Приходской листок Троицкого собора, 34 (1003) 2018 г.

Тропарь праздника Преображения

Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.

Евангельское чтение в праздник Преображения Господня

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои, и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

(Евангелие от Матфея, глава 17, ст. 1-9)

Слово в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы с вами собрались в святом храме Божием на молитву, вспоминая чудесное Преображение Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа на горе Фаворской.

Для нас храм ныне как эта Фаворская гора. Ибо там трем ученикам явилось истинное Божественное лицо Господа Иисуса Христа, и они услышали голос Отца Небесного, который повелевал им слушать Иисуса Христа, ибо Он возлюбленный Сын Божий, пришедший в мир для спасения людей.

Для нас, братья и сестры, храм тоже является такой Фаворской горой. Подняться в гору не просто. Надо постараться, приложить особенный труд. Вот так и в храм, чтобы прийти на молитву, каждый из нас знает, сколько приходится преодолевать различных препятствий и искушений. Прийти в храм и собраться здесь, внутри, со своими духовными силами, отрешившись от повседневной суеты, бывает очень непросто, но тем не менее мы этот труд предприняли и сейчас находимся в этом святом месте. И Сам Спаситель наш Господь Иисус Христос тоже здесь с нами, потому что Он твердо сказал: «Где даже двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я среди них» (см. Мф. 18, 20). Спаситель с нами, потому что Он для того и пришел в мир, чтобы наши мрачные греховные души просветить Своим Божественным светом.

Когда мы приходим в храм, мы благодатью Духа Святаго, силой Божией здесь освещаемся. В наши сердца проникает свет Божий. Мы порой даже сами не замечаем, как мы начинаем тоже преображаться. Ведь что такое преображение? Это изменение. Изменение к чему? Конечно же, к лучшему, к свету.

С Господом Иисусом Христом на горе Фаворской беседовали два человека, которые пришли в мир до пришествия Господа Иисуса Христа: пророк Божий Моисей и пророк Божий Илия. Эти два пророка являются особенными в истории ветхозаветной тем, что они были свидетелями и видели славу Божию. Бог являл им Свою славу. Поэтому Моисея так и называют – Боговидцем, ибо он на горе Синайской получил от Бога скрижали Завета. И так тогда его лицо просветилось, что он даже носил покрывало, потому что на его лицо невозможно было смотреть, оно сияло отблеском Божественной славы (см. Исх. 34, 32–35).

Да, вот бы наши души так бы засияли Божественной славой в нашей жизни! Собственно говоря, для этого мы в храм Божий и приходим. Мы просим у Господа, чтобы Он дал нам возможность изменяться, преображаться к лучшему.

Тропарь сегодняшнего праздника указывает на то, что Божественный свет наша душа впитывает, насколько мы можем, насколько мы можем воспринять. Это по-славянски: «якоже можаху». Вот что это слово значит? «Якоже можаху» – это значит настолько, насколько нам возможно.

Получается следующее: значит, от нас зависит, насколько мы просветимся. Вот как мы подготовим свою душу, столько мы света в нее и можем принять. Настолько, насколько возможно. Но надо же стремиться, чтобы это было как можно более возможно. Нам надо стремиться, чтоб наша душа была как можно более светлой. А вот в этом, конечно же, нам Святая Церковь и помогает. Для этого и молитва. Для этого и Таинства Церковные. Для этого и покаяние. Когда мы стараемся, пытаемся сделать что-то доброе, быть лучшими христианами, когда мы прилагаем сами усилия, в ответ Господь и нас благословляет. То есть дело спасения и дело преображения – это наш совместный труд. Вот так на гору трудно идти, но идет человек, подымается. Апостолы шли с Иисусом Христом. Так и мы с вами в нашей духовной жизни должны подыматься все выше и выше к Богу, совершенствоваться.

Апостол Петр, когда увидел славу Господа Иисуса Христа, увидел Божественный свет, воскликнул: «Господи, как хорошо нам здесь быть!» Он уже никуда не хотел уходить. Говорит: «Сейчас построим здесь три кущи, три шалаша из веток сделаем и будем здесь жить. И Тебе, – то есть Иисусу Христу, – одну палатку, и одну Моисею, одну Илии» (см. Мф. 17, 4). В такой радости пребывал апостол, видя славу Божию.

И мы, дорогие братья и сестры, с вами тоже получаем эту радость здесь, в храме Божием. Хорошо нам здесь быть, братья и сестры, хорошо, потому что наша душа очищается, наши грехи Богом прощаются. Хорошо нам здесь быть, потому что наши молитвы здесь, в храме Божием, Бог слышит. Хорошо нам здесь быть, потому что Бог нас укрепляет в повседневной жизни и благословляет. И в ответ на наш молитвенный труд Бог посылает нам Свою благодать. Хорошо нам здесь быть. Поэтому, конечно же, надо по мере возможности каждому из нас стремиться в храм Божий на молитву, чтобы здесь получать ту благодать, которую никто, кроме Самого Бога, нам дать не может.

В сегодняшний день Преображения Господнего будем просить у Спасителя мира, Который пришел для того, чтобы мы не пребывали во тьме, а пребывали в свете Божием, чтобы Его свет присносущный воссиял в сердцах наших настолько, насколько мы можем его принять. Аминь.

19 августа 2017 года