Приходской листок Троицкого собора, 39 (956) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии Недели пред Воздвижением.

Видите, как много написал я вам своею рукою. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. Впрочем, никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

(Послание к Галатам, 6 глава, 11-18)

Евангельское чтение на литургии Недели пред Воздвижением.

Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

(Евангелие от Иоанна, 3 глава, ст. 13-17)

Слово в Неделю перед Воздвижением.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Какие прекрасные слова Святого Евангелия только что мы с вами слышали! «Не послал Бог Сына Своего, чтобы судить этот мир, но послал Сына Своего, дабы всякий верующий в Него имел жизнь вечную» (см. Ин. 3, 16–17). Бог приходит в мир, чтобы нас с вами спасти, чтобы нас не погубить.

Мы часто задаемся таким вопросом, особенно когда нам сложно, когда кто-то нас обижает, когда мы видим явное зло, торжествующее зло в мире, и мы тогда начинаем вопрошать или сами себя, или в разговорах с другими: «Ну куда же Бог смотрит? Почему Он не уничтожит это зло?»

Дорогие братья и сестры, тогда, может быть, начнем рассуждать так? Вспомним эти слова, что «не послал Бог Сына Своего, чтобы судить этот мир, но чтобы спасти мир». Это мы судим! Когда нам плохо и нас обижают, мы видим, кто виноват, как нам кажется. И нам хочется, чтобы его тотчас Бог покарал за это зло, которое он для нас сделал. Но никогда мы с вами не просим, чтобы нас Бог покарал за те безобразия, которые мы делаем. Никогда мы не задумываемся, что бы было, если бы Бог послал в мир Сына Своего судить миру. Что бы от нас осталось?

Но нам кажется, что мы хорошие. Мы не замечаем того, какие мы на самом деле. А мы с вами все тяжело духовно больны. Мы отравлены ядом греха. Когда яд проникает в тело человека, он парализует его способности. Разные бывают яды. Иногда человек просто соображать перестает. Иногда человек не чувствует своих рук или своих ног. Иногда человек делает дикие вещи, так, что и на человека не похож. По-разному разные яды действуют на тело человека, но в конце концов убивают его тело. А мы с вами заражены духовно ядом греха. Причем этот яд парализует наше сознание. Мы грешим и не чувствуем. Вроде так и надо. Легко осуждаем, легко завидуем, легко сплетничаем, легко злобимся. На всякую нечистоту скоры и быстры, и не видим, что это яд разрушает нашу душу.

А теперь подумаем, что бы с нами было, если бы Бог послал Сына Своего судить миру, и каждый бы из нас ответил за эту нечистоту и скверну, которая в нашей душе, в нашей жизни, в наших делах, в наших поступках, в нашем сознании. Что бы от нас с вами осталось? Но, слава Богу, пришел в мир Сын Единородный, «дабы никто из верующих в Него не погиб, но имели бы жизнь вечную» (см. Ин. 3, 16). Слышите, какие слова: никто не погибнет из верующих в Сына Божия! Потому что Сын Божий исцеляет нас от этого яда греха.

А как же Он нас исцеляет от этого яда греха? Как это происходит? Сам Иисус Христос, сегодня мы слышали в Евангелии, дает этому объяснение. Господь вспоминает событие из Ветхого Завета, когда Моисей вывел народ Божий из плена, и они путешествовали по пустыне. В одном из мест на них напало огромное количество змей. И змеи начали жалить народ Божий, и люди начали гибнуть. Моисей воззвал ко Господу и сказал: «Боже, для чего мы вышли из земли Египетской? Чтобы здесь погибнуть в этой пустыне?» И тогда Бог повелевает Моисею соорудить медного змия. Этот медный змий был устроен так: огромное вертикальное, можно сказать, бревно, стойка, на которой горизонтально висело изображение медного змия. Это был прообраз Креста. Но Бог сказал еще тогда: «Всякий, кто только воззрит на это изображение, исцелится от укусов змей ядовитых». Что и произошло. Произошло чудо в пустыне (см. Чис. 21, 4–9).

И вот Иисус Христос вспоминает это чудо и объясняет, каким образом Он спасет всех нас от ядовитых укусов греха. Он говорит: «Как был вознесен Моисеем змий в пустыне, так надлежит быть вознесену Сыну Человеческому» (см. Ин. 3, 14). Он говорит о Своей смерти на Кресте. И если только одно воззрение на изображение медного змия избавляло древних людей от смерти физической, распятие Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа на Кресте приводит к тому, что те, кто веруют в Него, получают прощение и исцеление своих грехов. Потому что Христос на Кресте на Себя взял яд всех наших грехов. Он испил эту чашу яда человеческого и принял смерть за грехи наши. Вместо нас Он принял страдание.

«А как же, – мы скажем, – а мы разве в жизни не страдаем? Разве мы в жизни не мучаемся?» Да, страдаем и мучаемся, как некоторое время мучились эти люди, которых вел Моисей, и их кусали змеи. Но это быстро прошло. Это быстро прошло. Когда они увидели это изображение, они исцелились. И наша земная жизнь быстро пройдет. Очень быстро. Мы не знаем, какой нам отмерян этот земной отрезок. Но от того, как мы его проживем, будет зависеть наша вечная жизнь. Примем ли мы этот дар, который дает нам Господь, дар спасения, примем ли мы любовь Божию, примем ли мы Крест Господень, возьмем ли мы крест и пойдем ли за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом – вот от этого зависит наша вечная жизнь. И если мы веруем в Господа Иисуса Христа и жизнью своею свидетельствуем эту веру, мы не погибнем, но будем иметь жизнь вечную. Ибо пришел Бог в этот мир, чтобы спасти мир. Ему же слава во веки веков. Аминь.

25 сентября 2016 года.

Преподобный Силуан Афонский.

Память 11 (24) сентября

Детские и юношеские годы

Святой Силуан Афонский (мирское имя – Симеон) родился в Тамбовской губернии, в селе Шовском, в семье крестьянина Иоанна Антонова, в 1866 году.

Его родители были неграмотными, однако благочестивыми, мудрыми, чуткими и отзывчивыми людьми. Несмотря на бедность, они отличались гостеприимством, помогали нуждавшимся. Иногда им приходилось делиться даже из скудного запаса, даже последним. Сам Симеон (отец Силуан) всегда отзывался о матери и отце с любовью и теплотой.

Будучи трудолюбивыми и хозяйственными людьми, они всегда находили время для посещения храма. Симеон любил присутствовать за богослужением вместе с родителями. Здесь он знакомился со словом Божьим, с историей жизни святых.

В рабочее время Симеон трудился вместе со взрослыми: помогал отцу в поле, а иногда старшие братья брали его с собой на строительство.

Будущий старец с детства воспитывался в Православных традициях, и христианское воспитание было ему по душе. С юности он расположил себя к мысли о монашеском восхождении к Богу и Царству Небесному. Он даже выбрал обитель, где хотел бы дать Господу обеты и предаться аскетическим подвигам: желал поступить Киево-Печерскую Лавру.

Между тем, отец, предостерегая сына от поспешности принятия столь важного решения, заботливо настаивал, чтобы тот, для начала, испытал себя на воинской службе, а затем определился, как поступить.

Подчиняясь воле родителя, Симеон отложил свои планы. Постепенно мирские соблазны и удовольствия стали затягивать его всё сильней и сильней, а вскоре и вовсе перевесили желание отложиться от мира. Мысль о монашестве отошла (до времени) на второй план.

Вразумление свыше

Но вскоре Благость Божия напомнила о себе. Однажды, когда Симеон возвратился с очередного гулянья и заснул, не то в полудрёме, не то в тонком сонном видении он вдруг увидел себя словно бы извне. При этом он воочию созерцал, как в него проникал отвратительный змий.

Ощутив омерзение и ужаснувшись, Симеон пробудился и тут же услышал таинственный голос. Это был голос Пречистой Матери Божьей. Богородица разъяснила, что как ему было противно глядеть на глотание змея, так и Ей тяжко смотреть на его греховную жизнь.

В результате такого необычайного вразумления Симеон осознал свою неправоту, сердечно раскаялся, возблагодарил Небесную Царицу за внимание и доброту. После этого случая он вновь воспламенился ревностью о Господе, загорелся желанием жить по закону Божьему, в согласии с совестью.

Воинская служба

Тяготы воинских обязанностей не пугали Симеона. Армейская служба, которую он проходил в Санкт-Петербурге, способствовала укреплению характера, приучала к ответственности и исполнительности. Всё больше и решительнее думал он о монашеской жизни, далёкой от мирских соблазнов и бессмысленной суеты.

Несколько раз Симеон жертвовал накопленные деньги на нужды Афонских монахов. По этому поводу между его сослуживцами сложилась поговорка, что он пребывает умом на Святой Горе и на Страшном Суде.

Когда срок воинской службы близился к концу, Симеон решил посетить Иоанна Кронштадтского, испросить у него благословения на монашество и получить пастырское напутствие. Не застав отца Иоанна на месте, он написал и оставил ему записку, в которой просил о молитвах. А уже на следующий день, пребывая в расположении части, Симеон почувствовал, будто находится в средоточии гудящего адского пламени. Это чувство помогло ему утвердиться в желании оставить мир и предаться служению Богу.

Продолжение следует.