Приходской листок Троицкого собора, 25 (994) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим, и хвалимся надеждою славы Божией, и не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорбей происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Своею любовью к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

(Послание к Римлянам, 5 глава, ст. 1-10.)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут? Ни трудятся, ни прядут, но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как каждая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что нам пить?» или: «во что нам одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш небесный знает, что вы имеет нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

(Евангелие от Матфея, 6 глава, ст. 22-33)

Благоверный великий князь Игорь Ольгович, Черниговский, Киевский

Память 5 (18) июня

В крещении Георгий, в иночестве Гавриил. Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок: Ольговичей и Мстиславичей. Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских усобиц.

1 августа 1146 г. умер князь Всеволод, горделивое княжение которого не любили киевляне, но оно послужило для возбуждения ненависти к его брату Игорю и всем Ольговичам. Св. Игорь, против воли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича, и киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в «поруб». Это случилось 13 августа. Все его княжение продолжалось всего две недели.

В порубе (это был холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было «вырубить» его оттуда) многострадальный князь тяжело заболел и был близок к смерти. В этих условиях противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Божией помощью князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве. Но год спустя, в 1147 г., киевское вече, желая отомстить роду Ольговичей, постановило расправиться с князем-иноком. Митрополит и духовенство, правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир старались вразумить и предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика.

Восставшие ворвались в храм во время литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери св. Игоря и потащили его на расправу. Ожесточение толпы было столь велико, что даже мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию. Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той». На другое утро святой страдалец был погребен в монастыре св. Симеона, на окраине Киева. В 1150 г. князь Черниговский Святослав Ольгович перенес мощи своего брата в Чернигов и положил в Спасском соборе. Чудотворная икона Божией Матери, перед которой молился мученик перед биением, стала называться Игоревской, празднование ей 5/18 июня.

Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы слышали слова Самого Господа нашего Иисуса Христа, сказанные Им в Нагорной проповеди. Эта проповедь в Святом Евангелии считается главным нравственным содержанием, говорящим о поведении человека и отношении человека к миру, которому учит нас Сам Господь Иисус Христос.

Нагорная проповедь начинается всем нам известными словами, которые мы слышим практически за каждой литургией, которые иногда еще называются Заповедями блаженства: «Блаженни нищие духом, ибо тех есть Царство Небесное». Почему такими словами начал Иисус Христос эту проповедь – важную, главную? «Блаженни». – Кто такие блаженные? По-славянски это означает счастье в высшей степени. То есть «счастливы те, кто делает так-то и так-то». И дальше Господь перечисляет, в чем же счастье человека. Значит, сама Нагорная проповедь и ее содержание, которое мы можем прочитать в Евангелии от Матфея, говорит нам, людям, в чем заключается наше с вами счастье.

Нет человека, который бы не хотел в жизни счастья. Так или иначе, стремление каждого человека в конечном итоге в его жизни в поисках счастья. Весь вопрос только в том, что такое счастье. Славянское слово «блаженство» включает в себя не только русское слово «счастье», которое несет в себе ограниченный смысл, потому что не может человек быть счастлив постоянно. Как правило, у нас в жизни за радостными полосами бывают полосы грустные, и за счастливыми годами, или днями, или минутами бывают горестные годы, или дни, или часы, или минуты. Блаженство же говорит о некоторой вечности, о том счастье, которое пребывает в человеке постоянно, и том счастье, которое ничто не может поколебать, потому что оно находится на твердых основах.

Знакомо ли нам с вами такое счастье? Знаем ли мы с вами, что такое блаженство? На этот вопрос нам важно дать себе ответ. Потому что поисками этого блаженства мы, христиане, и должны заниматься всю свою жизнь. Искать этого блаженства.

Сегодняшнее Евангелие, которое мы слышали, начинается такими словами, что «если око твое будет светло, то и душа твоя будет светла» (см. Мф. 6, 22). О чем это говорит Господь? Господь это говорит о нашем с вами взгляде на жизнь. От того, как мы смотрим на нашу жизнь, от нашей точки зрения и зависит наше с вами внутреннее состояние. Что будет в нашей душе, зависит от того, как мы смотрим на нашу жизнь. И Господь Иисус Христос учит нас, как нам надо смотреть на нашу жизнь, какой мы должны иметь взгляд на происходящее с нами, для того чтобы в нашей душе поселилось блаженство, для того чтобы мы с вами были по-настоящему счастливы.

Ведь в чем иногда видит человек счастье? Ну, как правило, в благосостоянии, здоровье, успехе в жизни, сытой спокойной жизни. Когда, не дай Бог, – у старшего поколения есть еще эта память, – был голод, считалось, что счастье – это хотя бы иметь на столе кусок хлеба.… Какой же взгляд на жизнь предлагает нам Господь? Он предлагает нам увидеть, что у каждого из нас есть бессмертная душа, увидеть, что для нашей с вами души очень важен радостный покой. Важно, чтоб не было тревоги, важно, чтоб не было печали, важно, чтоб не было страшной тяжести на душе, от которой никто и ничто не может избавить, – потому что эта печаль, и скорбь, и тяжесть приходят к нам из-за греховного состояния души. А как грех пробирается в нашу душу? Он пробирается к нам через нашу с вами суетность. Мы заботимся не о том, о чем надо. И много переживаем не из-за того, из-за чего нужно. Это называется в святоотеческом учении «многозаботливостью»: когда человек и то считает важным, и другое, и третье, ко всему душу прилагает – а в результате в душе появляется страшная пустота. Действительно, заботится человек о своем благосостоянии, копит деньги, приобретает вещи, в один прекрасный момент случается пожар, или стихийное бедствие, или крадут у него эти деньги, – и ради чего человек трудился, и ради чего человек старался? Отчаяние к нему приходит. Копил-копил человек, купил сыну своему мотоцикл, думал – «Ох, как здорово, как будет радостно!» А сын поехал и разбился. И все удовольствие. Другой копил, готовил все, квартиру себе обставлял, делал все, самое лучшее себе накупил – сверху прорвало трубу, все это залило, что дальше делать? С соседями ругаться, судиться, требовать с них денег, те в ответ еще – что в душе осталось? Злоба, ненависть, неудовольствие. Третий собирал, строил всю жизнь дом, всех мучил, все-все построил – и умер. А дети судятся между собой, один другого по судам таскают, друг с другом не здороваются! Все это понятия вроде бы о счастье: «Как хорошо!» – иметь дом, иметь машину, иметь одежду, хорошо питаться… Хорошо питаешься, каждый день жирное кушаешь, постов не соблюдаешь, к врачу пошел – раз! Говорят: полный панкреатит, язва желудка, – все, заработал себе этой пищей. Дальше что – операция, все надо вырезать, все деньги на химиотерапию, ничего не осталось. И где же это счастье?

Вот, человек многозаботливостью своей гоняется за призрачным «счастьем», как ему кажется, и никак этого счастья не находит. Почему? Потому что неправильный взгляд на жизнь. Об этом ему и говорит Господь: не в этом счастье! А в чем же оно тогда? Разве не надо человеку питаться, разве не надо человеку одеваться, разве не надо иметь достойное жилище? Все это надо, конечно. Но сегодня в Евангелии мы слышали с вами ответ, в чем человеческое блаженство и счастье. Господь Иисус Христос говорит: «Ищите прежде всего Царствия Божия, и все остальное приложится вам» (см. Мф. 6, 33).

Вот, если человек будет искать правды Божией, Царства Божия, будет обращаться к Господу, будет учиться молиться, будет учиться любить своего ближнего, будет стремиться делать что-либо для него, а не для себя, будет отвергаться от своего эгоизма, будет бороться со своими грехами, и в душе его воссияет благодать Божия, то все остальное приложится ему. И даже маленький кусочек хлеба будет ему слаще всяческих разносолов. И простая одежда будет для него прекрасным украшением, лучше всяких драгоценностей и бриллиантов. И его скромное жилище, в котором он находится, будет для него радостью, а не средством к раздору, к зависти и ненависти. Ищите себе прежде всего Царствия Божия, и все остальное приложится нам.

Дорогие братья и сестры! Мы сегодня услышали небольшую часть из Нагорной проповеди Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Эту проповедь можно прочитать в Святом Евангелии от Матфея в 5, 6 и 7 главе. И каждому христианину следует эту евангельскую проповедь Христову читать для себя как можно чаще, потому что в ней твердое указание на то, какой должен быть у нас с вами взгляд на жизнь, и к чему мы должны в этой жизни стремиться, чтобы быть счастливыми.

Дорогие братья и сестры! Ныне Господь промыслом Своим собрал нас в Свой храм. Обратимся к Нему, Спасителю и Господу нашему, чтобы Он вразумил нас открыть нам уши своих сердец, услышать эти слова Господни и прежде всего искать в жизни своей Царствия Божия. Аминь.

13 июня 2010 года