Приходской листок Троицкого собора, 17 (1038) 2019 г.

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежащих с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и оттерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря; потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет во Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: “не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле” (Захар. 9, 9). Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ; ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

(Евангелие от Иоанна, 12 глава, ст.1-18)

Слово в Великую Субботу

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Ныне день христианской надежды, ибо, хотя мы вспоминаем о том, как Спаситель мира умер и был положен во гроб, мы знаем, что Он из этого гроба воскрес.

            День христианской надежды потому, что многие наши благие начинания, и многие наши хорошие дела, и многие наши прекрасные чувства были нами же положены в гроб и нами же убиты. Мы убиваем свою совесть и полагаем ее в гроб, как мертвую, чтобы она не досаждала нам, чтобы она не мучила нас, чтобы нас не сверлило постоянно чувство неправедной жизни. Мы убиваем в себе доброе, когда потакаем страстям, греху командовать нами. Мы убиваем в себе любовь, когда позволяем житейским мелочам возобладать над святым и великим чувством, дарованным нам от Господа. Мы убиваем в себе веру, когда не живем по вере, когда не молимся, когда не делаем добрых дел, когда безразличны бываем к Церкви Христовой. Что же, мы сами убиваем себя, сами полагаем себя во гроб.

            Нет, Господь не хочет, не желает, чтобы мы лежали в этом гробу греха. Господь Сам вместо нас ложится в этот гроб, Сам вместо нас предает Себя смерти, чтобы нас воскресить и оживить. С Христом нет места ни отчаянию, ни унынию. С Христом мы всегда в любой ситуации имеем надежду. Ибо что уже может быть хуже, когда гробовая доска, а в случае Иисуса Христа – гробовой камень привален, и не просто привален, но еще и запечатан, что может быть хуже? Где выход?

            Но Господь находит этот выход. И этим выходом Сам, разрушая закон смерти, и нас выводит из-под власти смерти. Вот поэтому ныне день христианской надежды.

            Скорбное чувство в наших сердцах при виде иконы Плащаницы, где Христос мертв. Но да не будет Он мертв в сердцах наших! Страшно, если в нашей жизни Христос умер. Вот это страшно. А глядя вокруг себя, можно подумать, что Христос умер. Так многие говорят нам, верующим: «Где ваш Бог? Почему в мире столько зла?» Вместо того чтобы обратить внимание на свою душу, они Бога винят, что Он создал нас такими богоподобными, что Он создал нас имеющими свободную волю, что Он создал нас могущими быть бессмертными в любви, и счастье, и блаженстве.

            Дорогие братья и сестры! Пусть Господь всегда живет в сердцах наших. Пусть наши сердца не будут для Него гробом. Пусть мы имеем всегда упование на нашего Спасителя и Господа и никогда не теряем надежды.

            Ныне пред нами Христос погребенный. Но мы знаем, что Он воскрес. Дорогие братья и сестры, да пребудет с нами спасительная надежда, ведущая нас к воскресению и вечной жизни за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

            6 апреля 2018 года

Слово в праздник Входа Господня в Иерусалим

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            Устами святого апостола Церковь ныне призывает всех нас радоваться. «Радуйтесь! – слышали мы Слово Божие. – Радуйтесь!» (см. Флп. 4, 4).

            Какое прекрасное чувство радость! Но мы должны сами себе сознаться: мы не умеем радоваться. Печалимся мы много, и чаще всего о пустяках. Жалуемся мы еще больше. Скорбим и злимся каждый день. Недовольствуем ежечасно. А когда мы радуемся? А главное, как мы радуемся? В самом деле, в чем радость-то? В хорошем застолье? Хорошо поесть, замечательно выпить, а потом мучиться головой и желудком. В этом ли радость?

            И чем больше мы за собой наблюдаем, и чем больше мы живем, и чем старше мы становимся, тем больше мы видим, что мы не умеем радоваться. А как же так? Апостол зовет нас радоваться, но он и объясняет, чему мы должны радоваться.

            Сегодня вспоминается историческое событие входа Господа Иисуса Христа в Иерусалим. Очень радостно Его встречали дети. Очень радостно Его приветствовали. Так радостно, что даже законникам-фарисеям это не нравилось. И они говорили Иисусу Христу: «Запрети им». А Христос говорит: «Если они замолчат, камни возопиют» (см. Мф. 21, 15–16; Лк. 19, 37–40). Потому что это была радость чистых сердец о том, что Бог пришел к людям, чтобы их спасти. Они безотчетно радовались.

            Когда матерь берет на руки младенчика, и он еще не умеет ни говорить, ни даже глаза сфокусировать еще толком не может, а улыбается. Он не может объяснить, этот младенчик, почему он улыбается. Но, поверьте, он радуется. И эта радость чище любой другой, потому что он радуется непосредственно общению с матерью.

            Вот так бы должна бы наша душа радоваться общению с Богом. Не потому, что нам Бог что-то дал. Вот, наша любовь и наша радость все время имеет какой-то горький привкус эгоизма. Вот что мне с этого будет? Какая мне с этого польза? Какое я получу от этого удовольствие? Вот тут я и порадуюсь, когда мне будет выгода. Мы все время ищем чего-то своего.

            А я вернусь к этому же примеру. Мать, когда она держит на руках этого ребенка, ничего своего не ищет. Она улыбается и радуется, и этот ребенок радуется. Вот так бы наша душа должна бы радоваться общению с Богом.

            Иисус Христос вошел в Иерусалим, чтобы жертвой Своею всем нам подарить Царство Божие, всем нам подарить вечную жизнь. Не потому, что мы ее заслужили. Нам даром ее Господь дает по Своей милости и любви. Не заработали мы никакой вечной жизни. Но для этого Господь и пришел в Иерусалим.

            И мы слышали в Евангелии, как дети радовались. А почему пришли взрослые, в Евангелии тоже дано объяснение. Увы, они не по той причине пришли, что дети, – с Богом встретиться. Они слышали, что Христос совершил большое чудо, воскресил Своего друга Лазаря. И они хотели своими глазами посмотреть, Кто же это такой Человек, Который такое чудо совершил.

            Да, это неплохо, своими глазами посмотреть на такого великого Пророка, на такого великого Человека, Который мертвых воскрешает. Но это любопытство израильтян, жителей Иерусалима, увы, оказалось очень легковесным. Так бывает иногда с нами. Человек приходит в храм ради любопытства. Полюбопытничает: «Ну, вроде, поют неплохо, вроде, все красиво. Но, знаете ли, чего там стоять, да еще они чего-то требуют: молиться надо, да еще какие-то заповеди выполнять. Да какие могут быть заповеди в XXI веке? Надо жить, чтобы мне было удобно и хорошо. Посмотреть посмотрю, а жить так не буду».

            Вот что-то подобное с иерусалимлянами произошло. На Христа посмотреть пришли, поприветствовали, а когда Христос стал говорить о том, в чем заключается Царство Божие, – такого Царства не надо. Повели к Пилату и предали Его на распятие. Вот как переменчиво праздное любопытство и пустой интерес.

            Но апостол, который сегодня призывает всех нас радоваться, как раз говорит о том, что эта радость не праздная и не пустая. Ту радость, которую предлагает нам Святая Церковь, – это радость спасения нашей души. Радость любви, которую дает Бог. Радость прощения наших грехов. Радость научиться творить добро. Радость быть милосердными. Радость иметь счастье не в своем эгоизме, а в добрых делах. Эту радость духовную никто у нас не может отнять. А чтобы войти в нее, нужна благодать Духа Святаго, которая и дается в Церкви Христовой. И вот, как поется в церковных песнопениях сегодняшнего дня, «днесь благодать Святого Духа нас собра».

            Пусть коснется эта благодать души каждого из стоящих ныне в этом святом храме. Пусть наш разум задумается, где искать истинную в жизни радость. Пусть наша душа начнет искать этой чистой, святой, светлой радости. Пусть благодать Духа Святаго коснется нашей жизни, и поверьте, когда мы почувствуем благодать молитвы, сами почувствуем, своим сердцем, когда мы почувствуем радость подлинной любви, когда мы почувствуем радость святых и добрых дел, вот эта радость будет тем самым богатством, о котором Господь говорит, что оно на небе, и его никто не может у нас забрать или украсть (см. Лк. 12, 33).

            Дорогие братья и сестры! Мы сегодня пришли приветствовать Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Который начинает дело спасения всего рода человеческого. Он входит в Иерусалим, чтобы пострадать за нас. Мы духовно сопереживаем, вновь и вновь возвращаемся умом и сердцем к этому далекому времени. И просим у Господа, чтобы нам уподобиться чистым детям израильским, приветствовавшим Его, чтобы нам с чистотой любви возрадоваться о том спасении, которое Он нам с вами дает, чтобы ни в коем случае нам не перемениться в своем настроении и не отступить от Христа, подобно тем израильтянам, которые предали Его на распятие. Да не будет сего с нами!

            Прославим Господа! Возрадуемся о Спасителе нашем! Воскликнем вместе с детьми, чистыми сердцем:

Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне! Аминь.

1 апреля 2018 года