Приходской листок Троицкого собора, 37 (954) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши. Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф, не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды. Итак, я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением. Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною? Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что| моя радость есть радость и для всех вас. От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.

(Второе послание к Коринфянам, 1 глава, ст. 21 – 2 глава, ст. 4)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.

(Евангелие от Матфея, 22 глава, ст. 1-14)

Слово в Неделю 14-ю по Пятидесятнице

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали притчу, которую рассказал Господь Иисус Христос и для нас с вами, потому что все, что сказано Господом, – это на все времена, и для каждого из нас в отдельности, и для всех вместе. Притча, которую мы только что с вами слышали, в первую очередь описывает отношение к Господу Иисусу Христу тех людей, которые жили в то время, когда Он пришел в мир, чтобы спасти род человеческий. Это отношение оказалось весьма прохладным, если не сказать хуже. Люди фактически не приняли пришедшего для их спасения Самого Господа. Не приняли, не услышали, – хотя перед этим пророки многие сотни лет предвозвещали, что придет Тот, Который избавит их от самого главного плена, от самого главного несчастья в жизни человека.

Какое самое главное несчастье в жизни человека? Что самое страшное? Самое страшное – когда душа человека в плену у зла. Самое ужасное – когда душа человека заполнена грехом: злобой, ненавистью, неправдой. Все это приводит к смерти – смерти души человека. А если у человека умерла душа, то никакой пользы нет, что у него тело, может быть, и здоровое, и красивое, никакой нет пользы человеку, если у него есть какой-то успех во внешних делах, – никакой пользы, если у человека умерла душа. Почему? Потому что все то, что временное, очень быстро кончается. И сама временная земная жизнь человека тоже очень быстро кончается.

И вот Иисус Христос рассказывает притчу (Мф. 22, 1–14), в которой Себя изображает, как некоторого господина, который устроил брачный пир, торжественный, прекрасный, с тем чтобы порадовать своих избранных – тех, которых он давно уже пригласил к себе. И что получается? Эти избранные, когда наступило время прийти на этот брачный пир, начинают отказываться, не идут, у каждого находятся какие-то причины. Это Иисус Христос изображал не только тех людей, которые жили в Его время, нет. Это Он нас с вами также изображает. И притча относится также к каждому из нас. Ведь для каждого из нас с вами Господь уготовал Свой прекрасный брачный пир, Он каждого из нас зовет на этот пир веры, чтобы мы насладились и порадовались: чтобы мы познали радость веры, надежды, любви, чтобы счастье было в душах наших. Все это Господь дает нам через нашу святую веру. Все это Господь нам дает через счастье и блаженство жить в Святой Церкви. Все это Господь нам дает через Свои Таинства тем, что в них мы насыщаем свою душу, делаем ее сильной. Все это Господь нам дает не временно, а дает вечно. Он открывает перед нами вечность и дает нам вечную жизнь.

Но эта вечная жизнь – это не просто какое-то продолжительное время жизни. Вот если поговорить с очень пожилыми людьми, которым уже за 80, около 90 лет, и их послушать, то они все говорят, что они уже устали от жизни; они уже говорят, если они еще в памяти: «Скорей бы уж Господь забрал меня». Они уже утомились этой жизнью. Почему? Да потому, что та жизнь временная, в которой мы живем, исполнена болезней, страданий, печалей, горести. Не такую вечную жизнь Господь нам приготовил. Не эта вечная жизнь, которая исполнена греха, страстей, бед. Он приготовил нам совсем другую вечную жизнь, которая не во времени, а в вечности протяженная, которой мы представить не можем себе, потому что это будет бесконечная великая радость и счастье, пребывание в любви и блаженстве. Вот что приготовил Господь любящим Его.

В Церкви Христовой уже сейчас на земле начинается вечная жизнь. Уже сейчас мы можем вкусить сладости богообщения, радости брачного пира: во время молитвы, во время участия в Таинствах Христовых, в то время, когда мы начинаем делать добрые дела, когда мы начинаем исправлять свою жизнь, отставать от злых обычаев и совершать доброе. Уже сейчас начинается для нас этот великий брачный пир.

Но в притче, которую мы слышали сегодня, есть еще один не совсем и не сразу понятный момент. Входит царь на пиршество, куда он сам же призвал всех, и вдруг видит одного человека, который одет не в брачную одежду (см. Мф. 22, 11–12). Тут надо пояснить. На Востоке для участия в брачном пире была специальная одежда. Она отличалась от обычной, но в принципе такую брачную одежду имел каждый человек и, когда его приглашали на какое-нибудь торжественное событие, он ее одевал. И вот находит господин в этой притче человека не в брачной одежде и говорит: «Как ты сюда попал, не имея брачной одежды?»

Что это за брачная одежда такая для нас с вами? Зачем нам в притче это оставлено? Что это означает для нас? Святые отцы поясняют: «брачная одежда» – это добрые дела человека, в которые он должен в течение своей жизни одеваться. Если человек не имеет этих добрых дел, он не будет иметь общения с Господом. Всех Господь к себе призывает, грехи нам прощает, наши духовные недуги исцеляет, спасает нас от смерти. Все для нас Господь сделал, двери брачного чертога открыл. Но что мы должны сделать? Одеться в брачную одежду. То есть делать добрые дела. Даже самый злой человек может заставить себя сделать доброе дело. К этому доброделанию и призывает нас сия притча.

Господь всех спасает и готов спасти, но если мы не будем иметь желания творить добрые дела милосердия, сострадания, дела помощи ближним, если мы будем иметь жестокое немилосердное сердце, то будем исторгнуты из брачного пира, – так, как было в этой притче. Что сказал господин? «Возьмите его и выбросьте вон» (см. Мф. 22, 13).

Да не будет с нами этого ни с кем! Всех нас Господь призвал ко спасению. Помолимся же Ему, чтобы нам с вами одеваться в брачные одежды добрых дел, чтоб у нас хватило разума, и сил, и крепости совершать дела милосердия и сострадания. Помолимся Ему о том, чтобы услышать Его призыв, которым Он нас с вами зовет, и не отнекиваться, и не говорить: «Некогда нам!» Да мы ведь не знаем, сколько нам земной жизни отведено. Ценить надо то время, которое дано нам с вами. Помолимся о том, чтобы все мы сподобились великого брачного пира в Царствии Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.

18 сентября 2011 года.

Преподобный Симеон Столпник

Память 1(14) сентября

Святой Симеон родился в пределах Антиохии Сирийской в середине IV века от бедных родителей. В юности он пас овец своего отца. Однажды, придя в храм, он услышал пение заповедей Блаженств (Мт. 5, 3-12), и в нем зародилась жажда праведной жизни. Симеон начал усердно молиться Богу и просить указать ему, как достичь подлинной праведности. Вскоре ему приснилось, что он копает землю как бы для фундамента под здание. Голос ему сказал: «Копай глубже». Симеон стал усерднее копать. Считая вырытую яму достаточной глубины, он остановился, но тот же голос повелел ему копать еще глубже. То же повеление повторилось несколько раз. Тогда Симеон стал копать безостановочно, пока таинственный голос не остановил его словами: «Довольно! А теперь если хочешь строить, строй, трудясь прилежно, потому что без труда ни в чем не достигнешь успеха». Решив стать монахом, святой Симеон покинул родительский дом и принял иночество в соседней обители. Здесь он провел некоторое время в монашеских подвигах молитвы, поста и послушания, а затем для еще больших подвигов он уединился в сирийскую пустыню. Здесь святой Симеон положил начало новому виду подвижничества: «столпничества». Построив столп в несколько метров высоты, он поселился на нем и этим лишил себя возможности прилечь и отдохнуть. Стоя днем и ночью, как свеча в прямом положении, он почти непрерывно молился и размышлял о Боге. Кроме строжайшего воздержания в пище, он добровольно переносил много лишений: дождь, зной и стужу. Питался он размоченной пшеницей и водой, которые приносили ему добрые люди.

Его необычайный подвиг стал известен во многих странах, и к нему начало стекаться множество посетителей из Аравии, Персии, Армении, Грузии, Италии, Испании и Британии. Видя его необыкновенную силу духа и внимая его вдохновенным наставлениям, многие язычники убеждались в истинности христианской веры и принимали крещение.

Святой Симеон сподобился дара исцелять душевные и телесные болезни и предвидел будущее. Император Феодосий II Младший (408-450 гг.) очень уважал преподобного Симеона и часто следовал его советам. Когда император скончался, его вдова царица Евдокия была совращена в монофизитскую ересь. Монофизиты не признавали во Христе две природы – Божескую и человеческую, а лишь одну Божескую. Преподобный Симеон вразумил царицу, и она опять стала православной христианкой. Новый император Маркиан (450-457 гг.) в одежде простолюдина тайно посещал преподобного и советовался с ним. По совету преподобного Симеона Маркиан созвал в Халкидоне IV Вселенский собор в 451 году, который осудил монофизитское лжеучение.

Святой Симеон жил более ста лет и скончался во время молитвы в 459 году. Его мощи почивали в Антиохии. Православная Церковь в богослужении, посвященном святому Симеону, называет его «небесным человеком, земным ангелом и светильником вселенной».