Приходской листок Троицкого собора, 19 (988) 2018 г.

http://www.podolsk-sobor.ru/files/uploads/Mucheniki/prixlistok.jpg

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: "дай Мне пить", то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок: откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа своего и приходи сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это ты справедливо сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таковых поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорит с тобою. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: "чего Ты требуешь?" или "о чем говоришь с нею?" Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут. Ибо в этом случае справедливо изречение: "один сеет, а другой жнет". Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала и потому, когда пришли к нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем; ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

(Евангелие от Иоанна, 4 глава, ст. 5-42)

Слово в Неделю 5-ю по Пасхе

Прот. Александра Ганабы

Христос Воскресе!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В Богослужебном Уставе Святой Церкви устроено так, что евангельские чтения полностью прочитываются в течение года. То есть полностью за год в церкви можно услышать слова Святого Евангелия. И начинается чтение этого евангельского круга с Евангелия от Иоанна. Помните, ночью на Пасху начиналось чтение этого Евангелия, 1-я глава: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Евангелист Иоанн Богослов отличается несколько от других евангелистов: Матфея, Марка и Луки, тем, что в основном он занимается описанием не внешних событий, какие происходили, а очень много придается внимания в Евангелии от Иоанна тем словам и тому учению, которые говорил Господь Иисус Христос. И мы, начиная с 1-го дня Пасхи, теперь в церкви слышим, как Спаситель мира Господь Иисус Христос открывал для нас с вами Свое Божественное учение.

И только что мы с вами слышали беседу Господа Иисуса Христа с самарянской женщиной (см. Ин. 4, 5–42). На первый взгляд кажется, что это не совсем простая беседа для понимания нашего. И поэтому обратим наше с вами внимание на главные моменты этой беседы. То есть что для себя мы можем взять из услышанного сегодня Евангелия? Чему мы можем научиться? Какой урок мы можем извлечь?

Итак, что мы слышали только что? Иисус Христос в Самарии сидит у колодца. Он сидит один. Его ученики пошли в город купить какой-либо еды. Время жаркое. И подходит к этому колодцу женщина, чтобы набрать воды. Эта женщина была самарянкой. А многие из вас знают, что иудеи очень презрительно относились к самарянам, считали их людьми второго сорта и даже брезговали с ними разговаривать, потому что в их глазах они были вероотступниками, грешниками, еретиками.

И вот Иисус Христос обращается к этой женщине и говорит: «Дай Мне пить». Женщина очень удивлена не той просьбой, которую обращает к ней Христос, а тем, что Он с ней разговаривает. Она говорит: «Как Ты, иудей, обращаешься ко мне, самарянке, и говоришь со мною?» (см. Ин. 4, 5–9)

Вот, дорогие братья и сестры, первый духовный урок для нас с вами. Мы не должны уподобляться древним иудеям и различать людей по сортам. У нас не должно быть пренебрежения к какому-либо человеку вне зависимости от того, какой он национальности или вероисповедания, вне зависимости от того, какой он ведет образ жизни. Пренебрежения не должно быть у нас. Осуждения не должно быть у нас. Потому что кто мы такие, чтобы творить над человеком суд? Один Бог знает и жизнь его, и сердце его. К сожалению, у нас бывает не так. Мы, к сожалению, уподобляемся древним иудеям и делим людей на разряды, с одними с удовольствием общаемся, других презираем и не видим в упор.

Итак, эта женщина удивилась и высказала свое удивление Иисусу Христу. На что Христос ей сказал: «Если бы ты знала, Кто у тебя просит пить, то ты бы сама у Него попросила бы воды, и Он дал бы тебе воду живую». Конечно, Господь образно говорит о той вере, которую Он принес в мир. Но женщина этого пока не понимает. Она полунасмешливо у Него спрашивает: «Ну как Ты можешь дать мне пить? У Тебя и нечем почерпать из колодца. Как же Ты можешь дать мне пить? Неужели Ты больше отца нашего Иакова?» (см. Ин. 4, 10–12) Тот колодец, у которого сидел Господь и куда пришла самарянская женщина, – это был очень древний колодец, который по преданию еще праотец Иаков ископал, и он почитался у людей, живших в той окрестности. И вот она говорит: «Неужели ты больше отца нашего Иакова, который сам пил из этого колодца, и родные его, и скот его?» Она не понимает пока еще, что несомненно Иисус Христос больше праотца Иакова и больше всех людей, ибо Он истинный Бог, пришедший для спасения всех нас с вами.

Тогда Иисус Христос продолжает Свое образное учение о вере и говорит: «Я могу дать воду живую, которую если кто будет пить, то уже жаждать не будет вовеки, а у него у самого, как источник, будет исходить живая вода». Так Господь Иисус Христос говорит о вере.

Вот это второй урок и назидание из сегодняшнего Евангелия. Вера для нашей души – это живая вода. Как тело человека не может жить без воды физической, которую мы пьем: ну, человек без воды максимум 3 дня может прожить, больше не сможет, тело умирает, да и само тело на 95% из воды состоит, – так и душа человеческая не может жить без веры. Она усыхает иначе, душа, и умирает. А человек, у которого живое тело, а мертвая душа – это самое большое несчастье в этом мире. К сожалению, как раз из-за того, что души человеческие умирают при живом теле, и происходят все несчастья и бедствия, все злобства, все войны и разделения, вся неправды и обманы. Это мертвые души творят мертвые дела, которые ведут к духовной смерти.

Господь Иисус Христос говорит этой женщине о том, что Он дает эту воду живую. И тут у нее какой-то проблеск происходит, она понимает, что не о простой, вероятно, воде идет речь. Однако еще никак не может отрешиться от ситуации: вот этот колодец, кувшин, с которым она пришла. Она говорит: «Господин, дай мне эту воду, чтобы я больше не ходила сюда и не черпала». Ну да, путь-то далекий. Сначала идти с пустым кувшином, потом назад тяжелый нести с водой. Еще пока не до конца она понимает, что происходит, но душа ее уже ищет, ищет, ищет этой живой воды, то есть ищет веры (см. Ин. 4, 14–15).

Так и человек в жизни еще не до конца понимает, что значит вера, но он ищет веры, он хочет поверить, он хочет узнать, что такое Церковь, что здесь в Церкви делается. Вот вспомним ситуации, как многие из нас к Церкви приходили. Еще мало что понимаем, но тянет нас сюда. Ищем мы веры. Так душа человеческая ищет живой воды.

Тогда ей Иисус Христос говорит: «Иди». Она просит у Него воды, а Он говорит: «Ну иди тогда позови твоего мужа». На что женщина Ему отвечает: «У меня нет мужа». Ей Господь говорит: «Правильно ты сказала. Нет у тебя мужа. Потому что у тебя было 5 мужей. И тот, с которым ты сейчас живешь, тоже тебе не муж. Правильно ты сказала об этом» (см. Ин. 4, 16–18).

Смотрите, почему вдруг такой разговор, и почему вдруг Христос начал этой женщине говорить про ее семейное положение и про ее жизнь? В чем дело? А вот в чем дело. Потому-то она и не понимала, о чем говорит Иисус Христос, когда Он говорил о высоких духовных вещах, что жила она – ну, так скажем, она в грехе жила. И этот грех мешает ей увидеть истину, грех мешает ей иметь истинную веру. Это еще один урок для нас. Мы порой потому плохо веруем, потому многого в духовной жизни не понимаем, что наши грехи застилают нам наши духовные глаза. И наши грехи мешают нам пить живую воду святой веры. Сами мы виноваты. Нам надо от грехов исправляться.

И вот когда женщина услышала, как Христос, фактически, обличил ее за ее беззаконное сожительство, она понимает, что перед ней Тот, Кто видит ее всю, видит ее душу, видит ее жизнь. И она говорит Ему: «Господин, вижу, что Ты пророк», и задает Ему важнейший для нее вопрос – как и для других самарян, впрочем. Она задает вопрос религиозный. И говорит: «Наши отцы (то есть отцы самарян) говорили, что нужно молиться вот на этой горе. А вы говорите, что надо поклоняться Богу в Иерусалиме». То есть она спрашивает о формах поклонения, думая, что от этих внешних форм и зависит истинное богопочитание. Где, говорит, надо поклоняться, на этой горе или в Иерусалиме? На это Господь ей говорит: «Поверь Мне, скоро и не на этой горе, и не в Иерусалиме будут поклоняться Богу. Потому что Бог есть дух, и Богу нужно поклоняться в духе и истине» (см. Ин. 4, 19–24).

Вот, дорогие братья и сестры, и еще одно нам назидание в сегодняшний день. Мы тоже порой много значения придаем различным внешним формам поклонения: какой рукой свечку поставить, как правильно там записку написать и так далее, – таким внешним! Но забываем о том, что внешнее ничего не будет значить, если у нас не будет внутреннего. Поклоняться в духе и истине – это значит молиться Богу всей душой своей и стремиться жить в повседневной жизни по истине Божией. Только не словами одними своими говорить: «Я верующий человек», а жить как верующий человек. Это и будет «поклоняться Богу в духе и истине».

Женщина, услышав такие рассуждения, дальше говорит: «Но я же знаю, что придет Мессия, Мессия – то есть Христос, И Он тогда все нам это объяснит». А ей Господь говорит: «Вот ты и говоришь с Ним». Открывает Свою сущность, как сущность Спасителя рода человеческого. Тогда женщина забывает, зачем она пришла к этому колодцу, бросает свой водонос, оставляет, и бежит, и рассказывает жителям самарийским о том, как она увидела Иисуса Христа, и как она беседовала с Ним, и как Он открывал ей тайны Божии (см. Ин. 4, 25–29).

В это время приходят ученики Иисуса Христа, видят, что Он разговаривает с женщиной. Они еще не были просвещены Духом Святым, еще были полны иудейских предрассудков, и они не понимали, как это Он и зачем разговаривает тут с этой женщиной. Однако Ему ничего не сказали. А потом, когда женщина ушла, они Ему говорят: «Учитель, поешь!» Они ведь за едой ходили. А Он говорит: «Моя пища – творить волю Божию» (см. Ин. 4, 31–34).

И вот тут интересный происходит разговор уже между Иисусом Христом и учениками. Христос посылает Своих учеников на проповедь, объясняя им истины о духовной пище, которой, собственно говоря, является наша с вами вера. И Он, посылая их на проповедь, сравнивает их работу с теми крестьянами, которых посылает хозяин убирать урожай. Причем они этот урожай-то и не сеяли. Их дело только собирать этот урожай. Таким образом Господь определяет им их род апостольской деятельности. Церковь Христова – это и есть тот урожай, который апостолы соберут для спасения всех людей (см. Ин. 4, 36–38).

Значит, еще для нас с вами одно назидание: что в Церкви Христовой мы с вами получаем спасение, и веру нам от Самого Господа Иисуса Христа принесли святые апостолы.

Да, конечно, очень много смыслов в сегодняшнем продолжительном Евангелии. Но таково вообще Евангелие от Иоанна. Недаром символом этого евангелиста является орел. И как высоко воспарил орел в небо, так духовно подымает нас Иоанн Богослов к пониманию тех истин духовных, без которых невозможно наше с вами спасение.

Поняли это и самаряне. И пришли к Иисусу Христу, и стали просить, чтоб Он еще остался у них. И Он услышал эти просьбы, и остался у них, и продолжал учить. И многие уверовали в Иисуса Христа. А женщине этой говорили: «Уже не по твоим словам верим, что это Христос, но сами в этом убедились» (см. Ин. 4, 39–42).

И мы с вами, дорогие братья и сестры, извлечем еще один урок из сегодняшнего Евангелия. Нам надо самим убедиться, что без веры жить невозможно, самим убедиться, что без Христа жить невозможно, самим осознать, что надо поклоняться Богу в духе и истине. И когда мы все это осознаем, вот тогда, действительно, от нас от самих потекут потоки воды живой, то есть другие люди тоже, видя нашу веру, будут стремиться и сами веровать в Господа. Собственно говоря, так вера Христова всегда и распространялась по земле.

Дорогие братья и сестры! Конечно, может быть несколько более продолжительно, чем обычно, сегодня я изъяснял вам это евангельское повествование. Однако попросим у Господа Бога сил, и духовных и физических, чтобы нам осознать сии святые слова, и чтобы нам приводить нашу жизнь в соответствие с великим и святым учением Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе Христос!

Аминь.

14 мая 2017 года