Приходской листок Троицкого собора, 26 (995) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь; потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

(Послание к Римлянам, 6 глава, ст. 18-23)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек; но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: "пойди", и идет; и другому: "приди", и приходит; и слуге моему: "сделай то", и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

(Евангелие от Матфея, 8 глава, ст. 5-13)

Преподобный Ефрем Новоторжский

Память 11 (24) июня

Преподобный Ефрем Новоторжский, основатель Борисоглебского монастыря в городе Торжке, был родом из Венгрии. Вместе со своими братьями святыми Моисеем Угрином (память 26 июля) и святым Георгием он покинул родину, возможно, по причине преследования православных. Придя на Русь, братья поступили на службу к ростовскому князю святому Борису, сыну равноапостольного великого князя Владимира. В 1015 году на реке Альте вместе со святым князем Борисом погиб и брат Ефрема Георгий. Убийцы отрезали ему голову, чтобы снять золотую гривну, которую он носил на шее. Моисею удалось спастись бегством, и он поступил в число монахов Киево-Печерского монастыря. Ефрем, находившийся в это время, очевидно, в Ростове, прибыв на место убийства, нашел голову брата и взял ее с собой. Оставив службу при княжеском дворе, преподобный Ефрем удалился на реку Тверцу с тем, чтобы там вести уединенную иноческую жизнь. После того как возле него поселилось несколько монашествующих, он в 1038 году построил монастырь в честь святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Братия избрали его своим настоятелем. Близ монастыря, расположенного неподалеку от торгового пути к Новгороду, был устроен странноприимный дом, где бесплатно содержались бедные и странники.

Скончался преподобный Ефрем в глубокой старости (28 января 1053 г.), его тело было погребено в устроенном им монастыре, а в гроб, согласно его завещанию, была положена голова его брата, святого Георгия. Мощи преподобного Ефрема были обретены в 1572 году. Перенесение их было совершено архиепископом Новгородским Леонидом. Празднование установлено при Митрополите Московском Данииле (1584 - 1587).

Слово в Неделю 4-ю по Пятидесятнице

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь Иисус Христос истинный Бог и истинный человек. Как у истинного человека у Него существуют все человеческие эмоции, которые присутствуют и в нашей с вами жизни. Мы читаем в Евангелии, как Господь кого-то возлюбил, читаем в Евангелии, как Господь заплакал, даже читаем в Евангелии, как Господь гневался.

А в сегодняшнем Евангелии (Мф. 8, 5–13) необыкновенная реакция Господа Иисуса Христа на обращение к Нему человека. Сегодня мы слышали, в Евангелии сказано, что Господь удивился. Сам Господь удивился! Что же должно было такое произойти, что Иисус Христос удивился? А удивился наш Спаситель особенной вере, которая была в сердце у человека, подошедшего к Нему.

Значит, вера – это такой особенный дар, он настолько ценен, и настолько настоящая вера редка среди нас, людей, такое редкое явление настоящая вера, что Сам Господь удивился. Действительно, давайте вспомним, чему же Господь удивился.

К Нему в городе Капернауме подходит военный человек, начальник римской сотни (см. Мф. 8, 5). Уже само по себе это удивительно, потому что этот военный не был евреем, он не веровал, не хранил, не знал религии Единого Бога, которую хранили древние евреи. И вообще-то он был язычник, поклонялся языческим богам. В глазах всех людей этот военачальник, с одной стороны, был оккупантом, который завоевал их страну, поэтому они его боялись, под его началом была целая сотня воинов. С другой стороны, он был нечистым человеком, потому что кланялся идолам. И вдруг этот человек подходит к Иисусу Христу. Уже удивительно. Значит, что: или Христос не знает, кто к Нему подошел, или этот человек понимает, к Кому он подходит. Из дальнейшего рассказа мы видим, что да, этот язычник понимал, к Кому он подходил. Так понимал, что даже другие правоверные, знающие истинного Бога, этого не понимали.

С какой же целью он подходит? Он просит Господа Иисуса Христа о чуде. Было бы еще понятно, если бы он просил за себя самого. А он просит не за себя, а говорит: «У меня дома слуга больной» (см. Мф. 8, 6). Слуга больной. Просит исцелить своего слугу, который к тому же находится в этой болезни у него дома.

Смотрите, тоже удивительное явление. Люди в основном любят за себя просить, и в первую очередь о себе думают. А этот человек, не знавший Закона Моисеева, Закона Божия, подходит к воплощенному Богу Господу Иисусу Христу и просит не за себя, а за другого. Вот еще удивительно! Но дальше более удивительные происходят вещи. Христос высказывает желание пойти к этому человеку в дом, чтобы исцелить его слугу. А тот, вместо того чтобы обрадоваться и сказать: «Пойдем», говорит: «Господи, нет, нет. Я недостоин, чтобы Ты вошел в дом мой» (см. Мф. 8, 7–8). Понимаете, он реально понимает, что он недостоин. Понимает, что он не имеет истинной веры. Сам о себе понимает, что он поганый язычник. Он видит, Кто перед ним, и понимает свое недостоинство. Ему в голову не может даже прийти, что такой человек, как Иисус Христос, придет к нему в дом. «Я недостоин». Вот, действительно, удивительно!

Мы сами о себе подумаем. Мы почему-то считаем себя уж больно всего достойными. Испытываем Бога. И, не дай Бог, у нас чего-нибудь в жизни не так, мы вопрошаем: «Господи, за что нам это? А почему нам такое? За что у нас такие бедствия? Да куда Ты, Господи, смотришь? Да что в мире творится?» Мы считаем себя достойными, чтобы вместо нас Бог нам устраивал нашу жизнь и вместо нас делал добрые дела, хотя мы должны их делать. А этот человек, язычник, чувствует даже, что Христу недостойно к нему в дом идти.

А дальше вообще говорит удивительные слова. Он говорит: «Я начальник. Говорю какому-нибудь из солдат своих: «Иди», и тот меня слушает и идет. Повелеваю другому, даю приказ: «Сделай то-то», и он делает. Скажи только одно слово, – говорит он Иисусу Христу, – скажи только одно слово, и выздоровеет мой слуга» (см. Мф. 8, 8–9). И вот тут Евангелие говорит, что Христос удивился. Удивился, потому что Он даже среди благоверных и благочестивых людей Израиля не нашел такой веры, как в этом язычнике (см. Мф. 8, 10). Незнающий Писания фактически цитирует Священное Писание, которое говорит о Боге, как Бог творил мир: повелел, и было, сказал слово, и создалось (см. Пс. 148, 5). Слова одного Божия достаточно, чтобы весь видимый мир сотворить. Вот какая вера была у этого человека, о котором сегодня мы слышали в Евангелии.

Зачем же Святая Церковь предлагает нам услышать эту евангельскую историю? Да, конечно же, прежде всего для того, чтобы нас с вами предостеречь. Предостеречь от страшных духовных ошибок.

За что похвалил Иисус Христос этого человека? За его необыкновенную веру. А мы, увы, не можем снискать похвалы Иисуса Христа за нашу веру. Скорее, мы обнаружим свое собственное маловерие. И беда еще заключается в том, что наше маловерие – оно смыкается, как бы слипается в одно целое с гордыней и самооправданием. Мы, не живя по вере в этом мире, вместо того чтобы обвинить себя за наше нежелание жить с Богом и за наше маловерие, во всем еще пытаемся Бога обвинять и говорим: «А чего Он к нам не пришел? А чего вот Он нам не помог? А мы, вот, Его просили! А мы молебен заказали! А мы записку написали! А ничего не изменилось». Ну конечно – мы-то свою жизнь не изменили. Чего ж должно измениться, если мы сами не меняемся, не желаем сами меняться? Потому что языком говорим о своей вере, а жизнью не подтверждаем нашу веру. Вот это и есть маловерие.

И вот когда мы видим такой пример в Евангелии, пример этого военачальника, этого сотника, и как Господь удивился его вере, нам следует тоже поревновать и найти силы в себе искать такой веры, воспитывать ее в себе, открывать свое сердце для этой веры, чтобы огонь этой веры в нашем сердце возгорелся. И причем это все нам надо делать смиренно.

Помните молитву ко Святому Причащению? Мы читаем: «Несмь достоин да внидеши под кров мой». Вот если мы будем с такими мыслями и чувствами, осознавая свою слабость, свою бездуховность, свое неумение жить по заповедям Божиим, свое малодушие, тем не менее просить у Господа, чтобы Господь помог нам, и веровать в Него так, как веровал этот сотник, – все будет. Слова одного Божия достаточно! А ведь Господь сие слово о нас произнес. Он ведь для того и пришел в мир, чтобы мы с вами не погибли, а имели жизнь вечную. А сия есть жизнь вечная – это знать истинного Бога и посланного Им Господа Иисуса Христа (см. Ин. 17, 3).

Дорогие братья и сестры, в сегодняшний день, вдохновившись примером этого сотника, будем просить у Господа, чтобы нам иметь в своих сердцах спасительную веру. Чтобы исполнились слова Иисуса Христа, которые мы слышали сегодня в Евангелии, когда Он сказал, что «придут и с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царствии Небесном» (см. Мф. 8, 11). Это Он о нас сказал. Если мы будем веровать в Господа, мы будем иметь спасение от своих грехов и жизнь вечную. Аминь.

2 июля 2017 года