Приходской листок Троицкого собора, 17 (986) 2018 г.

http://www.podolsk-sobor.ru/files/uploads/Mucheniki/prixlistok.jpg

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу. А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

(Деяния Апостолов, 6 глава, ст. 1-7)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его: давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. По прошествии субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца. И говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален, а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищите Назарянина, распятого; Он воскрес; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

(Евангелие от Марка, 15 глава, ст. 43 – 16 глава, ст. 8)

Слово в Неделю 3-ю по Пасхе

Прот. Александра Ганабы

Христос Воскресе!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Люди любят рассуждать в жизни на разные темы. Это нормально. Иногда люди любят спорить о своих взглядах на жизнь. Но, думается, что самым бессмысленным спором – именно спором, когда два человека состязаются, – самым бессмысленным спором является спор между верующим и неверующим человеком. Потому что если бы вера была предметом доказательства, то давным бы давно всем доказали, и все были бы верующими. И наоборот, если бы можно было доказать отсутствие Бога в мире, давным-давно бы всем доказали, и все бы были неверующими.

Так в чем же дело? В чем смысл этого особого явления в мире, которое называется вера? На что оно похоже? Вернее, чем оно на самом деле является?

Ну, давайте так подумаем. Начнем спрашивать у ребенка: «За что ты любишь маму?» Ребенок начинает сочинять: «мама красивая» да «мама добрая». Хорошо, ну а если мама некрасивая, значит, ребенок не будет ее любить? Или если мама недобрая, не будет? – Все равно будет. «Мама платьице хорошее покупает». А если не покупает, то не будет любить?

Бессмысленно спрашивать, почему ты любишь. Если человек любит, то он не почему любит, не за что-то. Это ничем не объяснимо, это его чувство к другому человеку. Можно эти чувства как угодно излагать. Поэты пишут целые поэмы, стихи, романы, описывая чувства, которые у них в сердце. Но человека, у которого нет этих чувств, это никак не убеждает. Он это так просто пролистывает. Вот, говорит, ерунда какая-то, чего здесь понаписано: люди, цветочки… Какое это все имеет отношение к жизни?

Дорогие братья и сестры! Сегодня день, в который Святая Церковь прославляет любовь человека к Богу, и объясняет нам на ярчайших примерах, что любовь необъяснима человеческому разуму, даже более того, человеку может любовь показаться глупой, нелогичной и ненужной. Но разберемся в том, что мы сегодня празднуем (см. Мк. 15, 43 – 16, 8).

Христос умер на Кресте. Все ученики разбежались. А два человека, которые, в общем-то, и не ходили никогда за Иисусом Христом и не были Его учениками – один, правда, тайно ночью приходил – тайно! – а другой тайно сочувствовал, и был большим человеком, и никак это не проявлял в жизни, пока Христос был жив; и вот Христос умирает на Кресте, и они идут к Пилату, самому главному начальнику в Иудее. Все боятся идти. А они идут. Логика где? Зачем вы идете? Вы же не знаете, чем это может кончиться. Сегодня Его арестовали и распяли, а завтра с вами то же самое сделают. Вы что, хотите показать себя соучастниками? Вон, ученики поотрекались. А они идут. Что движет ими? Как это понять? И зачем им нужно это тело мертвое? Потом покупают огромное количество, немыслимое, драгоценного масла, обвивают тело плащаницей, соблюдая все обряды, которые положено соблюдать иудеям, и один из них отдает свою собственную гробницу. А вы не представляете, что такое для еврейского человека того времени гробница. Они ведь старались, кто богатый, купить как можно ближе к Иерусалиму, чтобы, как им казалось, видеть приход Мессии. И при жизни уже огромные деньги платили, чтобы была уже у них гробница, куда их положат. И вот этот богатый человек Иосиф отдает свою гробницу и в своей гробнице погребает умершего Человека. Зачем ему это нужно? Где логика? Где прибыль? Где смысл?

А смысл есть. Несмотря на то, что никак они, Иосиф с Никодимом, внешне не проявляли своих чувств к Иисусу Христу, они любили Его. Они так любили Его, что это фактически равно вере, потому что любить кого-то – это значит верить в него. Они верили в Иисуса Христа. И эта вера победила в них и боязнь перед условностями, и страх наказания, и материальные интересы – все победила в них. Все они стали делать так, что никто бы другой, кто не любит Иисуса Христа, и не понял бы, зачем они это делают.

А дальше что мы слышим в повествовании? Тоже никакой логики, никакого смысла. Послушайте. Женщины две видели, как Иосиф с Никодимом погребали Иисуса Христа. Видели, что Он умащен, что сделаны все правильные над Ним еврейские обряды: и Плащаницей Его повили, и литров около ста вылили на Него этого мира благовонного, и камнем приложили, да таким, что камень-то в гробнице был как защелка, как замок, который можно открыть только изнутри. То есть если камень гробницы вот этой еврейской приложить, уже его не откроешь, только если взрывать. Только изнутри можно его открыть, снаружи невозможно. Так все это они видели, а потом вдруг собираются и вместе со своими подругами рано утром идут зачем-то к этому гробу, да снова набирают этого мира, да еще рассуждают: «Кто ж нам отвалит камень от двери гроба?» – А кто ж вам отвалит? Никто! Это и сделать уже невозможно, а они идут. Христа уже помазали, а они несут еще. Ну все уж, достаточно, больше чем сто литров, а они несут свое миро. Они тоже хотят помазать. Зачем? Этого разве требует иудейский обычай? Ни в коем случае. Даже запрещает тревожить мертвое тело. А они идут. В чем дело?

Дело только в одном – в их любви. Вопреки всему, вопреки всякой логике и всякому объяснению они любят Иисуса Христа, что, значит, равно – веруют в Него. Потому что верить в Иисуса Христа – это значит любить Его. Это не значит доказать, почему Он хорош. А вот чем Он хорош? Тем, что пять тысяч пятью хлебами накормил? Или тем, что по водам ходил? Или тем, что на горе преобразился? Чем Он хорош? Для кого-то был хорош. А для кого-то – и до сих пор слышать не могут этого имени, трясет людей от одного упоминания имени Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Все дело в любви человека. Вот если сердце наше любит Господа и к Нему стремится, то все становится понятно. Все становится понятно.

Нам говорят: «А чего это у вас храмы-то золотом покрыты? Зачем это золото-то? Можно на другие дела употребить». А мы любим Бога, вот и кроем Его храм золотом.

«А зачем это у вас такие красивые облачения? Зачем это иконостасы, иконы такие вы пишете? Это же так дорого. Надо все мастерам платить». А мы любим Бога и делаем это. Нет другого объяснения.

И поэтому как могут спорить два человека: ты веришь или ты не веришь? Один говорит: «Я люблю». А тот будет нам говорить: «Нет, не люби». Это возможно? Нет, это невозможно.

Поэтому величайший дар – дар любви. И сегодня мы в Святом Евангелии слышали величайшее проявление этого дара, как Иосиф, и Никодим, и жены, которых мы именуем мироносицами, в ответ на свою любовь к Богу получили ответ Божий. Они увидели то, чего и не чаяли. Сами не знали, зачем идут, и вдруг и камень видят отваленным, и Ангела видят, который им говорит о Воскресении Спасителя и Господа Иисуса Христа. Открывается их сердцу. Вернее, сердцу-то их было уже все открыто. Разуму уже их открывается. Хотя и разум с трудом может переварить, как это Христос воскрес. Открывается их человеческому существу, созданному по образу и подобию Божию, истина явления Господа в мире. Но они приложили некий труд любви, когда окончательно уверились в Воскресении Господа Иисуса Христа.

Где же нам и как нам получить этот святейший дар веры, который возгорается в сердце человека и становится стержнем его на всю жизнь? Где нам почерпнуть любви к Богу, такой, которую имели Иосиф, и Никодим, и жены-мироносицы? Где нам это получить?

Святая Церковь, которую Господь Иисус Христос воскресший основал на земле, и есть то место, где это возможно. Как вот свечечка от свечечки зажигается, огонек передается, так и здесь мы не доказательствами, не спорами, а свидетельством о вере зажигаем в своей душе веру. И благодать Духа Святаго поддерживает эту веру в наших сердцах. А когда мы прилагаем к этому усилия, такие усилия, какие предприняли Иосиф, Никодим, жены-мироносицы, когда мы в чем-то себе отказываем, как отказал Иосиф в своей гробнице, когда мы преодолеваем свой страх, как Иосиф с Никодимом пошли к самому большому и единственному начальнику в Иудее, как те же жены-мироносицы ничего не побоялись и проделали этот путь, хотя толком-то, может быть, и нельзя было им его идти, вот когда мы начинаем стремиться к Богу, Господь тотчас отвечает нам на наш труд. Когда мы ищем Бога в этой жизни, Господь нас с вами находит и благословляет нас. И вот тогда не надо нас спрашивать, за что мы любим Бога, или спрашивать, почему мы любим Бога. Мы любим Бога потому, что в нашем сердце горит любовь к Нему. Вот и весь ответ. Мы верим в Него, надеемся на Него и любим.

И сегодня, в день святых жен-мироносиц, будем просить у этих святых, показавших нам пример беззаветной любви к Господу, чтобы они и нас благословили ничего не бояться, не искать себе оправданий и не выискивать логичных каких-то доводов: почему этого не надо делать, почему другого не надо делать, – а стремиться к Богу. Не искать себе причин, почему сегодня не пойду в храм, не искать себе причин, почему сегодня нет времени помолиться, не находить себе повода, да зачем я буду поститься, а вот все, эти все знаки – это ведь знаки нашей любви. Когда хороший ребенок хочет порадовать маму, может быть, ему и не очень-то вкусна эта каша, которую мама предлагает, но он ее ест и потом смотрит: «Мама, ну похвали меня. Я съел эту кашу. Я молодец». Ну, вот так и мы. Казалось бы, какие мелочи: прийти в храм, постоять помолиться, когда нужно – попоститься, когда нужно – попраздновать. Ну сделаем это, чтобы порадовать Того, Кто любит нас. Потому что прежде, чем мы полюбили Бога, Он полюбил нас. Он и создал нас. Зачем Ему было нас создавать? По любви Своей Он создал нас. А когда Он увидел, какие мы своевольные и сами себе вредим, Он ради нас пришел в этот мир и умер за нас, а потом воскрес ради нас, чтобы мы воскресли и имели вечную жизнь.

Будем же просить этого величайшего и святейшего дара любви к Богу и людям.

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе Христос!

Аминь.

30 апреля 2017 года