Приходской листок Троицкого собора, 13 (1034) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

«В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся». Кому когда из Ангелов сказал Бог: «седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние: то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.

(Послание к Евреям 1 глава, ст. 10 – 2 глава, ст. 3)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он уже в доме. Тотчас собрались многие, так, что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: «прощаются тебе грехи»? или сказать: «встань, возьми постель твою и ходи»? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел пред всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

(Евангелие от Марка, 2 глава, ст. 1-12.)

Слово в Неделю 2-ю Великого поста

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Прошло две недели Святаго и Великого поста. Это время, которое дается нам Святой Церковью, чтобы мы, поразмыслив о своей жизни, и глубоко взглянув в собственную душу, приложили усилия к тому, чтобы в своей жизни идти за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Идти по жизни за Ним, то есть сообразовывать свои поступки с Его заповедями, сообразовывать свои стремления и желания – то есть то, к чему наша душа больше всего стремится – с тем, что открыл нам Господь через Святое Евангелие, с тем, к чему Он нас с вами зовет.

Конечно, величайшая и главнейшая заповедь, которой мы никак не можем научиться – это заповедь любви друг ко другу. И поскольку этой великой заповеди мы никак не можем научиться, нам помощь дается, разъяснение, пояснение. Как мы должны поступать. И когда мы во время поста сравниваем свою жизнь с заповедями Божиими, с Евангельскими призывами, мы начинаем видеть наши грехи. Мы начинам понимать, что нам мешает идти за Иисусом Христом, и почему мы не идем за Ним, а спотыкаемся, уклоняемся в стороны. Это происходит из-за наших с вами грехов. Грех – это не только нарушение воли Божией. Казалось бы: ну, нарушение. Нарушил, больше не буду. Вот некоторые так рассуждают и говорят: что это вы в Церкви все говорите о покаянии, о покаянии, что это – нужно просить прощения, зачем это? Осознал, что воровать плохо – все, больше не буду воровать. Вот решил – больше не буду воровать. И чего? Какое еще нужно покаяние? Я же больше не ворую?

Так ли это на самом деле? Достаточно ли просто перестать совершать какой-либо грех. Оказывается, нет. Оказывается, грех – это только вершки растения, листики. Листики-то можно оторвать, но если корень остался – новые листики вырастут, может быть, другие. Потому что грех – это не только поступок человека. Это то, что гнездится у него в сердце. Вот как можно по-разному можно лечить болезнь тела. Например, болит рука – не знаешь, почему она болит: можно сильное обезболивающее принять, или даже укол обезболивающий уколоть – все: рука не болит. Двигается. А болезнь исцелилась ли от обезболивающего? Нет. Почему? Потому что причина осталась. Надо лечить причину болезни.

Так вот покаяние – это труд человека по исцелению своей души, причины грехов. Каждый грех имеет свою причину. И эта причина гнездится в душе человека, внутри него. Потому что можно, знаете ли, вот я привел пример, и не воровать, но в душе смотреть на чужое богатство, на чужой достаток, и все время думать: вот почему у него это есть, а у него нет, и этим сжигать свою душу. Можно и не совершать убийства. Да, тем более, поймают – в тюрьму посадят. Но в душе можно человека видеть и ненавидеть, и думать: сколько ты будешь здесь еще ходить и меня злить, чтобы вот с тобой что-нибудь случилось.

Разве не это причина всех грехов? Грех – не в поступках. Поступок – это уже следствие. Грех гнездится в душе человека. Так вот эти грехи настолько в нашей душе пустили свои ядовитые корни, что вот прошло две недели, а нам уже трудно поститься, нам уже трудно молиться. Мы уже думаем: а что толку в этом, а ничего не изменяется, а вот сходили на исповедь покаялись, и все то же самое. Можно даже впасть в отчаяние от этого.

Сегодня Святая Церковь предложила услышать нам с вами Евангельское повествование (см. Мк. 2, 1-12), которое только что мы с вами слышали, которое дает нам большую надежду в нашем пути покаяния и большую поддержку. О чем мы слышали только что? О чуде, которое совершил господь Иисус Христос: чудо исцеления расслабленного человека, то есть парализованного. Человек сам не мог прийти к Иисусу Христу. Потому что ни руки, ни ноги у него не двигались. Сам идти не мог.

Дорогие братья и сестры. Это ведь образ нашей с вами души, которая настолько парализована повседневной суетой и повседневными грехами, которых мы даже не замечаем, что мы не двигаемся за Христом. Вот надо идти по жизни за Христом – а мы не идем, мы валяемся, на одном месте лежим. Никакого у нас прогресса и продвижения. Так что теперь – мы с вами погибнем? Нет, это не так.

Что же мы услышали сегодня в Евангелии? Этого парализованного берут четыре человека, кладут его на носилки, и несут его к Иисусу Христу. И приходят, и видят, что дом, в котором Христос, весь полон. Им с этими носилками даже туда не пробраться. Тогда что они делают? Они забираются с этими носилками на крышу, разбирают крышу. А на востоке плоские крыши, покрытые соломой, такими снопами соломы. Разбирают эту крышу и, привязав веревки к краям, спускают этого расслабленного к ногам Иисуса Христа.

Так что обозначает это для нас с вами? У нас, дорогие братья и сестры, счастье есть – то что мы с вами находимся в Церкви Христовой. Сами мы парализованы и души наши не так сильны духовно. Но мы-то в Церкви, где пребывают вместе с нами все святые, Ангелы и Архангелы, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария Богородица. Мы не можем молиться, а святые молились непрестанно и сейчас молятся. Мы не умеем делать добрых дел. А они делают эти добрые дела. Мы не умеем следовать за Христом. А они нас берут и как на носилках несут к ногам Господа Иисуса Христа. Вот в чем наше счастье – Церковь Христова. Неправы те, которые говорят: сам в одиночку можешь почитать Евангелие и престать грешить. Парализованный сам не может двигаться, помощь ему нужна. А мы с вами имеем эту помощь. Мы не одиноки в своих усилиях. Смотрите, какие усилия предприняли эти люди, чтобы исцелить своего друга расслабленного. Они додумались, и на крышу забрались, и крышу разобрали, веревки привязали, и спустили. Не так все это просто было сделать. Они и придумали, как и приложили труд и осуществили их. Вот так и покаяние – дело непростое. Это не так просто, как некоторые сектанты говорят: скажи, Христос мой Спаситель, и тут же спасешься. Но языком-то лопотать нетрудно. А в Евангелии говорится: «Когда скажут Мне, Господи, не Твое ли имя мы призывали. А Я скажу им – отойдите от Меня, Я никогда не знал вас» (см. Мф. 7, 22, 23). Мало говорить – следует делать.

И вот пост – время как раз таких постных трудов. И поскольку мы с вами имеем уверение, что мы в этих трудах не одиноки, что все святые за все время, которое Церковь Христова жива, ныне на небе за нас молится и нам помогает. И вся Церковь, буквально на руках несет нас к Господу нашему Иисусу Христу, мы укрепляемся надеждой на то, что корень наших грехов будет исправлен.

А смотрите, что дальше происходит. В Евангелие очень хорошие слова, которые надо нам запомнить: когда спустили этого больного к ногам Иисуса Христа, дальше написано у Евангелиста Марка: «Христос, видя веру их» – слышите: видя веру их! Христос видел веру этих людей. И так Христос должен увидеть нашу с вами веру. И Он всегда видит веру святых своей Церкви. И, видя веру их, Христос казал: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». Вот в чем смысл нашего поста, чтобы мы услышали от Господа нашего Иисуса Христа, что нам прощаются наши грехи. Чтобы корень был исторгнут из нашей души. Не все это понимают сейчас, и не все понимали тогда. Принесли-то этого больного, чтобы его исцелить от паралича, а Христос про какие-то грехи говорит. И они начали про себя говорить: «Да что это такое, кто может прощать грехи? Это может делать один Бог!» – Это говорили те, что не видели, что Христос есть истинный Человек и истинный Бог, и Он имеет право прощать грехи. Понимаете, то, что это человек лежал парализованный, – это следствие, это те самые листики, которые вылезли из корня. Главное, что сказал Христос: «прощаются тебе грехи» – Он исторг корень. Но, желая вразумить этих людей, в вместе с ними и нас с вам, Господь говорит: «Как вы думаете, что проще сказать – Чадо, прощаются тебе грехи твои, или встань, возьми одр твой – то есть те самые носилки – и иди? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет право прощать на земле грехи, – «Сын Человеческий» – так Христос Себя называет – тебе говорю: встань, возьми одр твои и иди. И совершается чудо: расслабленный встает, берет свои носилки и, благодаря Бога, начинает ходить.

Вот, дорогие братья и сестры, это образ нашей с вами души. Святая Церковь приносит нас, буквально приносит нас к Господу Иисусу Христу. Господь прощает нам наши с вами грехи. И мы должны начинать ходить во славу Божию и в заповедях Божиих.

Дорогие братья и сестры! По прошествии двух недель Святаго и Великого поста, не будем унывать о своих слабых силах. Будем просить помощи всех святых, Ангелов и Архангелов, Пречистой Преблагословенной Девы Марии Богородицы, чтобы нам с вами исцелиться от наших грехов по их и нашей вере. И чтобы встать и идти за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

8 марта 2015 года