Приходской листок Троицкого собора, 24 (993) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, – потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут; ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, – в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.

(Послание к Римлянам, 2 глава, ст. 10-16)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы. И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он двух других братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их, и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

(Евангелие от Матфея, 4 глава, ст. 18-23)

Преподобный Иов, в схиме Иисус, Анзерский

Память 29 мая (11 июня) (обретение мощей)

Преподобный Иов Анзерский, в миру Иоанн, родился в Москве в 1635 году. Свое пастырское служение начал священником в одном из приходских храмов. Он жил строго, по-монашески, в посте и постоянной молитве: "Помилуй мя, Господи! Пощади мя, Господи!". Любовь к людям была у него удивительная: он всегда искал случая сделать ближнему добро. С полным участием отец Иоанн помогал всем нуждающимся, заботился об обиженных и невинно страдающих, духовно слабых подкреплял, заблудших – ласково и мудро вразумлял, утешал и наставлял. Дом его всегда был открыт для бедных – накормив, отечески побеседовав, он отпускал утешенных, наделяя их в дорогу, чем мог. Если сам нечаянно кого-нибудь обижал, то тут же каялся и немедленно просил прощения.

Слава о добром пастыре дошла до самого царя Петра I – преподобный был призван для священнослужения в придворной церкви и избран духовником царя и царствующего дома. Пользуясь своим влиянием при дворе, преподобный старался еще более быть полезным бедствующим. Посещая заключенных в тюрьмах, он через Слово Божие благотворно влиял на преступников, невинно осужденных укреплял в терпении, тому же, кто отбывал срок за долги, помогал расплачиваться.

С годами отец Иоанн, посвятив себя Богомыслию, выходил из дома только на церковные службы, не прекращая благотворений через доверенных лиц.

В 1701 году, по ложному доносу царю (якобы, узнав о злоумышлении, "он яко духовник не открыл начальству"), преподобный был сослан в Соловецкий монастырь и пострижен в монашество с именем Иов. После многих испытаний старец Иов был освобожден от послушаний и уединился на безмолвие в своей келлии. Узнав о святой жизни подвижника и удостоверившись, что старец был оклеветан, царь Петр I хотел возвратить духовника к себе, но преподобный Иов отказался. В 1702 году для большего безмолвия он перешел в Анзерский скит Святой Троицы, где вскоре по смерти Анзерского строителя Елеазара был назначен настоятелем.

Помня слова Господни: "Ему же дано будет много, много и взыщется от него" (Лк. 12, 48), – на новом поприще священноинок Иов положил много труда и забот. Мудрый наставник всех учил смиренному послушанию Богу и начальникам как первой добродетели, без которой не может быть спасения; приучал к постоянному труду и заботе о ближних. Он сам посещал больных, омывал и перевязывал им раны, а нередко исцелял их недуги своей молитвой. При этом церковных служб и келейного правила он никогда не опускал.

В 1710 году преподобный Иов принял великий Ангельский образ с именем Иисус. Вскоре Сама Матерь Божия определила дальнейший путь иеросхимонаху Иисусу: Она явилась ему во сне вместе с первоначальником и покровителем скита преподобным Елеазаром Анзерским (память 13 января) и сказала, что на горе, отныне называемой второй Голгофою, на Анзерском острове, будет устроена церковь Распятия Иисуса Христа и учредится скит. Приняв этот чудесный сон за благословение Божие, старец Иисус в 1714 году переселился на жительство на гору Голгофу и с помощью учеников, схимонаха Матфея и монаха Макария, основал Голгофо-распятный скит, где продолжил свой многотрудный подвиг.

В 1715 году была построена деревянная церковь в честь Распятия Господня.

Сам престарелый строитель, в пример братии, нередко рубил дрова, носил на гору воду, в пекарне затворял тесто. В своей келлии старец постоянно занимался рукоделием, а деньги, которые за это выручал, делил на три части: на нужды церковные, на нужды братии, на милостыню нищим. Себе он не оставлял ничего, имея при себе лишь несколько духовных книг.

За Богоугодную жизнь преподобный был удостоен особенных откровений. По его горячим молитвам Сама Пресвятая Богородица явилась ему в келлии и назвала место на горе, где можно рыть колодец и получить воду, столь необходимую для нужд монастыря. Когда был открыт чудесный источник, преподобный вразумил братию: "Никогда не скорбите, не малодушествуйте, но всегда уповайте на Бога. Помните обещание Его: "Мать исчадие свое скорее забудет, нежели Аз вас". Святой угодник с помощью Божией сумел предвидеть злые намерения пришедших однажды к нему чужих людей и своей молитвой: "Господи, пошли сон рабам Твоим, утрудившимся в суетном угождении врагу", – усыпил злоумышленников на пять дней и ночей и этим привел их к искреннему раскаянию. В другой раз он наказал воров, заставив простоять их неподвижно под тяжестью награбленного два дня, пока те не взмолились о пощаде.

Святому Иисусу Бог открыл время приближавшейся кончины. Еще задолго до смерти святой известил братию, что умрет он в воскресный день до восхода солнца. Всю жизнь посвятив служению Богу и ближним, смиренный подвижник, готовясь к назначенному часу, сокрушенно каялся, что слишком мало угождал Господу.

Преставился преподобный, как и предсказывал, в воскресный день, – в Неделю Православия, – утром, до восхода солнца 6 марта 1720 года. Перед кончиной лицо его просияло и он произнёс: «Благословен Бог отец наших! Если так есть, я уже не боюсь, но в радости отхожу от мира сего!». В ту же минуту келью осиял Небесный свет, разлилось благоухание и слышна была псаломская песнь: "Яко пройду в место селения дивна даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующих" (Пс. 41, 5).. Преподобный был погребён в уготованной им самим могиле, над которой был выстроен храм.

Причислен к лику преподобных Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года.

Слово в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

На прошлой неделе мы с вами вместе со всей Церковью прославляли Всех Святых, которые явились плодом сошествия Духа Святаго на Церковь, и говорили о том, что в Церкви Христовой каждому человеку, независимо от его возраста, пола, образования, социального положения, открыта дверь к святости. Сегодня Святая Церковь призывает нас прославить Всех Святых, в земле Русской просиявших.

В чем дело? Почему особое внимание – ведь мы же прославили уже Всех Святых? Почему Церковь призывает нас ныне обратиться с особой молитвой к русским святым и обращает наше внимание на их подвиг?

Чтобы нам лучше это понять, нужно вспомнить нам с вами священную историю. Откуда вообще взялись национальности? Господь не создавал этих национальностей. Господь создал человека по образу Своему и по подобию Своему. Потом, когда человек потерял богообщение и свою человеческую волю противопоставил воле Божией, он начал жить, очень часто, по велению своих страстей, похотей и грехов. И главным грехом – вернее, родоначальником всех грехов от Адама и до сегодняшнего дня – является гордыня, то есть гордость, самомнение, эгоизм, противопоставление себя всем другим. «Я лучше всех» – вот это, можно сказать, кредо гордого человека. И мы читаем в Священном Писании, как люди решили построить Вавилонскую башню – «до самых небес», как говорили они (см. Быт. 11, 4). Какой был смысл в этой башне? Что они, жить там хотели? Что, они хотели там устроить какие-то учреждения или какие-нибудь полезные вещи? Нет! Они сказали: «Построим башню до небес, чтобы показать, что мы выше Бога». То есть желание этого безумного строительства – и тщеславного и горделивого – было только одно: противопоставить себя Богу. Что же произошло? Гордые люди, строя эту башню, перестали понимать друг друга. А как может один гордый человек понимать другого? Ведь каждый думает, что «я самый лучший». Какое может быть тут понимание? В Библии говорится об этом просто: «Господь смешал их языки, так что они перестали понимать друг друга» (см. Быт. 11, 4–9). Вот именно оттуда, с этого момента и пошло понятие национальностей. Люди стали говорить на разных языках, разошлись в разные географические места. И каждый из них, пребывая в гордыне, говорил: «Я лучше других. Все остальные плохие. Я самый лучший». И поэтому начли происходить постоянные войны между племенами и народами, и каждый стал противопоставлять себя другим.

Мы видим следы этого противопоставления на протяжении всей истории человечества, даже когда Иисус Христос пришел в мир. Вспомните, например, как Он беседовал с самарянкой у колодца и говорил о вере, о воде живой, а пришли Его ученики и удивились: «Что Ты с ней говоришь? Ведь иудеи с самарянами не общаются». То есть мы, иудеи – это высокий народ, а самаряне – это никуда не годные (см. Ин. 4, 5–27). Проповедник Божественного слова, вдохновленный Духом Святым, святой апостол Павел вразумлял учеников Христовых, говоря: «Во Христе нет ни эллина, ни иудея, – то есть нет ни грека, ни еврея, – но Христос для всех пришел» (см. Кол. 3, 11), – объясняя тем, что нет понимания противопоставления одного народа другому. Это он излагал учение Самого Спасителя и Господа Иисуса Христа, Который говорил, что Он пришел для того, чтобы последнюю заблудшую овцу найти и чтобы никто не погиб, но все вошли в жизнь вечную.

Но увы. Семя греха оказалось настолько сильным, что, даже несмотря на действие благодати Божией, находило обретало себе почву в душах человеческих. Так, например, возникла так называемая трехъязычная ересь. Это уже во времена христианства, когда уже 9 веков Христа славили и исповедовали, и Церковь Христова пребывала на земле. В чем заключалась эта трехъязычная ересь? Говорили, что Христу молиться и Бога славить можно только на трех языках, а именно на тех, на которых была написана табличка на Кресте Христовом: то есть на еврейском, на греческом и на латинском. И сколько понадобилось трудов святым равноапостольным Кириллу и Мефодию перевести Священное Писание на славянский язык – язык наших предков, для того чтобы мы могли слышать ныне слова Божии на понятном нам языке! И это все встречало сильнейшую неприязнь и непонимание. И все это происходило из-за гордыни.

То есть один народ – еврейский, а потом греческий, а потом римский – считали, что они умнее и лучше всех. Ужасное заблуждение, противоречащее всему духу Священного Писания. А вот теперь мы можем понять, почему же Святая Церковь ныне предлагает нам помолиться святым, в земле Русской просиявшим. Она показывает нам тем самым, что все народы, и в том числе русский, – такие же, как и другие, дают такие же плоды Духа Святаго, как и все святые. Ибо среди русских святых есть и мученики, и страстотерпцы, и блаженные, и праведные, и Христа ради юродивые, и преподобные, и благоверные князья и княгини, – весь спектр святых есть на нашей Святой Руси. Значит, прославляя наших святых, мы понимаем, что как люди разные, и у людей разные характеры, разные привычки, разные мысли, но тем не менее каждый из них призван к святости, так хотя и народы разные, и у них разные характеры, разные привычки, разные темпераменты, разный цвет кожи, разные языки, но все призваны Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом к святости. И это дает нам радость, что хотя мы и не принадлежим к трем древним народам: к еврейскому, греческому и римскому, мы, русские люди, имеем такой же плод Духа Святаго, как и они.

Но одновременно это нас и предостерегает от того, чтобы мы не повторяли ошибок наших древних прародителей, которые гордились и отказывали другим в том, что они могут познать истину. Чтобы у нас не было пренебрежения к другим инородцам, нерусским, к тем, кто другой национальности, – они так же, как и мы, воспринимают благодать Духа Святаго. Ибо Христос для всех пришел, за всех распялся, грехи всех нас взял, независимо от того, русские мы или евреи, татары или китайцы, чукчи или еще какой народ – тысячи народов есть на земле, – для всех пришел в мир Спаситель и Господь наш Иисус Христос.

Но ныне мы радуемся, что в земле Русской воссиял великий плод святости, и обращаемся к своим сродникам по нашей крови, единоплеменным нам, чтобы они молились о нас. Дабы мы были избавлены от гордости, но имели любовь, чтобы мы не имели тщеславия, но хранили нашу святую веру православную, и стремились подражать им в той любви ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, Который создал на земле Церковь Свою, и врата адовы не одолеют ее. Аминь.

21 июня 2014 года