1033) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии

Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,  и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,  и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние…  И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,  которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,  угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;  жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;  другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,  были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;  те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли…  И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,  потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства… Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,  взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

(Послание к Евреям 11 глава, ст. 24-26, 32 - 12 глава ст. 2)

Евангельское чтение на литургии

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.  Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

(Евангелие от Иоанна 1 глава, ст. 43-51)

Слово в субботу 2-й седмицы Великого поста

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Время Великого поста – время наших особых усилий, наших особых трудов, время воздержания.

Чтобы была реальная духовная польза для нас с вами от поста, мы должны к посту подходить не с теми мерками, которые нам нравятся или нам кажутся правильными. Знаете, как бывает: «Вот это мне подходит – в пище что-то не есть, вот это я буду делать, а вот усиливать молитву мне некогда, потому что я занят, я работаю или что-то еще». Или другой скажет: «Вот, я воздерживаться буду в языке, не буду осуждать. А есть буду как обычно». То есть человек сам для себя определяет, что будет делать, что не будет делать, и считает, что это правильно.

Дорогие братья и сестры, цель поста какая? Цель поста – нашу с вами душу очистить от греха и приблизиться к Богу. Но чтобы достигнуть этой цели, мы не свои представления о посте должны воплощать в жизнь, но то, что находится в сокровищнице Церкви, то есть то, как Церковь благословляет. Вот если мы будем свою человеческую волю и свое желание сочетать с волей Божией, которая проявляется в церковной жизни и в Церковном Уставе, вот тогда будет нам духовная польза. Иными словами, наш пост не должен быть самочинным – таким, как нам хочется. Но мы должны сообразовывать свои силы, свои желания и свои возможности с волей Божией, изложенной в церковных постановлениях. Вот это очень важно.

Человек, оторванный от Церкви, самостоятельно не может поститься. Если человек скажет: «Не буду ходить в храм. А у меня вот есть книжка, тут все написано. Буду по этой книжке только сообразовываться», – это не будет пост. Без единения с Церковью, без единения с Господом Иисусом Христом ничего доброго для себя мы не сможем сделать.

И вот именно об этом очень хорошо говорит Евангелие, которое только что мы с вами слышали (Мк. 1, 35–44). В этом Евангелии рассказывалось о чуде, которое совершил Господь Иисус Христос. К Нему пришел прокаженный человек. Проказа – страшнейшая болезнь, не поддающаяся излечению до сих пор. Страшна проказа тем, что человек заживо гниет и при этом не чувствует боли. Святые отцы предлагают нам увидеть в прокаженных образ своей души, потому что наша душа тоже заживо гниет грехами, а мы этих грехов не чувствуем, не переживаем, не страдаем из-за них. Нам кажется, что все у нас нормально.

И вот этот прокаженный человек пришел к Иисусу Христу и очень интересные слова сказал, которые важны нам для понимания нашего отношения к поступку. Он сказал: «Если хочешь, можешь меня очистить» (см. Мк. 1, 40). Обратите внимание, он не говорит: «Я хочу исцелиться». Он, вероятно, понимает, что на все в жизни воля Божия. И если у него такая болезнь, вероятно, что-то это значит. Но он обращается к Христу и взывает к Его Божественной воле. «Если хочешь» – то есть он ищет волю Божию. А с другой стороны, себя предает в волю Божию, говорит: «можешь меня очистить».

Вот точно такое должно быть отношение, дорогие братья и сестры, и у нас с вами к посту, и к нашей молитве, и к нашему воздержанию, и к нашим трудам. Не по своей гордыне: вот мы захотели, и вот так вот мы поступаем, поэтому мы такие молодцы, что мы постимся. Нет. Мы предаем себя в волю Божию и говорим Господу: «Если будет Твоя святая воля, очисти нас. Мы предаем себя в Твою волю, и поэтому стремимся исполнять то, что Ты заповедал. Если хочешь, можешь нас очистить». Вот если с таким отношением мы с вами будем совершать дело поста, не с самомнением, не с самолюбованием, не со своими собственными придумками, а если мы себя предадим в волю Божию, в руки промысла Божия, то тогда будет нам величайшая духовная польза. И Господь совершит чудо – так же, как совершил с прокаженным. Он отвечает прокаженному: «Хочу. Очистись». И тотчас происходит чудо: неисцелимый больной исцеляется и очищается (см. Мк. 1, 41–42).

Но и тут Христос что делает? Он посылает его к священнику, чтобы тот принес хвалу Богу (см. Мк. 1, 43–44). Так и Господь наши с вами души исцелит и очистит, но это не значит, что после этого мы снова должны жить так, как жили раньше, и снова возвращаться к своим грехам. Как Христос послал этого человека к священнику, так и нас с вами Господь посылает в Церковь Свою, которую Он на земле основал. И именно здесь мы совершаем дело своего спасения.

Дорогие братья и сестры, время Великого поста – время благоприятное для нашего спасения. Предадим себя в руки Божии и в волю Божию. Будем стремиться исполнять не свои грешные помыслы и желания, но то, что заповедал нам Спаситель и Господь Иисус Христос, Ему же слава во веки веков. Аминь.

11 марта 2017 года

Слово в Неделю 1-ю Великого поста

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Святая Церковь ныне предлагает нам с вами убедиться на собственном опыте в истинности веры в Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

            Вот прошла уже неделя Святаго и Великого поста. И многие люди, особенно далекие от Церкви, задают нам вопрос, на который мы и не всегда умеем вразумительно ответить: «Зачем вам этот пост? Что он дает? Для чего вы воздерживаетесь от пищи? Зачем вы ходите в храм? И там такие длинные, тяжелые, непонятные службы – что это дает вам?»

            А на самом деле, правильный вопрос. И мы его себе должны задать. А что нам это дает? Что нам дает пост? Что нам дает молитва? Для чего это?

            Сегодня мы только что слышали евангельское повествование о том, как первые ученики приходили к Господу Иисусу Христу и оставались с Ним (Ин. 1, 43–51). Но вопрос: почему они оставались?

            Мы слышали сегодня диалог двух людей. Филипп узнал Иисуса Христа и поверил в Него. Идет к своему другу Нафанаилу и говорит: «Я увидел Того, о Котором пророки говорили. Он – Спаситель! Он – Мессия!» «Кто это такой?» – спрашивает Нафанаил. «Иисус из Назарета». Нафанаил скептически относится. Про Назарет ходили разные слухи, и люди относились к назаретянам так, с какой-то иронией. «Ну что может быть хорошего из Назарета?» – говорит Нафанаил. А тогда ему Филипп говорит очень важные слова, которые должны для нас с вами стать лейтмотивом нашего постного делания. Он ему говорит: «Прийди и виждь». То есть пойди и посмотри, пойди и убедись. То есть не со слуха услышь, не в книжке прочитай, а сам на своем личном опыте убедись. «Прийди и виждь!»

            И вот Нафанаил идет к Иисусу Христу. А Иисус Христос издалека его видит и говорит: «Вот идет израильтянин, в котором нет льсти». То есть обращается к нему, как к старому знакомому, как будто знает всю его подноготную. Нафанаил говорит Ему: «Откуда Ты меня знаешь?» А Господь говорит: «Да еще прежде, чем Филипп тебя позвал, Я видел тебя под смоковницей, как ты сидел».

            Евангелие не дает пояснения, что там было под этой смоковницей. Святые отцы, толкуя Писание, говорят, что, вероятно, Нафанаил размышлял о путях Божиих, о промысле Божием. Может быть, он размышлял об исполнении пророчеств о Спасителе. Это неизвестно. Но то, что Иисус Христос знал, о чем Нафанаил размышлял, под этим деревом сидя, настолько поразило Нафанаила, что он говорит: «Ты Царь Израилев! Ты Сын Божий!»

            Дорогие братья и сестры! Убедился Нафанаил сам, не со слов Филиппа. Почему он убедился? Потому что он пошел и посмотрел. «Прийди и виждь».

            И вот Святая Церковь призывает нас во время поста прийти и убедиться – прийти и убедиться в истинности учения Церкви. Прийти и убедиться, что молитва оживляет душу человека. Прийти и убедиться, что пост приводит человека к осознанию необходимости исправления своей жизни. Прийти и убедиться, что покаяние изменяет человека, освящает его душу. Прийти и убедиться, что Евангелие воистину есть подлинная духовная пища, без которой человеку жить нельзя. Прийти и убедиться, что любовь есть главная суть веры нашей, и без любви наша жизнь бессмысленна. Прийти и убедиться, что Бог милостив и дает нам Свою благодать. Прийти и убедиться, что Господь укрепляет нас Своим Пречистым Телом и Животворящей Кровью и освящает нас. Самим убедиться! Не со слов чьих-то, не из книжки. Самому прийти и убедиться.

            А как это сделать? Как в этом убедиться? Нет другого пути, кроме того, который Церковь дает. Говорит Церковь: «Воздерживайся» – воздерживайся. Говорит Церковь: «В пище себя ограничь» – ограничь. Говорит Церковь: «Язык свой прикуси и больше молчи, нежели говори» – молчи и не говори. Говорит Церковь: «Учись молиться» – учись молиться. Говорит Церковь: «Принуждай себя прощать другим» – принуждай себя прощать другим. Говорит Церковь: «Не осуждай брата своего» – не осуждай брата твоего. Говорит Церковь: «Обращайся к Богу с молитвой» – обращайся к Богу с молитвой. Говорит Церковь: «Иди и кайся» – иди и кайся. Говорит Церковь: «Приступай к Причастию Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых» – иди и причащайся Тела и Крови Христовых.

            «Прийди и виждь». Только таким образом, когда мы сами убедимся, что дает нам святая вера, мы станем настоящими верующими. Не тогда, когда будем болтать о разных обычаях и слухах, не тогда, когда будем изучать разные обряды, не тогда, когда будем разбираться в кухне постной или непостной, а тогда, когда убедимся, что Иисус Христос воистину Царь души нашей и Спаситель наш, когда мы поймем, что без Него жить нельзя.

            И вот когда Нафанаил убедился и сказал Иисусу Христу: «Ты Сын Божий! Ты Царь Израилев!», Христос ему говорит: «Это ты так говоришь только за то, что Я тебе сказал, что видел тебя под смоковницей? Большее увидишь! Увидишь небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих на Сына Божия».

            Вот, дорогие братья и сестры, в чем мы с вами в конечном итоге убедимся. Небо для нас открывается. Церковь Христова возносит нас от земли на небо. Жизнь вечную дает нам Господь. Вот в чем мы с вами убедимся на своем собственном опыте, если послушаем этого призыва Церкви Христовой, который она сегодня предлагает нам услышать: «Прийди и виждь». Аминь.

            25 февраля 2018 года