Приходской листок Троицкого собора, 14 (983) 2018 г

http://www.podolsk-sobor.ru/files/uploads/Mucheniki/prixlistok.jpg

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежащих с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и оттерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря; потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет во Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: “не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле” (Захар. 9, 9). Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ; ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

(Евангелие от Иоанна, 12 глава, ст.1-18)

Слово в Неделю ваий (цветоносную)

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Особенный – сегодня праздник! С одной стороны, Церковь призывает нас торжествовать и радоваться. И слышали мы чтение из послания апостола Павла филиппийцам, которое так и начинается словами: «Радуйтесь! И снова говорю вам: радуйтесь!» (см. Флп. 4, 4).

А с другой стороны, если вспомнить, какому событию эта радость наша посвящена, то возникает ощущение глубокой трагичности. Потому что Христос ведь входит в Иерусалим для того, чтобы там принять унижения, мучения, отвержение, предательство и в конечном итоге смерть. Но еще больший трагизм в другом. Жуткий трагизм в том, что те люди, которые приветствовали Иисуса Христа и кричали Ему как Царю: «Осанна Сыну Давидову», – те же самые люди, не пройдет и пяти дней, будут кричать: «Распни, распни Его!».

Когда мы об этом читаем или задумываемся, чаще всего нам кажется: «Это не к нам относится. Просто тогда эти вот такие нехорошие люди были, жили в Иерусалиме, а мы другие. Мы не такие». А как на самом деле? Такие или не такие? В чем дело? Почему вдруг такое произошло, такая резкая перемена на 180 градусов? Ну страшное же дело!

Да, очень страшное.

Очень страшно, братья и сестры, потерять веру. Страшнее ничего нет. А можно ли потерять веру? Примеров жизненных больше, чем нужно. Сколько за всю историю человечества было вероотступников! Да что говорить про историю человечества… История нашей страны. Сколько людей с радостью отрекались от Бога, бросали в костер иконы. Священники сбрасывали с себя одежду церковную и шли работать бухгалтерами или еще какими-нибудь счетоводами. Массовая потеря веры. А в чем дело? Что такое? Можно ли вообще веру потерять? А может быть, дело в том, что веры-то и не было, а было что-то другое, что не верой называется, а имеет другое название?

И вот, чтобы это понять, нужно задать себе самому вопрос. Вот, ныне мы во множестве пришли в храм. А зачем мы пришли в храм? Что мы ждем от Бога?

Чаще всего отвечают: «Вот, помолиться о здоровье. Чтоб дал Бог здоровья». Ну помолился – а Бог не дал. И еще раз помолился, а заболел еще хуже. И еще раз помолился, и лег вообще, в лежку лежишь. И человек говорит: «Да что это такое? Я Богу молился, молился. Нет никакого Бога». Что, такого не бывает? Очень даже бывает.

А другой человек скажет: «Ну, я пойду, помолюсь. Что-то у меня на работе никакого продвижения. Начальник ругается. Вот-вот меня уволят. Помолюсь, чтоб не уволили». Ну, помолился. А на следующий день приходит – приказ об увольнении. Вот тебе и Бог! «Чего это я Ему молился? Зачем это? Да плевал я за такое отношение ко мне! Нет никакого Бога».

А другой скажет: «Ну вот, я пойду помолюсь, чтобы в семье был лад и склад, чтобы меня дети слушались, чтобы мне хорошо с супругой жить». Сходил помолился и раз, и два; а потом узнает: ребенок наркотики принимает, жена где-то там гуляет, о чем ему записочку-анонимку прислали. «Вот это да. А зачем это я ходил и молился? Ничего не вышло».

А таких примеров можно привести сколько угодно.

Вопрос: что мы ищем в вере? Зачем мы верим? Чего мы желаем от Бога?

Те иерусалимляне, которые встречали – радостно встречали – Иисуса Христа, они же слышали, какие невероятные чудеса Он совершал: как Он исцелял больных, слепым давал глаза, глухим давал возможность услышать, парализованных поднимал на ноги. Да что парализованных! Только что друга Своего Лазаря, который четыре дня как лежал в могиле и стал уже разлагаться, воскресил. Вот Он, предсказанный пророком Мессия, Освободитель, Царь Израилев. Вот Он-то придет, Он сейчас римское владычество скинет. Он продажных чиновников-взяточников всех прогонит. Он установит царство справедливости. Все будем жить – наслаждаться. Он пятью хлебами пять тысяч насытил; ну, уж нам Он хлеба всем даст довольно! Он ветрам и морю повелевает, и они слушают Его; ну, уж Он сделает так, что никакой враг на нас не нападет! Вот чего они ждали. Вот в чем трагизм. Вот в чем ужас.

Обманул их Господь в их ожиданиях. Но не Он обманул. Он им этого и не обещал. Он им этого и не говорил. И пророки не об этом говорили. Они сами захотели верить в то, что себе придумали. Поэтому может ли быть речь о потере веры? Ведь веры в Иисуса Христа – Спасителя, Царя Небесного – и не было никакой. Была вера в царя – земного освободителя, но не в Царя-Страдальца, Который на Себя берет грехи мира.

Поэтому становится и совершенно понятным, почему так вели себя те люди, которые только что приветствовали Его, когда увидели, чем все кончилось: вместо победы полное поражение, вместо славы полное бесславие, вместо торжества унижение. Не этого они ждали.

А вот теперь важно задать нам себе вопрос. А мы чего ждем от Христа? Чего каждый из нас ожидает? И тогда мы поймем цену нашей веры. И тогда мы поймем, действительно ли мы имеем это уникальное и удивительное сокровище – дар веры. Потому что вера – она надмирна. Вера дает нам, живущим сейчас в греховном мире, лежащем во зле, увидеть свет истинный и истинную жизнь. Не то, что сейчас временное и скоро закончится, а то, что ждет нас в вечности. Вера – это фактически любовь. Можно знак равенства ставить. Потому что если человек любит, то ему в самой этой любви достаточно счастья и радости. Он не ищет какой-то выгоды. Не за то любят, что кто-то дает подарки. Если за подарки – это не любовь называется, по-другому. Не за то любят, что получает человек какое-то положение. И это по-другому называется. Любящий находит радость в самой любви.

Вот вспомним Евангелие, которое сейчас читалось. С чего оно начинается? Как Иисус Христос пришел в дом Лазаря. И они за стол сели вместе с Лазарем, которого Он воскресил. И были там сестры Лазаря. И вот Мария, сестра Лазаря, взяла сосуд драгоценнейший очень дорогостоящего благовония и начала это драгоценнейшее масло лить на ноги Иисусу Христу и волосами отирать. Сидит Иуда, ученик Христов, который потом и предаст Его, и говорит: «Да что это такое?! Да это зачем же столько денег-то зря переводить? Это можно было бы продать за столько там, триста динариев, да нищим раздать!» (см. Ин. 12, 1–5)

Вот, дорогие братья и сестры, два подхода. Мария приносит Иисусу Христу дар любви своей, не размышляя, что в нем, в этом даре, ибо в самой любви этой находит для себя счастье. Она не размышляет, сколько денег можно было бы выручить за это благовонное масло. А Иуда мало того, что все подсчитал, но так возмутился, как справедливо говорит Иоанн Богослов, который передает нам эту ситуацию, «не потому, что он о нищих очень заботился. А он был вор, и носил с собой ящик, и там накапливал себе богатства» (см. Ин. 12, 6). Ну, это похоже на благотворительные фонды, которых и сейчас очень много: все вроде ради больных или детишек, а потом, как прокуратура начнет разбираться, куда это все девается…

Вот подход: вера равна любви. И наше счастье, и наша радость, о которой говорил апостол Павел, в том, что мы любим Господа. Любим не за то, что Он нам что-то дает в этой жизни. Он Сам пострадавший, Сам пришедший для того, чтобы на Себя взять наши грехи. Он никогда не обещал нам, что мы будем всегда здоровы. Он никогда не обещал нам, что мы будем благоденствовать. Он никогда не обещал нам ни счастья, ни благополучия. Здесь, в этой земной жизни, никогда не найдете, чтобы Христос обещал это дать Своим ученикам. Нет. И если этого ищем – ну, тогда не надо и разочаровываться. Можно просто понять, что и нет веры в Христа, а есть какая-то другая вера. Это как язычники. Они когда идолу приносят свои жертвы, то они понимают: «Вот, я, идол, тебе принес чашку молока, ты мне за это дай обязательно, чтобы все было хорошо. А если будет у меня плохо, то я возьму прут и тебя, идол, побью». Ну если у нас такое отношение к Богу, то, пожалуй, лучше нам тогда христианами и не зваться.

А Господь дает нам то, чего не может дать нам никто в этом мире: дает такую радость, которую никто не может у нас отобрать. И вот ради этой радости мы и идем в храм. Ради этой радости мы и молимся. Ради этой радости мы и христиане; потому что это как лучик солнца, который сейчас только озаряет немного нашу душу, а через это мы ощущаем, что будет с нами в вечности, что приготовил для нас наш Царь и Спаситель.

Иисус Христос входит в Иерусалим. Как Царь, но Царь Небесный. Он принесет и принес уже нам победу над смертью. Он дарует нам жизнь вечную. Мозги наши этого не понимают. Переварить это мысленно, интеллектуально мы не можем. Душа наша верующая это понимает. Мы знаем, что если мы будем с Христом, то мы с вами будем счастливы и блаженны. Если мы будем с Христом, то мы будем уметь любить друг друга, сострадать друг другу, переживать друг за друга, понимать друг друга, печалиться друг о друге и радоваться друг со другом. Если Христос будет царствовать в сердцах наших, то Его Царствию не будет конца. Об этом ныне мы радуемся и воздаем хвалу Господу, так, как воздавали дети. Дети радовались не потому, что ждали какой-то корысти, как взрослые. Дети не видели в Нем земного руководителя. Они слушали свое сердце. Так и мы с вами послушаем своего сердца.

Будем любить Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, все сотворившего для нашего спасения и вечной жизни. Ему же слава во веки веков! Аминь.

9 апреля 2017 года