Приходской листок Троицкого собора, 27 9996) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией. Потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего. Моисей пишет о праведности от закона: "исполнивший его человек жив будет им". А праведность от веры так говорит: "не говори в сердцем своем: кто взойдет на небо?" то есть Христа свести; "или кто сойдет в бездну?" то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? "Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердцем твоем", то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедают ко спасению.

(Послание к Римлянам, 10 глава, ст. 1-10)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море, и погибло в воде. Пастухи же побежали, и, придя в город, рассказали обо всем, и том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно, и прибыл в Свой город.

(Евангелие от Матфея, 8 глава, ст. 28 – 9 глава, ст. 1)

Преподобный Паисий Великий

Память 19 июня (2 июля)

Преподобный Паисий Великий жил в Египте. Родители его, христиане, раздавали щедрую милостыню всем нуждавшимся.

После смерти мужа мать, по внушению Ангела, отдала младшего сына Паисия в церковный клир.

Юный Паисий полюбил иноческую жизнь и поступил в один из египетских скитов. Отрекшись от своей воли, он жил под духовным руководством святого Памвы (память 18 июля), во всем исполняя его повеления. Старец сказал, что новоначальному иноку особенно нужно хранить зрение, чтобы уберечь свои чувства от соблазнов, и Паисий, исполняя наставление, три года ходил с опущенными вниз глазами. Святой подвижник прилежно читал духовные книги и особенно прославился подвигом поста и молитвы. Вначале он не вкушал пищи в течение недели, потом – двух, а иногда, после причастия Святых Христовых Тайн, оставался без пищи по семьдесят дней.

В поисках уединенного безмолвия преподобный Паисий ушел в Нитрийскую пустыню, где жил в высеченной собственными руками пещере. Там преподобный удостоился дивного видения – Господь Иисус Христос открыл ему, что ради его трудов вся Нитрийская пустыня будет населена подвижниками. Преподобный дерзнул спросить Господа, где иноки достанут в пустыне все необходимое для жизни? Господь ответил, что, если они будут исполнять Его заповеди, Он Сам будет доставлять им всё необходимое, поставит их выше бесовских искушений и хитростей.

Со временем к преподобному Паисию собралось множество иноков и мирян, так был основан монастырь. Главный завет преподобного Паисия был один: ничего не делать по своей воле, а во всем исполнять волю своих наставников. Тяготясь нарушением безмолвия, преподобный удалился в более отдаленную пещеру. Однажды он был восхищен в райские обители и удостоился там причаститься невещественной Божественной пищи. За трудные подвиги для спасения Господь наделил своего угодника даром прозрения и врачевания душ человеческих. Из жития подвижника известен случай, когда один из его учеников, по благословению преподобного, отправился для продажи рукоделий в Египет и на пути встретил еврея, который внушил простодушному иноку, что Христос Спаситель не Мессия, что придет другой, истинный. Поколебавшись, инок произнес: "Может быть, и правда то, что ты говоришь", – однако не придал своим словам особого значения. Возвратившись, он с огорчением увидел, что преподобный Паисий как бы не замечает его присутствия, и спросил о причине его гнева. Преподобный сказал: "Мой ученик был христианином, ты же не христианин, от тебя отошла благодать Крещения". Раскаявшись, инок со слезами просил преподобного отпустить ему грех. Только тогда святой старец встал на молитву и испросил у Господа иноку прощение.

Один инок самовольно ушел из пустыни и поселился недалеко от города. Там он встретился с женщиной, которая ненавидела и хулила Христа Спасителя. Поддавшись ее влиянию, он не только оставил иночество, но и попрал веру во Христа и постепенно пришел к полному безверию. Однажды, по благому Промыслу Божию, мимо его дома проходили нитрийские иноки. Увидев их, грешник вспомнил свою прежнюю жизнь и просил иноков передать преподобному Паисию, чтобы он умолил за него Господа. Выслушав просьбу, преподобный начал усердно молиться, и его действенная молитва была услышана. Господь, явившись к Своему угоднику, обещал помиловать грешника. Вскоре совратившая инока женщина умерла, и он вернулся в пустыню, где, плача и сокрушаясь о своих грехах, начал трудиться в подвигах покаяния.

Преподобный Паисий отличался великим смирением, совершал подвиги поста и молитвы, но, по возможности, скрывал их от посторонних. На вопрос иноков, какая добродетель выше всех, преподобный ответил: "Та, которая совершается в тайне и о которой никто не знает".

Преподобный Паисий скончался в V веке в глубокой старости и был с честью погребен множеством собравшихся иноков. Через некоторое время его мощи были перенесены преподобным Исидором Пелусиотом (память 4 февраля) в Пелусиотскую обитель и положены рядом с мощами преподобного Павла Пустынника, с которым преподобный Паисий при жизни был особенно духовно близок.

Слово в Неделю 5-ю по Пятидесятнице

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Действительно ли мы желаем, чтобы в нашей жизни обитал Бог? На самом ли деле стремление наше заключается в том, чтобы жить вместе с Богом? Так это или нет? Ведь чем отличается верующий человек от неверующего? Неверующий человек считает, что Бог ему не нужен. Он, как правило, не то чтобы не признает Его существования, а не задумывается об этом. Иногда соглашается, говорит: «Ну, там что-то, может быть, и есть. Но я живу как живу». С таким размышлением все ясно.

Конечно, пустоты не бывает. И если жизнь человека не заполнена Богом, то она заполняется тем, что является на церковном языке грехом. Это непреложный факт, в общем-то, истина, не требующая доказательств. Но как быть с нами – людьми, которые называют себя верующими? На самом ли деле наша вера такова, что мы желаем, чтобы Бог руководствовал нашей жизнью? Это очень важный вопрос. От этого вопроса зависит весь строй нашего ума, нашей души, наших слов, наших поступков.

Очень удачно миссионер святитель Иннокентий, проповедавший северным народам, объяснял суть заповедей Божиих. Он говорил им: «Любое дело, которое ты делаешь, спроси у себя, можно ли его делать вместе с Богом?» Вот можно ли с Богом идти и наврать? Можно ли пойти вместе с Христом и чего-нибудь своровать? Можно ли с Богом над кем-нибудь насмехаться, унижать? Можно ли сесть с Христом на лавочке и сплетнями заниматься, гадости разные рассказывать? Можно или нет? Конечно, нет.

А вот теперь задумаемся мы о себе, и о нашем строе жизни, и о наших поступках. Мы, верующие люди, на самом ли деле желаем, чтобы Бог был каждую минуту нашей жизни с нами? Или мы только вспоминаем о Нем, когда нам тяжело, когда нас обижают, когда мы болеем, когда мы находимся в какой-то скорби? И вот тогда мы говорим: «Господи, помоги!» А когда нам хорошо, так нам что, вроде и без Бога неплохо... Получается, так? Это очень важный вопрос, на который никто, кроме нас самих, не может себе дать ответа. И по этому вопросу легко себя проверить, какой ты христианин.

Сегодня мы с вами слышали Евангелие (Мф. 8, 28 – 9, 1), которое нам показывает страшную оборотную сторону этого выбора. Ужас, реальный ужас, как на картине, если человек выбирает жизнь без Бога. А вот в чем этот ужас заключается.

Сегодня мы слышали, как Иисус Христос пришел в Гергесинскую страну, как называет ее Евангелие. Евангелист Лука называет эту страну Гадаринской. И там встречают его два человека, одержимых бесами, силами зла. И настолько страшна была эта одержимость, что люди даже боялись там близко ходить. И эти люди несчастные, одержимые силами зла, даже не жили, как нормальные люди, в домах, а жили в приготовленных для погребения гробах. А гробы на Востоке – это не что иное, как в скалах высеченные пещеры такие. И вот силы зла, которые в этих людях были, – бесы возопили к Христу и сказали: «Что Ты пришел прежде времени мучить нас?» А рядом паслось большое стадо свиней (см. Мф. 8, 28–30).

Надо сделать примечание и пояснение. Свиней Закон Моисеев запрещает употреблять в пищу правоверным евреям. И до сих пор те, кто хранят Ветхозаветный Закон, – иудеи не едят свинины. Моисей запретил есть свинину по повелению Божию не только из-за того, как некоторые объясняют, что по тому восточному климату употребление мяса этих животных могло бы послужить распространению различных болезней, но и символический запрет был в этом. Потому что свинья – животное всеядное, ест все без разбору, что угодно. И через этот символ Бог показывает людям, что нельзя жить без разбору, нельзя душе человеческой все потреблять подряд. Человек должен делать свой выбор.

Жители страны Гергесинской нарушали этот запрет. Не сказано в Евангелии, ели ли они сами свиней, или эти свиньи были предметом торга, их продавали, и наживу какую-то, деньги получали за это, неизвестно. Но в любом случае, это было огромное стадо свиней.

И вот Христос разрешает этим бесам, которые находились в этих двух людях несчастных, войти в стадо свиное. И стадо свиное, обезумевшее, бросается с крутизны в море и гибнет (см. Мф. 8, 31–32).

Вот, дорогие братья и сестры, внешняя картина зла. Чтобы яснее себе представить, что представляет в себе отсутствие любви Божией и жизни вместе с Богом, – вот, это безумное свиное стадо. Если человек не живет с Богом, если в его сердце нет Бога, он становится членом этого свиного стада, безумного, конец которого гибель. Другой перспективы у свиного стада обезумевшего нет. Вот картина, которая написана Евангелием.

А вот теперь перед нами выбор: нам с кем жить? С Богом, с любовью, с верой, с прощением, с Законом Божиим, с жизнью вечной? Или жить по-свински, чтобы в конечном итоге, обезумевши, погибнуть? Казалось бы, ответ очевиден. Конечно же, жить надо с Богом, это же яснее ясного, это же так понятно!

Понятно? Но не очень, оказывается.

Когда пастухи, которые пасли стадо, прибежали в город и рассказали о том, что произошло: о том, как Христос исцелил двух бесноватых, о том, как погибло стадо свиное, – Евангелие говорит, весь город пошел навстречу Иисусу Христу. А вот самое удивительное – зачем они пошли. Что, они пошли благодарить Христа, что Христос исцелил их бесноватых, и что они теперь могут свободно ходить там, где они раньше боялись ходить? Что, они пришли благодарить Христа за то, что Тот указал им подлинную силу, и страх, и ужас зла? Что, они пошли к Христу, чтобы Христос жил вместе с ними в их городе, там им проповедовал бы, открыл бы им тайны Царствия Божия, рассказал бы им о том, как получить жизнь вечную, исцелил бы их больных? Для этого они пошли? Ничего подобного. Они пошли для того, чтобы сказать Ему: «Уйди от нас» (см. Мф. 8, 33–34). Им их свиней оказалось жалко, и они предпочли своих свиней погибших Самому Христу. Хотя, казалось бы, все так очевидно! Какой жуткий, страшный и ужасный выбор этих жителей!

И вот, дорогие братья и сестры, такой выбор стоит всегда и перед нами. С кем мы? Желаем ли жить с Богом? Или желаем жить без Бога? Выбор стоит перед нами. Если мы не прощаем своему ближнему – это значит, мы вместе с жителями страны Гергесинской говорим Христу: «Уйди от нас. Мы не будем прощать, как Ты учил». Если мы видим человека, который нуждается в нашей помощи, и не помогаем ему, значит, вместе с жителями этой страны Гергесинской говорим Христу: «Уходи от нас. Мы не будем милосердными, как Ты нам заповедал». Если мы не желаем учиться любить друг друга, мы гоним Христа от себя. Нам свинская жизнь без любви кажется лучше.

Дорогие братья и сестры! Жизнь человека – это серьезный путь. Сам Господь говорит, что это выбор пути: путь жизни и путь смерти. И этот выбор ежечасно, ежеминутно перед нами.

Будем просить Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Который и силам зла повелевает, и исцеляет всех тяжко болящих, приходящих к Нему, будем просить у Него, чтобы нам сделать правильный выбор в своей жизни, в своих поступках, в своих мыслях, чтобы нам избрать жизнь с Богом и отвергнуть жизнь без Бога. Аминь.

9 июля 2017 года