Приходской листок Троицкого собора, 14 (1035) 2019 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающимся; потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»; как и в другом месте говорит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека».

(Послание к Евреям, 4 гл. 14 ст. - 5 гл. 6 ст.)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

(Евангелие от Марка, 8 глава 34 ст. - 9 глава 1 ст.)

Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский

Память 18 (31) марта

            Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский, родился в Иерусалиме в 315 году и был воспитан в строгом христианском благочестии. Достигнув совершеннолетия, он принял монашество, а в 346 году стал пресвитером. В 350 году после смерти архиепископа Максима он стал его преемником на Иерусалимской кафедре.

            В сане Иерусалимского Патриарха святитель Кирилл ревностно боролся против ересей Ария и Македония. Этим он возбудил против себя ненависть арианствующих епископов, которые добились его низложения и изгнания из Иерусалима.

            В 351 году на праздник Пятидесятницы в Иерусалиме около 3 часов дня было чудесное знамение: на небе явился Честный Крест, сиявший ослепительным светом. Он простирался от Голгофы до горы Елеонской. Святитель Кирилл сообщил об этом знамении императору-арианину Констанцию (351–363), надеясь обратить его в Православие.

            Низложенный Сардикийским Собором еретик Акакий, бывший митрополитом Кесарийским, решил изгнать святителя Кирилла, пользуясь содействием императора. Когда в Иерусалиме наступил сильный голод, святитель Кирилл на дела милосердия истратил все свое имущество. Так как голод не прекращался, святитель начал продавать церковные вещи, покупая на вырученные деньги пшеницу для голодающих. Враги святителя распустили слух, будто бы видели в городе женщину, плясавшую в священном облачении. Воспользовавшись этим слухом, еретики силой изгнали святителя.

            Святитель нашел приют у епископа Сильвана в Тарсе. После этого в Селевкии собрался Поместный Собор, на который прибыло около 150 епископов. Среди них был и святитель Кирилл, которого митрополит Акакий хотел не допустить к заседаниям, но Собор не согласился. Тогда Акакий покинул Собор и перед императором и патриархом-арианином Евдоксием оклеветал и Собор и святителя Кирилла. Император подверг святителя заточению.

            Когда воцарился император Юлиан-Отступник (361–363), он, якобы из благочестия, отменил все постановления Констанция, направленные против православных. Святитель Кирилл вернулся к своей пастве. Через некоторое время, когда Юлиан утвердился на престоле, он открыто отрекся от Христа. Он позволил евреям восстановить разрушенный римлянами Иерусалимский храм и даже выделил им на постройку часть средств из государственных податей. Святитель Кирилл предсказывал, что слова Спасителя о разорении самых камней храма (Лк. 21, 6) несомненно исполнятся, и богохульный замысел Юлиана потерпит крах. Однажды ночью случилось такое сильное землетрясение, что даже уцелевшие основания древнего Соломонова храма сдвинулись с места, а вновь возведенные пали и рассыпались в прах. Когда иудеи все-таки снова начали постройку, с неба пал огонь и истребил рабочие орудия. Великий ужас объял всех. На следующую ночь на одеждах иудеев появилось знамение креста, которое они ничем не могли уничтожить.

            После этого Небесного подтверждения предсказания святителя Кирилла, его снова изгнали, а кафедру Иерусалимскую занял святой Кириак. Но вскоре святой Кириак претерпел мученическую кончину (+ 363, память 28 октября).

            После гибели императора Юлиана святитель Кирилл вернулся на кафедру, но в правление императора Валента (364–378) в третий раз был отправлен в ссылку. Лишь при святом благоверном царе Феодосии Великом (379–395) он окончательно вернулся к своей архипастырской деятельности. В 381 году святитель Кирилл участвовал во II Вселенском Соборе, который осудил ересь Македония и утвердил Никео-Цареградский Символ веры.

            Из творений святителя Кирилла особенно известны 23 поучения (18 огласительных для готовящихся принять Крещение и 5 для новокрещеных) и две беседы на Евангельские темы: "О расслабленном" и "О претворении воды в вино в Кане".

            В основе огласительных поучений лежит подробное разъяснение Символа веры. Святитель предлагал христианину записать Символ веры "на скрижали сердца". "Члены веры, – учит святой Кирилл, – составлены не по человеческому измышлению, но из всего Писания собрано все важнейшее и таким образом составлено одно вероучение. Как горчичное семя в малом зерне заключает множество ветвей, так точно и вера в нескольких изречениях совмещает все учение благочестия Ветхого и Нового Завета". Скончался святитель Кирилл в 386 году.

Слово в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную.

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Перед нами Крест Христов, и Святая Церковь зовет нас совершить поклонение спасительному орудию нашего с вами спасения. Именно на Кресте Спаситель мира Господь Иисус Христос омыл Честною Кровию наши с вами грехи. Крест – это вещественное, зримое свидетельство любви Бога к нам, потому что Иисус Христос добровольно взошел на Крест, дабы мы с вами не погибли, но получили спасение и вечную жизнь.

Невозможно понять тайну Креста. Она не открывается человеческому разуму. Поэтому и апостол прямо говорит о том, что это безумие для человеческого разума (см. 1 Кор. 1, 22–23). Это непостижимо, что произошло на Кресте. Непостижимо потому, что как возможно так сконцентрировать в одном месте весь мир? Ведь Господь на Кресте всех нас грехи взял. Как это возможно? Один человек за другого еще может добровольно взять вину. Вот, например, у отца какого-нибудь сын совершил преступление, ну, украл что-то, а отец идет в полицию и говорит: «Это я украл. Вот, меня арестуйте». Ну, взял отец вину своего сына. Это еще можно понять, как это происходит. Но как это происходит, когда Богочеловек Господь Иисус Христос не одного, не двух, не трех, не народа Своего и не тех людей, которые были рядом с Ним или ходили за Ним, нет, – как Господь Иисус Христос всех нас грехи, всего мира, взял на Себя? Можно это разумом объяснить? Невозможно. Человеческому разуму понять это невозможно.

Но и понять спасение невозможно. Как это мы, грешники, спасемся? Как это мы рай получим, и блаженство, и счастье, и чистоту, и святость, когда мы нечистые, и скверные, и грешные? Как это?

Человекам, конечно же, это невозможно. А вот Богу все возможно. Потому что Он Бог, Он создал этот мир. И Он приходит для того, чтобы мы с вами получили прощение, на Себя берет нашу вину. Он нас создал, Он на Себя и взял нашу вину. Видите, какова цена нашего спасения? Бог создал нас такими. Нет, Он нас не грешными создал. Он нас создал свободными. Он нас создал подобными Себе, богоподобными. И у каждого из нас есть образ и подобие Божие, в душе нашей, у каждого, у всех без исключения. Даже у самых отъявленных преступников, даже у самых неверующих и противников имени Божия – у всех есть образ Божий в душе. И вот эту свободу, которую мы имеем, мы использовали себе во вред. Символом этого вреда в Библии является Древо познания добра и зла, от которого человеку было заповедано Богом не вкушать. Одна-единственная заповедь была в раю, одна-единственная – и ту человек не захотел соблюсти. Он не захотел пребыть в послушании и в воле Божией. Он избрал свою волю, противопоставил свое желание человеческое желанию Божию. И вот тогда через это Древо познания добра и зла пришел в мир грех, а через грех пришла в мир смерть.

Ныне перед нами иное древо предлежит – Честное Древо Животворящего Креста Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. А вот через это Древо пришло нам спасение, потому что здесь Богочеловек Свою человеческую волю предал в волю Божию. Здесь, на этом Древе, Богочеловек взял на Свои человеческие плечи грехи всего мира и принес нас на Своих плечах назад в рай. Крестом Господь открыл нам то, что мы потеряли через Древо познания добра и зла. Древом Креста, как Божественным ключом, Господь открывает нам райские двери, которые мы закрыли своим грехом. Вот что значит любовь Божия к нам. Эта любовь драгоценна и велика, потому что никто не может даже представить себе, что пережил Спаситель мира на Кресте. Не потому, что это были невероятные физические мучения. В жизни люди тоже испытывают порой невероятные страшные физические мучения. Нет, не поэтому. Потому что Господь сопережил падение и грехи каждого из нас. Вот, когда мы попробуем хоть одному человеку посопереживать в его горе, нам очень трудно. Мы практически не умеем сопереживать. Еще там порадоваться вместе худо-бедно получается. А сопережить, да так сопережить, чтобы тому человеку, которому мы сопереживаем, стало легче, – это очень тяжело. И если кто это умеет и это делает – это величайший дар. Но какой ценой это сопереживание одному-единственному человеку дается!.. А здесь Богочеловек Господь Иисус Христос каждому из нас сопережил. Каждому! Все наши беды, все наши болезни, все наши скорби, все наши несчастья – все это разделил с нами наш Спаситель Господь Иисус Христос. Вот почему сие Древо спасения, вот почему сей Крест – это видимое явление любви Господа нашего Иисуса Христа в этом мире.

И ныне мы поклоняемся Животворящему Кресту Христову и просим у Спасителя, чтобы нам усвоить эти плоды, которые Он даровал нам. Потому что даже это спасение – ведь все для нас Христос сделал, – но все равно оно не автоматически происходит. Нам нужно в ответ на волю Божию все-таки нашу волю человеческую проявить. Вот дали нам ключ, но ведь надо этот ключ взять в руки, надо ведь, наверное, его в скважину двери вставить и, наверное, его надо провернуть и двери открыть. Вот так и нам откроются райские двери, если мы хотя бы малое усилие приложим к тому, чтобы Божественное искупление коснулось и нашего сердца, и нашей души. Чтобы для нас открылись райские двери, мы хотя бы малый труд должны приложить к сему.

Совершим же сей малый труд. Совершим поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. Будем кланяться ему не только телом своим, но и душой своею. Не только телом и душою, но и в повседневной жизни надо совершать сей малый труд. Надо никогда не забывать, что мы христиане, не забывать, что на нас крест Христов, не забывать, что мы искуплены дорогою ценою (см. 1Кор. 6, 20). Поэтому в жизни своей нам надо усердно стремиться идти по стопам пострадавшего за нас Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим! Аминь.

            18 марта 2017 года