Приходской листок Троицкого собора, 22 (991) 2018 г.

http://www.podolsk-sobor.ru/files/uploads/Mucheniki/prixlistok.jpg

Апостольское чтение на литургии

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

(Деяния святых апостолов, 2 глава, ст. 1-11.)

Евангельское чтение на литургии

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак, произошла о Нем распря в народе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Итак, служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как этот Человек. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк… Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

(Евангелие от Иоанна, 7 глава, ст. 37-52; 8 глава, ст. 12.)

Слово в День Святой Троицы

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы духовно встречаем день рождения Святой Церкви Христовой.

Господь Иисус Христос Своим ученикам открывал тайны Царствия Божия. Он всем людям рассказывал и проповедовал и притчами, и напрямую о том, что самая главная заповедь, которую Он принес в мир, – это заповедь любви. О чем так Он и говорил: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (см. Ин. 13, 34). Он говорил Своим ученикам о том, что Он принес в мир новое Царство, и Он – Царь, Который пришел, чтобы царствовать в сердцах людей.

Но трудно, трудно человеческому разуму было воспринять эти, казалось бы, простые истины. И, читая Святое Евангелие, мы постоянно видим, что даже те, которых Он избрал, чтобы были с Ним, апостолы, и то не всегда Его понимали.

А все это происходило потому, что человеку самостоятельно, своим только разумом, мозгом своим воспринять Бога невозможно, потому что Бог пришел царствовать в душе человека. Душа человеческая должна открыться для Бога. Но чтобы она открылась для Бога, для этого нужно еще одно рождение. Человек рождается от матери своим телом, но душою своею человек может родиться от Духа Святаго. Тогда его душа станет живой, и он своей душой сможет воспринять то, чего не может воспринять своим разумом и рассудком. И то, что кажется невозможно уму человеческому, становится возможно верующему сердцу.

Спаситель мира Господь Иисус Христос после Своего Воскресения 40 дней пребывал вместе со Своими учениками, закладывая основу земной Церкви, рассказывая ученикам о том, как она должна быть устроена и какая цель существования этой Церкви.

Но, если можно так сказать, это была теоретическая наука, потому что ученики, с одной стороны, слышали о том, что им надлежит идти проповедовать во все страны, нести всем людям слово Божие, а сами при этом боялись, как бы их иудеи не арестовали. Прятались, закрывались, ждали, что вот за ними вот так же сейчас придут, как за Иисусом Христом, и как Христа арестовали и распяли, так и с ними поступят. И это несмотря на то, что они видели Христа воскресшего, видели своими глазами, прикасались к Нему, вместе с Ним пищу вкушали. Казалось бы, чего еще больше надо? Вот вам все доказательства Царства Божия! Но и этого для человека оказывается недостаточно. И Господь знает об этом. И поэтому Он говорит им перед Своим Вознесением: «Не отлучайтесь от Иерусалима. Пребывайте в молитве и ожидайте Утешителя, Которого Я пошлю вам» (см. Лк. 24, 49; Деян. 1, 4–5).

И вот, спустя 10 дней после Своего Вознесения, в иудейский праздник Пятидесятницы, который бывает через 50 дней после Пасхи, ученики были вместе и молились. Об этом мы слышали только что в чтении деяний святых апостолов (см. Деян. 2, 1–11). Они молились, и вдруг раздался шум – непонятный, особенный, неземной. И у каждого из учеников над головой появился язык пламени. Это Дух Святой от Отца Небесного сошел на учеников. И с ними произошла перемена. Души их открылись. Ушел страх. Ушло неверие. Ушло непонимание. Силой они исполнились. Прежде боязливые стали отважными. Прежде неразумные и неграмотные рыбаки стали проповедовать, да так проповедовать, что те, кто собрались в этот день на праздник Пятидесятницы в город Иерусалим, поражались слышанному. И чудо! Не учившись ни в каких школах, они проповедовали на различных языках, так, что каждый, пришедший из различных областей и стран, слышал проповедь на своем наречии. Слышал, и – как огонь переходит от одного к другому, так огонь веры возгорался в душах слушающих. Это был день рождения Церкви. Дух Святой сошел на апостолов, и с тех пор горит в Церкви Христовой до сегодняшнего дня. Дух Святой обитает в Церкви Христовой.

Это не просто организация, собирающая людей вместе. Это не собрание людей по интересам. Нет. Непостижимый человеческому разуму Дух Святой действует в Церкви Христовой. И приводит людей, которые раньше были неверующими и знать ничего не хотели о Боге, к вере. Как это происходит? Как меняется человек? Который раньше даже не задумывался о том, что будет с ним после его смерти, почему есть добро и почему зло, и кто бы его ни убеждал, он так насмешливо усмехался, это не касалось его сердца. Но вдруг он меняется! Что с ним происходит? Это Дух Святой воздействует на сердце человека.

Дорогие братья и сестры, счастливейший день – День Святой Пятидесятницы. Он для нас с вами является напоминанием того, что Бог, Отец наш, все для нас сделал. Он дал нам закон, а мы не смогли его выполнить. И поэтому Он Сам приходит в мир, чтобы взять на Себя бремя этого закона. Он берет на Себя наши грехи и за нас умирает. Он воскресает для того, чтобы мы воскресли. Он возносится на небо для того, чтобы и мы с вами взошли на небо. Он посылает нам Духа Своего Святаго, чтобы освятить нас и дать нам благодать, чтобы мы имели благодать веры, надежды и любви, чтобы мы не унывали, чтобы мы всегда могли получить благодатную помощь в жизни нашей. Все это дары Духа Святаго. Все это дает нам Отец наш Небесный, Который на земле основал Свою Церковь.

А мы с вами через Святое Крещение и через миропомазание являемся членами Церкви Христовой. Христос с нами. Он здесь. Дух Святой благодатью сходит на сердце человека, если человек открывает свое сердце для этой благодати. Мы с вами граждане Небесного Царствия, и Царь наш – Спаситель мира Господь наш Иисус Христос, Ему же слава во веки веков. Аминь.

4 июня 2017 года

Святой благоверный князь Довмонт Псковский

Память 20 мая (2 июня)

Святой благоверный князь Довмонт (Домант) Псковский, князь Нальшинайский (Нальшанский), был родом из Литвы, сначала ревностно исповедовал язычество. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, был вынужден бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков. Псковская земля стала его второй родиной. Здесь, по выражению летописца, "дохнула на него благодать Божия", когда со всей своей свитой он принял святое Крещение с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа. Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем. В течение 33 лет он управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Через брак с дочерью великого князя Димитрия, внучкой святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября и 30 августа), он породнился с русским великокняжеским родом. Князь Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Основная заслуга благоверного князя Довмонта как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений.

В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками. Перед каждой битвой святой Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч.

Святой Довмонт сделал псковскую крепость неприступной. В память о славном защитнике города каменная оборонительная стена, возведенная святым князем рядом с Кромом в конце XIII века, была названа Довмонтовой, а территория, огражденная стеной, до сих пор называется Довмонтовым городом. У святого защитника "Дома Святой Троицы" был еще один благочестивый обычай: в благодарность Господу, Именем Которого он одерживал победы, не зная поражений, благоверный князь Довмонт рядом с Кремлем возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. Ставили там храмы по особым обетам и другие жители Пскова. Небольшая территория нынешнего Довмонтова города была сплошь покрыта храмами. (Первый храм в честь святого Довмонта-Тимофея был построен в Довмонтовом городе в 1574 году.)

Свою последнюю победу доблестный князь-воин одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско. Ливонские рыцари неожиданно напали на посад у Пскова, захватили пригородные Снетногорский и Мирожский монастыри и сожгли их, жестоко расправившись с насельниками. Они убили основателя Снетногорского монастыря преподобного Иоасафа с 17 иноками и преподобного Василия, игумена Мирожского (память 4 марта). Святой князь Довмонт, не дожидаясь, пока соберется большое псковское войско, вышел навстречу врагу с дружиной и изгнал святотатцев за пределы Русской земли.

Через несколько месяцев святой благоверный князь Довмонт-Тимофей скончался и был погребен в Троицком соборе Пскова. Летопись свидетельствует, что "бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее". Псковичи вспоминали, как святой князь заботился о них в мирные дни и особенно, когда городу угрожала опасность, как вел их в бой со словами: "Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Постоим за Святую Троицу!"

Вскоре после кончины князя началось почитание его как святого заступника пред Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Так, в 1480 году, когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и сказал: "Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь". Псковичи исполнили его указание, и немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба. Рядом с мощами благоверного князя в Троицком соборе висел его боевой меч (в настоящее время меч хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике), который вручался в храме Святой Троицы псковским князьям при возведении на престол.

Продолжение следует